Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной период смены




Основной и итоговый периоды смены

 

 

Цель данного периода - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.

Задачи основного периода:

§ развитие самоуправления и структуры лагеря (через работу микрогруппы, систему дежурного командира, значимые поручения, соревновательность).

§ передача управления отрядом и лагерем от отряда к детям (день самоуправления, экзамен в кружках, планирование дел активом, утреннюю линейку проводит президент лагеря).

§ создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности (кружки, КТД, огоньки анализа дел).

§ создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в лагере опыта (проведение родительского дня, творческие отчёты кружков, открытые отрядные дела для всего лагеря (творческий Арбат, эстафета соседей - экскурсии по отрядному месту)).

Критерий успешности - инициатива ребят.

Несмотря на ревностное поддерживание традиций лагеря, каждая смена не похожа друг на друга - все имеют свою запоминающуюся звездочку, которая обычно загорается в основной период смены.

Основной период начинается обычно на шестой-седьмой день смены. Жизнь лагеря отличается своим темпом и разнообразием. За годы работы в детских оздоровительных лагерях определилась педагогически наиболее оправданная логика лагерного дня, которая совпадает с установленным режимом.

Каждое утро начинается с физкультурной (тонизирующей) зарядки. После этого проходит трудовой десант на закрепленную территорию, уборка помещения, общелагерная линейка или отрядные утренние пятиминутки, где дается информация обо всех мероприятиях текущего дня.

После завтрака вожатый организует отрядные дела, обычно на свежем воздухе, начинают работать кружки, проводятся часы игры, музыки, спорта. После обеда наступает двухчасовой «тихий час», после которого дети активно посещают кружки и секции.

Общелагерные мероприятия рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю - здесь действует принцип «лучше меньше, но качественнее»: все мероприятия должны быть хорошо продуманы, организованы, чтобы ребята были не просто «заняты» в них, но увлечены, заинтересованы ими.

После ужина наступает время отрядных дел, включающих подготовку к запланированным общелагерным мероприятиям, выходы на костры, участие в жизни туристского городка, организацию досуга.
Система тематических дней

Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Тематический день - это систематизированный день, в основу которого положена определенная идея.

Тематический день предполагает активное погружение всех детей и взрослых в выбранное дело. Любой тематический день, по нашему мнению, предполагает достижение следующих воспитательных целей:

§ формирование эстетических чувств, вкусов, идеалов, взглядов личности нравственного восприятия окружающей природы;

§ развитие способности воспринимать и оценивать мир с очки зрения гармонии совершенства и красоты;

§ творческая реализация личности ребенка, выявление его индивидуальных способностей, возможностей и демонстрация его возможностей перед ним самим.

Для достижения обозначенных общих целей тематического дня следует определить задачи, способы решения которых воспитатели-вожатые должны четко для себя представлять в условиях своего лагеря:

§ создание условий для максимального раскрытия и развития творческого потенциала каждого воспитанника;

§ проявление творческого мышления и индивидуальности, развитие фантазии;

§ приобретение новых умений и навыков детьми через участие в различных творческих и трудовых конкурсах;

§ содействие успеху ребенка в творчестве.

Содержание тематических дней определяется:

§ идеей смены;

§ содержанием смены;

§ общечеловеческими ценностями;

§ знаменательными датами, празднование которых предстоит в год проведения смены, а также важными вехами в истории человечества.


Разработка тематического дня осуществляется с учетом следующих моментов:

1. Логики развития ценностных ориентаций, определяющих три основных этапа этого процесса - знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной ценности, дела, способствующие формированию положительного отношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность.

2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

§ по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;

§ по направленности - социально и личностно значимые;

§ по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия; игровая деятельность;

§ организация целенаправленного восприятия;

§ создание информационного продукта;

§ соревновательность, конкурсность;

§ познавательная деятельность;

§ организация предметно – практической деятельности; организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.

3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.

4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межотрядных, определенных тематикой дня.

5. При организации тематического дня важно определить участки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.
Разработка тематического дня включает:

1. Определение названия дня.

2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки.

3. Методические рекомендации по проведению отрядных дел в рамках тематического дня.

4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня.

5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкального оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря.

6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоционально-нравственной атмосферы в течение дня.


