Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие Средние века. Своеобразие и периодизация средневековой литературы

Читайте также:
  1. B. Понятие должностного лица
  2. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  3. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  4. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  5. I. Понятие гос. службы.
  6. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  7. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  8. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  9. I.Понятие и значение конституционного контроля
  10. II. Влияние двигательной активности на здоровье человека.
  11. II. Средние века и Возрождение
  12. II. Средние величины.



Утверждение христианства. Основные жанры церковной литературы.

Христианизация народов Европы носила вначале очень поверхностный, формальный характер, сводясь к официальному исповедованию основных догм и соблюдению главнейших обрядов. Однако с течением времени христианское учение глубоко проникло в моральное сознание и быт не только верхушки общества, но и народных масс.

Католическая церковь, обладая в середине века огромной политической и идеологической силой, подчинила себе философию, мораль, право, образование, литературу, искусство. Важным средством укрепления католической церковью своего авторитета было то, что духовенство обладало единым международным языком – латынью, которую оно объявило священным языком. У духовенства была огромная экономическая сила. Бывали периоды, когда у духовенства сосредотачивалось до 1/3 всей земельной собственности.

На протяжении всего раннего средневековья католическая церковь выдвигает идею теократии, т.е. притязает на высшее управление государством. В основу этой доктрины легло рассуждение одного из важнейших отцов церкви Августина, изложенное им в трактате «О граде божием» ( о земном о божием государствах).

На начальное развитие средневековой литературы католическая церковь оказала огромное влияние. Специфические жанры средневековой литературы: духовные гимны, жития святых, видения, легенды – церковного происхождения. Внутри церкви зародилась культовая драма. Ранняя историография и различного рода дидактика в значительной степени следуют монастырско-латинским образам. Религиозные формы мышления проявились и в литературных жанрах, далёких от церкви. Так, христианская символика присутствует в героическом эпосе, концепция любви-поклонения в куртуазной литературе во многом берёт своё начало от религиозного культа девы Марии. Аллегорическая поэзия, весьма, распространённая с средние века, несёт на себе печать церковного влияния.

Но не следует преувеличивать роль христианской религии для средневековой культуры, развитие которой, как было сказано выше, определялась взаимодействием всех формировавших её факторов, и прежде всего творчеством народных масс.

Жанры клерикальной литературы. Средневековая литература.

Основные жанры:

1) Богослужебный жанр – песнопения, молитвы, гимны и литургическая поэзия. Здесь впервые появляется рифма. Бурное творчество связано с тем, что не существует церковных канонов (до 16 века). Каждая церковь могла украшать свою службу собственными вставками. Наподобие этих стихов возникает множество поучительных, назидательных произведений. «Плач богоматери у креста», «Плач Рахили о чадах».



2) Агиография – жития святых. Образец назидательного чтения для верующих. До нас дошло много, две разновидности: а) житие грешника-язычника, который узнавал истину и преображался «Житие Марии Египетской». К нему восходят корни авантюрного романа. б) житие христианина с самого рождения. Четкая схема: описывалась недетская серьезность, первые подвиги смирения, дар предвидения, отречение от мира, мученическая смерть, чудеса после смерти. С 12 века широкое распространение приобретает развлекательная тенденция – рассказы о чудесах. Образовались целые сборники вроде «Чудеса девы Марии». Жанру чудес близок жанр видений – провидение. Аллегорическая поэзия.

3) Проповедь. Сборник «Римские деяния».

4) Летописный жанр, жанр хроники. «Хроника Саксона Грамматика».

Параллельно с этим существовала смеховая, несерьезная литература (пародиа сакра) – ее создавали школяры и низшие клирики. Необыкновенная ученость авторов. «Вечеря Кипряны» (Каэна Киприана». Пародийная форма: не вечер собираются все герои библии, у всех есть пародийная черта. Очень часто такую литературу санкционировала сама церковь. Создавались особые «праздники дураков», где снимались оковы церкви.

5) Литургическая драма. Связана с литургией, на смену античной драме. Сценки из Библии, постепенное развитие из чтения по ролям.

Средние века (Средневековье) - исторический период (V-XV вв.) следующий после Античности и предшествующий Новому времени (эпохе Ренессанса, Возрождения) .

Начинается Средневековье с падения Западной Римской Империи (476 год) заканчивается падением Византии (1453 год).

 

Два значения "Средних веков":

1. Научный термин, введенный в XVII в. немецким историком Христофором Келлером.

2. Самоназвание эпохи (medium aevum). Европейцы эпохи Средних веков считали, что живут между I и II пришествием Христа.

 

В эпоху Просвещения была создана "Черная Легенда" - определенный взгляд на Средние века: религиозный фанатизм, невежество, упадок исскуств.

Романтизм же создал "Золотую Легенду" о Средних веках - время единства искусства и жизни, одинаково одухотворенных религиозным чувством.

В начале XX века французские историки предложили историко-культурную оценку Средневековья - оценивать другую эпоху глазами их собственной , а не современной культуры.

 

Периодизация Средневековья:

- Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков).

- Высокое или классическое Средневековье (середина XII — конец XIII веков).

- Позднее Средневековье (XIV—XV века).

 

Начало Средневековой культуры, а, следовательно, и литературы, относится к IV – V вв н. э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые варварские народы. Великое переселение народов.

Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов: традиций народного творчества (трудовые, обрядовые песни), культурных воздействий античного мира (античность была необходима, т. к. часто являлась единственным источником знаний) и христианства (религиозные гимны, жития святых).

 

4 основные пласта литературы Средних веков:

1. Героический эпос - сказания о богах и героях.

- Архаический эпос - догосударственный эпос.

- Поздний героический эпос.

2. Клирикальная литература - церковная литература, изначально создававшаяся на латыни, но позже и на национальных языках.

3.Рыцарская литература - времена рыцарей и крестовых походов.

- Рыцарский роман.

- Рыцарская лирика.

4.Городская литература - с XII в. зарождается устный городской фольклор, на котором ярко сказалось влияние народных начал. На его основе в XIII в. создается письменная городская литература на национальных, народных языках. В середине XII в. в городе возникает жанр реалистической стихотворной новеллы («фаблио» — от латинского fabu1а – басня во Франции, «шванки» — шуточные рассказы в Германии). В коротких рассказах в сатирическом духе изображались представители класса феодалов, обличалось корыстолюбие и распутство католического духовенства, восхвалялись находчивость и ум, здравый смысл и практическая сметка представителей простого народа.

 





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.178.153
Генерация страницы за: 0.012 сек.