КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инженерная психология как наука
М.А. ДМИТРИЕВА, АЛ. КРЫЛОВ, А.И. НАФТУЛЬЕВ Хрестоматия по инженерной психологии: Учебное пособие/Сост. Б.А. Душков и др. -М., 1991. Экзаменационный билет №20 Экзаменационный билет №19 Экзаменационный билет №18 Экзаменационный билет №17 Экзаменационный билет №16
1. Основные этапы разработки приложений в среде СУБД. 2. Виды форм для работы с данными СУБД Access. 3. Характеристика серверных СУБД. Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии» (протокол №4 от 15.11.2013 г.)
АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Инжиниринг и информационные технологии» Кафедра «Информационные технологии» Дисциплина «Базы данных в ИС»
1. Создание файла базы данных в СУБД Access, конструкторы и мастера. 2. Характеристика элементов управления в формах. 3. Понятие архитектуры «клиент-сервер». Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии» (протокол №4 от 15.11.2013 г.)
АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Инжиниринг и информационные технологии» Кафедра «Информационные технологии» Дисциплина «Базы данных в ИС»
1. Режимы создания таблиц в СУБД Access. 2. Создание простой формы для ввода данных. 3. Запросы к базам данных (SQL, QBE, UDF, транзакции). Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии» (протокол №4 от 15.11.2013 г.)
АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Инжиниринг и информационные технологии» Кафедра «Информационные технологии» Дисциплина «Базы данных в ИС»
1. Понятие импорта и связывания таблиц при их создании. 2. Панель элементов в конструкторе форм. 3. Уровни представления данных (концептуальный, внешний, внутренний). Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии» (протокол №4 от 15.11.2013 г.)
АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Инжиниринг и информационные технологии» Кафедра «Информационные технологии» Дисциплина «Базы данных в ИС»
1. Основные понятия баз данных. 2. Установка свойств элементов управления в формах. 3. Создание формы на основе многотабличного запроса, составная форма «одни ко многим». Билет обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Информационные технологии» (протокол №4 от 15.11.2013 г.)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ Инженерная психология — наука, изучающая системы "человек — техника"1 с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы: —конструирования техники и организации управления технологиче —подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально- —профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудо Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны; это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования — систем "человек — техника". Такая двойственность объекта исследования в инженерной психологии порождает ряд специфических методологических особенностей. Кроме того, следует иметь в виду, что любая система "человек - техника" - это своего рода микроэлемент макросистемы, в роли которой выступает система производительных сил. Поэтому в системах "человек — техника" проявляется ряд таких общих закономерностей развития производительных сил, которые обусловлены наличием в них материального (прежде всего технического) и субъективного (человеческого) начал. Одна из таких закономерностей касается определяющих моментов производительности общественного труда. Производительность общественного труда на каждом уровне развития производительных сил определяется, во-первых, совершенством техники, а во-вторых, накопленным производственным опытом людей, их навыками к труду. Все это находит свое отражение в эффективности систем "человек - техника". Эффективность каждой такой системы будет определяться производительностью и надежностью техники, подготовленностью человека, согласованием рабочих характеристик человека и техники. Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики. Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др. Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики1. Границы этой области очерчиваются в основном междисциплинарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы "человек — техника — среда", усиливая таким образом, прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности такого понятия исследуемой системы, отметим лишь, что используемое в инженерной психологии понятие системы "человек — техника" основано на положении, что всякая система функционирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках систем "человек — машина". Необходимо отметить, что инженерно-психологические исследования трудовой деятельности человека, деятельности, связанной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами. Именно в трудовой деятельности аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-психологические характеристики человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания. ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как указывалось выше, обеспечение высокой эффективности систем "человек — техника". Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как, например, качество про- 1 Эргономика пока вряд ли может рассматриваться как самостоятельная наука, хотя в литературе имеют место такого рода утверждения. Кардинальным решением в формировании эргономики как науки может быть лишь разработка методологических основ и специфических методов исследования. дукта (результата), долговечность, энергозатраты и т.