В рамках смены может быть самое разное содержательное наполнение тематических дней:

1. День человека: (диспут «Герой нашего времени»; праздник спорта и искусства «Малые Олимпийские игры»; школа выживания; дневник эволюции человечества; беседа «Человек — дитя природы»; создание общества прав ребенка (темы для обсуждения: «Что значит быть человеком», «Как научиться жить среди людей», «Азбука жизни дома, в школе, на улице, в стране, в обществе», «Я - ребенок, я - человек: мои права и обязанности», «Что важнее - выполнять обязанности или соблюдать права?», «Закон и люди», «Кто защищает мои права?»; ток-шоу «За гражданские права, честь и достоинство»; фестиваль «Должны смеяться дети»; вечер «Что в имени тебе моем...»; «Школа здоровья»; работа творческих мастерских «Семь граней «Я»; ток-шоу «Я — ребенок, Я — человек»; конкурсная программа «НИИ человека будущего».)

2. День Земли: (беседа-практикум о состоянии природы, об экологии; экскурсии в природу; акции в защиту природы; теоретико-практические занятия «Уроки природы»; экологический митинг «Во имя жизни»; разработка проекта на тему «Экологическая защита города» и его реализация в лагере; конкурс экологических плакатов «Я+» (один отряд начинает решать проблему, другие - вносят что-то свое); составление «Красной книги» лагеря; разработка проекта «Экологическая ситуация в области»; ролевая игра «SOS» - экологическая акция по спасению территории вокруг лагеря; академия экологических знаний; уроки общения с природой; смотр агитбригад «Охраняй окружающую среду»; «Путешествие по ближнему зарубежью» (исследование достопримечательностей ближайшего леса); проект сооружения памятника «В защиту зеленого друга»; проект «Легендарное место» (обследовать местность, придумывать название и легенду необычного места); продуктивно-познавательная игра на местности «Экологический бумеранг»; тематические огоньки «Судьбы едины».

3. День Отечества: (знакомство с жизнью выдающихся людей; путешествие по Золотому кольцу России; конкурс гербов; музей «Губернский дом»; радиопередача «Губернский калейдоскоп»; уездные гостиные; игра-путешествие «По деревням и селам»; праздник славянской письменности; фестиваль «Вехи»; заочное путешествие «Губернская экспедиция»; диспут-клуб «Я — патриот!?»; фольклорный праздник «Берендеевы поляны»; фестиваль песни «Флейта Леля»; интеллектуальная игра «Поле русской славы».

4. День мира: клуб интернациональной дружбы; игра «Конфликт»; встреча с участниками военных действий; конкурс военной песни; дискуссия на тему «Толерантность»; информация о современном оружии; просмотр фильмов о войне и их последующее обсуждение; политический митинг, образование политических партий; конкурс рисунков «Мир»; «Спорт — посол мира» — спортивный праздник; ассамблея «Планета людей»; историко-литературный вечер «Великие граждане Земли»; альтернатив-тур «Улица мира»; спортивно-познавательная игра на местности «Полигон экстремальных условий».

5. День Знания: устный журнал «По следам великих открытий»; Марафон интеллектуальных игр; конкурсная программа «Интеллект - шоу»; конкурс «Почемучек»; работа научно-творческих коллективов в «Лаборатории наук».

6. День Труда: конкурс «Операция «Уют»; ролевая игра «Тимур и его команда»; конкурс комиксов «Как труд создал из обезьяны человека»; выпуск «Трудового листка»; ремесленные кружки и «Ярмарка ремесел»; «В гостях у Самоделкина» (праздник труда); операция «Вперед, спасатели!» (спасение территории от мусора); экономическая игра «Ярмарка творческих услуг»; операция «Разведай. Выполни. Сообщи»; конкурс защиты профессий «Профи-шоу».

7. День Культуры: диспут «Добро и зло»; ярмарка искусств; конкурс авторской песни; путешествие по странам, знакомство с их культурой; практикумы по этикету; театр Петрушки; вечер национальных театров; игра «Разноцветная планета» (встреча с семьями разных народов); лирический вечер; КТД «Маскарад»; русские посиделки; художественные салоны - музыкальный, литературный, живопись, скульптура, дизайнерский и т.д.; фестиваль творчества юных; школа вежливых наук; открытие «Дизайн-интерьер клуба», разработка проектов оформления комнат и их воплощение; праздник изысканных удовольствий; познавательно-творческая игра «Кругосветная регата»; Фестиваль танца «Танцевальный фейерверк».

8. День Семьи: составление генеалогического древа отряда; игра «Моя семья»; диспут «Отцы и дети»; устный журнал «Книга солнечных фамилий»; отрядный огонек «Сбор у семейного очага».


Идеи тематических лагерей

1. Морское плавание: корабли с командами, матросы, капитаны, море, якорь и т.д.

2. Детский городок: мэрия города, улицы, жители, предприятия, городская валюта и т.д.

3. Сказочное царство: царь, царица, свита, сказочные герои и т.д.

4. Акционерное общество: АО, акционеры, акции, биржи, совет, совет директоров и т.д.

5. Космический полет: галактики, планеты, планеты, космические корабли, космонавты и т.д.

6. Индейское племя: вождь, вигвам, талисман, совет старейшин, амулет и т.д.

7. Детское телевидение: телестанции, телепередачи, телеканалы, режиссер, продюссер и т.д.

8. Театральная смена: театр, труппа, актеры, антракт и т.д.

9. Город мастеров: мастера, мастерские, выставки и т.д.

10. Детский экспресс: вагоны, пассажиры, поезда, рейс и т.д.

Итоговый период смены.

Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив.

Задачи:

§ Коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста временного детского коллектива (итоговый сбор отряда, вручение грамот, методики на определение уровня развития коллектива - социометрия, прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», линейка закрытия смены).

§ Самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста каждым ребенком (прощальный огонёк, прочтение и анализ письма себе на конец смены, прощальный вернисаж - выражение себя через предметы в композиции с названием, оформление общей выставки отряда, КТД «Скоро лагерю скажем «прощай», прогулки по любимым местам, бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере, обмен пожеланиями).

§ Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее (обмен адресами для переписки, договор о встрече, беседа «Что вы будете делать после лагеря», индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере, можно раздать сценарии дел или дать их переписать).

§ Подготовка лагеря к следующей смене (уборка территории и помещений, помощь вожатым в изготовлении визиток, написание вожатым писем-отзывов о его работе, пожелания на будущее).

Критерии успешности периода

§ нежелание уезжать из лагеря;

§ желание сохранить среду общения;

§ желание перенести то, чему научились в лагере на свой постоянный детский коллектив.

Дети чувствуют отъезд задолго до закрытия смены, обычно за 4-5 дней. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительности, нельзя расслабляться («вот уже и окончание смены!»), нужно быть предельно внимательным. Это этап подведения итогов работы, анализа деятельности каждого ребенка. Подведение итогов - это конкретные дела: демонстрация результатов работы кружков, творческие отчеты групп, откровенный разговор по душам о прожитой смене, друг о друге. Кроме того - это специальные дела - прощание с лесом, с речкой, с лагерем, последнее купание, последняя зарядка, последний матч.

Заключительный период включает в себя проведение итоговых сборов отряда, дружины; проверку того, чему научился, узнал каждый ребенок. Заключительный период посвящается творческому отчету в отряде, кружке, дружине. Организуются выставки поделок, фотогазет, газет-молний. Проводятся концерты, на которых показываются инсценировки из жизни лагеря. Итоговые линейки посвящаются награждению детей, отличившихся в чем-либо на протяжении всей смены.

В конце смены нередко проводятся творческие дела, направленные на подъем настроения, снятие усталости и напряжения.

Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если вожатые ослабляют требовательность, то ребята пытаются завершить все, что не успели в «свободной» жизни. Поэтому вожатому необходимо помнить следующее:

§ работать по намеченному ранее плану;

§ стремиться не нарушать режим дня;

§ ограничить неорганизованное свободное время детей и подростков;

§ стараться организовать коллективные дела, с привлечением каждого ребенка;

§ не давать возможности скучать;

§ не выпускать из поля зрения ни одного ребенка;

§ продумать программу прощального вечера;

§ четко планировать каждый рабочий момент.

За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое.

В «карнавальную» ночь, так называют последнюю ночь в лагере, ни на минуту не оставляйте своих детей, контролируйте ситуацию соберитесь у костра (если это в вашем лагере возможно), вспомните о былом, помечтайте о будущем.

День отъезда. В этот день:

§ спокойно соберите белье (по каждой палате отдельно), просчитайте, сдайте;

§ уберите палаты, оставьте их в чистоте и порядке;

§ проверьте, все ли свои вещи собрали дети;

§ напомните ребятам о том, как себя вести при посадке в автобус, вспомните, что у вас в отряде много джентльменов;

§ напомните детям о том, что каждый ребенок едет со своим отрядом;

§ еще раз напомните им, как вести себя в автобусе, можно ли открывать окна (бросать бумажки, огрызки);

§ напомните о том, как выходить из автобуса;

§ скажите детям о том, что перед уходом с родителями, необходимо об этом обязательно предупредить вожатого.

Рассадив детей в автобусе, разместив детские вещи, вожатый считает детей, проверяет списочный состав; убеждается в разумной посадке детей, не забыв о тех, кто плохо переносит поездку в транспорте; закрывает двери автобуса; докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.

Детей, которых не встретили родители, провожают организованно вожатые. Только после того как каждый ребенок встретится со своими родителями, вожатый может облегченно вздохнуть: завершилась работа в оздоровительном лагере.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.