п. Ясно, что эффективная работа систем "человек — техника" требует наличия высокопроизводительной и надежной техники; далее, конструкция техники и организация производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качествам реализовать эти возможности, добиваться высокой производительности труда и обеспечивать выполнение производственных операций. Достижение главной цели инженерной психологии осуществляется, во-первых, за счет улучшения технологических характеристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характеристик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отношение к труду. Улучшение технологических характеристик трудового процесса означает следующее: — минимизацию времени выполнения отдельных действий и операций в трудовом процессе; —исключение грубых ошибок типа промахов в трудовой деятельности; —минимизацию вероятности ошибок, отрицательно сказывающихся —сохранение высокой (заданной) работоспособности человека в тече Под улучшением характеристик трудового процесса, стимулирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее: — надежность работы технических устройств; —рациональная конструкция техники; —соответствие сложности техники уровню подготовленности чело —совершенный эстетический вид технических устройств и производст —отсутствие вредных и мешающих работе внешних факторов. Конечно, трудовая активность человека стимулируется не только улучшением характеристик трудового процесса. Существенную роль играют здесь социальные условия, определяющие все отношение человека к труду. Однако нельзя недооценивать роль характеристик трудового процесса в формировании личности человека, в создании высокого уровня мотивации к данному виду трудовой деятельности. 1 Трудовая деятельность всегда была и будет связана с определенным физическим, а в условиях автоматизированного производства прежде всего психическим напряжением. Исходя из общего требования обеспечения в нашей стране условий безопасного и безвредного труда, сказанное выше следует понимать как исключение нагрузок, резко ухудшающих функциональное состояние или отрицательно влияющих на здоровье человека. ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе трудовой деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах "человек — техника"1. В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии. Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах "человек — техника". Приспособление техники к человеку должно осуществляться с помощью ряда последовательных целенаправленных инженерно-психологических разработок на всех этапах проектирования. В целом они составляют суть инженерно-психологического обеспечения проектирования АСУ. Инженерно-психологическое обеспечение проектирования систем есть в то же время и проектирование деятельности человека. В период эксплуатации техники ее приспособление к человеку очень ограничено и оказывается возможным лишь при модернизации2. Приспособление техники к человеку затрагивает структурную и функциональную стороны их взаимодействия. Структурное приспособление связано с организацией сенсомоторного В связи со сказанным необходимо особо подчеркнуть, что наряду с исследованием формальной (прежде всего количественной) стороны психического в инженерной психологии должно уделяться большое внимание содержательной стороне. Это необходимо, во-первых, потому, что перед инженерной психологией стоит задача изучения человека как субъекта деятельности, а во-вторых, потому, что необходима разработка оценок семантических характеристик информации. В период эксплуатации приспособление техники к человеку может осуществляться также за счет тех регулировок, которые предусмотрены в процессе проектирования. Это, например, изменение высоты сидения кресла применительно к росту человека, изменение громкости или яркости сигнала в зависимости от конкретных условий работы и т.п. 42 поля в рабочих зонах, с учетом рабочего положения сидя или стоя. Основаниями для структурного приспособления являются следующие данные: —размеры и форма тела человека и отдельных его частей; —пределы и характер движений в суставной системе; —силовые характеристики мышечной системы; —поле зрения; —чувствительность анализаторов. В соответствии с указанными данными определяются следующие параметры техники: —размеры и форма пульта управления и кресла; —размеры и форма панелей органов управления; —размеры и форма органов управления (манипуляторов, педалей); —объем, направление и характер движений органов управления; —сопротивление органов управления; —размеры и форма приборных панелей; —размеры элементов индикационных частей приборов; —сила сигнала (визуального или слухового). Функциональное приспособление техники к человеку связано с особенностями деятельности информационной системы человека. Исходными данными для решения вопросов функционального приспособления являются: —объем и время восприятия; —объем оперативной памяти и длительность хранения информации; —структурно-временные характеристики мышления; —особенности внимания; —особенности представлений; —пределы регуляции произвольных движений; —особенности координации движений; —особенности взаимодействия анализаторов. В соответствии с этим при разработке техники определяются следующие параметры: —количество сигналов и частота их поступления; —длительность существования сигнала; —признаки привлекающего эффекта сигналов; —мнемические признаки сигналов; —признаки отражения в сигнале существенных характеристик объек —соотношение изменений индикационных элементов и движений — соответствие характеристик сигналов представлениям человека о —размещение индикаторов и органов управления в соответствии с их —полнота информационного представления объекта. Важным вопросом согласования характеристик человека и техники, Как указывалось выше, является приспособление человека к технике. Оно включает в себя профессиональную ориентацию, профотбор и профессиональную подготовку. Исходя из потребностей в определенной профессиональной деятельности, требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку, и качеств, которыми должен обладать человек для успешного выполнения данной деятельности, проводится профессиональная ориентация. Целью ее является обеспечение оптимального распределения людей по различным профессиям, которое достигается, во-первых, профпропагандой и проф-просвещением, направленными на формирование знаний о профессии, необходимых для обоснованного ее выбора, устойчивой мотивации и методов самоподготовки и развития профессионально важных качеств; во-вторых, нрофконсультацией, предполагающей предварительное психологическое (и обычно медицинское) обследование с последующей рекомендацией по поводу выбора профессии. Профессиональный отбор (профотбор) имеет целью определение пригодности людей к обучению и последующей профессиональной деятельности. Профотбор проводится на основании оценки различных психологических и других (медицинских, социальных) показателей, полученных в результате обследования, изучения документов, собеседования, наблюдения за поведением, конкурсных экзаменов и т.п. Из психологических показателей наиболее часто оцениваются показатели внимания, мышления, памяти, произвольных реакций, интеллектуальных способностей, тревожности, эмоциональной устойчивости, целеустремленности, дисциплинированности, честности, общительности, идейной убежденности, принципиальности и т.п. В результате профотбора для обучения профессиональной деятельности (с учетом прогнозов успешной работы после обучения) должны быть рекомендованы прежде всего люди, имеющие высокий уровень индивидуально-психологических качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности. Далее, должны быть отведены все лица, имеющие явные противопоказания к данной деятельности или столь низкий уровень исходной подготовки, который не позволяет надеяться на успешность обучения в заданные сроки. В процессе обучения результаты профотбора уточняются (методом исключения лиц, заключение о профпригодности которых оказалось ошибочным). Профессиональная подготовка является одним из существенных моментов приспособления человека к технике. Это прежде всего профессиональное обучение, направленное на приобретение знаний, умений и навыков. Обучение сначала осуществляется преимущественно в рамках тренировки, причем начальный этап тренировок может быть связан лишь с развитием профессионально важных качеств (внимания, быстроты действий и т.п.). Согласование человека и техники как элементов единой системы связано с необходимостью решения вопросов распределения функций между человеком и машиной (автоматом). При решении этих вопросов устанавливается, какие функции целесообразнее оставить человеку, а какие должны выполняться автоматическими устройствами. Следовательно, и трудовая деятельность человека по своей форме и содержанию, и политика автоматизации в отношении различных видов технических систем будут существенно зависеть от распределения функций. Распределение функций между человеком и автоматом осуществляется обычно по принципу преимущественных возможностей. Основными преимуществами техники можно считать следующие: - стабильность выполнения однообразных действий; - быстрота выполнения вычислительных операций, просчета много - большой объем памяти и быстрота извлечения необходимых данных; - быстрота и точность классификации относительно простых сигналов - использование для передачи информации форм энергии, к которым - выполнение операций строго по заданным программам и алгоритмам; - нечувствительность к влиянию социальной среды; - относительная простота создания защитных (от внешней среды) Основными преимуществами человека можно считать: - способность к обнаружению и опознанию сигналов в условиях высо - возможность принимать решения на основе обобщения данных и - способность вырабатывать индивидуальный стиль деятельности как - способность находить новые решения, новые способы выполнения - способность принимать информацию по различным сенсорным кана - способность накапливать информацию и использовать накопленный - возможность использовать для взаимодействия с техническими уст - возможность усиливать интерес к работе за счет наличия в трудовом - способность сохранять готовность к действию в неожиданных ситу - способность находить новые пути в неожиданных (экстренных) си Конечно, человек может поддерживать относительно высокий и стабильный уровень работоспособности лишь в пределах какого-то ограниченного иремени. В процессе работы человек может отвлекаться, он утомляется и, следовательно, скорость и точность его действий могут значительно снижаться. В отношении длительной стабильности однообразной работы маши- на бесспорно превосходит человека, она способна при этом выполнять десятки тысяч счетных операций. Однако человек имеет неоспоримые преимущества при работе в сложных условиях, он обладает также колоссальными возможностями компенсации, может в течение короткого времени не только полностью восстанавливать работосопособность, но и выполнять работу на более высоком уровне. Очевидно, что в любой системе управления функции между человеком и автоматическими устройствами должны распределяться таким образом, чтобы обеспечить возможность проявления всех тех качеств, которые аккумулированы в современном человеке как результат трудовой деятельности предшествующих поколений. В этом отношении автоматические устройства, от простейших до самых сложных, призваны в первую очередь обеспечить высокопроизводительную и надежную работу систем, при этом освободить человека от тех функций, к которым он наименее приспособлен, и максимально представить в рабочем процессе функции, наиболее отвечающие качествам человека как личности, как субъекта деятельности. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Наф-тульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979. С. 129— 137.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |