Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежный опыт обслуживания инвалидов




 

1. Социально-трудовая реабилитация инвалидов в Германии.

Реабилитация инвалидов – это система мер, направленных на восстановление их здоровья,

нарушенных функций, трудоспособности, возвращение в общественно-полезную и социальную

жизнь общества. Реабилитация в настоящее время прочно вошла в практику социального обслу-

живания большинства стран мира. Важное место в этой системе мероприятий занимает трудовое

устройство инвалидов, включающее ряд этапов, начиная с освидетельствования врачами-

экспертами, профориентации и подготовки к труду и кончая подготовкой производства к трудо-

устройству инвалида и контролем его качества.

Наиболее широко и эффективно социально-трудовая реабилитация инвалидов осуществля-

ется в землях Германии, что можно объяснить имевшейся необходимостью преодолеть последст-

вия мировой войны, оставившей после себя много инвалидов. Решением проблем социально-

трудовой реабилитации инвалидов в этой стране заняты многие организации: с государственные

учреждения, благотворительные агентства, различные общественные и церковные организации.

Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов в Германии возложено на

Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов, обучение, пере-

обучение, трудоустройство. Фонды на материальное обеспечение, в том числе и на реабилитацию,

формируются за счет взносов из заработной платы трудящихся и взносов предпринимателей. Ус-

луги, предоставляемые инвалидам при проведении профессиональной подготовки, включают в

себя:

1. определение доступной профессии, опробование на рабочем месте, профессиональная под-

готовка, включающая общее образование;

2. профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение;

3. помощь при предоставлении места работы и закреплении на нем, включая помощь при

найме, помощь работодателю в организации рабочего места, выплате пособий.

Решающее место в этой работе отводится биржам труда, которые и осуществляют профес-

сиональную консультацию и посреднические услуги в устройстве на работу. Специальные отделы

профессиональной реабилитации инвалидов на биржах труда осуществляют врачебно-трудовую

экспертизу, определяют конкретную профессию и другие меры реабилитации, например, обеспе-

чения техническими средствами. В сложных случаях инвалиды направляются для трудовых испы-

таний в центры профессиональной реабилитации. Реабилитационные центры в Германии могут

осуществлять только медицинскую или только профессиональную реабилитацию, а также совме-

щать эти оба вида реабилитации.

Центр комплексной реабилитации в г. Фольмарштейне представляет собой лечебно-

санитарное учреждение, в его составе имеется ортопедическая клиника, отдел профессионального

обучения с мастерскими, общежитием и санаторное отделение. В ортопедической клинике осуще-

ствляются оперативные вмешательства, имеется отделение физиотерапии, гидротерапии, лечебной

физкультуры. После оперативной коррекции и восстановительного лечения больные переводятся в

отдел профессионального обучения.

Подготовка инвалидов ведется по 40 специальностям, в основном, по обработке дерева,

металла, торговому делу, пошиву одежды и обуви. Ежедневное обучение включает 3 часа подго-

товки в школе и 8 часов практической работы в мастерских. Естественно, до начала обучения в

течение 6 недель изучаются возможности овладения инвалидом ряда профессий и в результате

такого наблюдения дается заключение о наиболее показанной профессии. Продолжительность

обучения в центре составляет от нескольких месяцев до двух лет. Центр получает заказы от част-

ных фирм, куда в дальнейшем поступают инвалиды на работу. Инвалиды с наиболее выраженной

патологией остаются жить в общежитии и работают в мастерских.

Необходимо заметить, что в Германии с 1986 года повышен месячный штраф, налагаемый

на предпринимателей за каждый случай уменьшения численности инвалидов на предприятии ме-

нее 6% от численности всех работающих.

Примером центра, осуществляющего только профессиональную реабилитацию. Является

центр в Гейдельберге. В нем 800 учебных мест и интернат с таким же числом. Этот цент осущест-

вляет реабилитацию больных туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Готовят в нем

специалистов в области электроники, радиотехники, программирования. Мастерские оборудованы

самой современной техникой. Это и неудивительно, поскольку центр работает под руководством

двух советов – медицинского и профессионально-технического. Председателем профессионально-

технического совета является один из административных руководителей фирмы Сименс. С отде-

лами фирмы Сименс заключаются договоры на подготовку специалистов.

Восстановительный центр во Франкфурте-на-Майне развернут на 1200коек и предназначен

для медицинской реабилитации. В то же время в нем помимо ортопедической клиники есть отде-

ление трудотерапии. В этом отделении действуют ткацкие, картонажные, металлообрабатываю-

щие мастерские. Но обучение в них не предусмотрено. В случае необходимости после проведения

медицинской реабилитации инвалиды отправляются на переобучение в другие города в учебные

заведения или на предприятия.

Обучение в любом из описанных центров заканчивается сдачей профессионального экза-

мена в промышленно-торговой палате, после чего возможно заключение долгосрочного контракта

с инвалидами на рынке труда.

Такова кратко представленная система социально-трудовой реабилитации инвалидов в

Германии. Подобные системы, представляющие интерес для отечественных социальных работни-

ков, существуют и в других европейских странах, таких как Австрия, Бельгия, Швеция, Франция,

Нидерланды.

 

  1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым детям

Организация помощи умственно отсталым детям в зарубежных странах осуществляется

государственными и негосударственными общественными организациями. Причем, негосударст-

венными организациями могут быть большие международные, национальные ассоциации или му-

ниципальные учреждения.

Так, например, одной из популярных и авторитетных организаций является Международ-

ная Лига обществ помощи умственно неполноценным лицам. Ее филиалы имеются в более чем 70

странах мира. Содержанием работы этой организации является борьба за права умственно отста-

лых людей на международном и национальном уровнях. Члены Лиги проводят исследования ум-

ственной неполноценности, организуют конференции, осуществляют сотрудничество между стра-

нами, помогают разрабатывать национальные программы по борьбе с умственной отсталостью.

В США умственная отсталость была признана национальной проблемой. В связи с этим

была разработана Национальная программа по борьбе с умственной отсталостью, в соответствии с

которой была поставлена задача по созданию центров по подготовке специалистов по реабилита-

ции, профессиональному образованию, обслуживанию на местах умственно отсталых, разработке

программ обучения и воспитания в школах.

Обслуживание умственно отсталых людей в США включает профилактику, диагностику,

обучение, клиническое обслуживание, социально-реабилитационную службу.

В социально-реабилитационной службе авторы выделяют реабилитацию глубоко умствен-

но отсталых лиц и общинно-реабилитационный сервис слабо умственно отсталых. Социальные

службы в этом сервисе занимаются выбором путей реабилитации, имеется служба по дальнейше-

му трудоустройству. Весь общинно-реабилитационный сервис организуется в штатах в коопера-

ции с государственными и частными учреждениями.

Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество

умственно отсталых детей. Организация реабилитационной помощи людям с умственной отстало-

стью в европейских странах характеризуется большим разнообразием форм и подходов. Эти под-

ходы часто определяются концептуальными воззрениями на природу человека и его развитие, что

предполагает использование соответствующих методов воспитания и обучения.

Большая роль в Бельгии при подготовке людей с умственной отсталостью принадлежит

крупным реабилитационным центрам, в которых дети, подростки, а затем и взрослые проходят все

этапы адаптации. Примерами могут служить центры в Антверпене и Брюсселе.

В структуру этих учреждений входит детский сад, школы, трудовые мастерские, интернат

и полуинтернат (для пятидневного пребывания) для взрослых. Один из принципов реабилитации

умственно отсталых детей – раннее начало. В связи с этим в детский сад поступают дети уже в 2

года. Большое внимание уделяется составлению прогноза развития ребенка, составлению индиви-

дуальных программ, формированию опыта общения, коррекции поведения. Взрослые с умствен-

ной отсталостью работают в мастерских, продукция их труда реализуется на благотворительных

базарах. Практикуется трудоустройство лиц с умственной отсталостью в сфере услуг.

В странах Западной Европы получил распространение интегрированные детские сады, где

вместе со здоровыми детьми воспитываются дети-инвалиды, в том числе и с умственной отстало-

стью. Опыт обучения детей с интеллектуальными нарушениями в обычных школах не имеет ши-

рокого распространения. Если в таких школах и обучаются дети-инвалиды, то лишь с незначи-

тельной степенью умственной отсталости в специальных классах. Вообще в странах Западной Ев-

ропы существуют специальные школы для детей с легкой и сильной степенью нарушения интел-

лекта.

Большое распространение в европейских государствах, в частности, в Германии, Бельгии,

Швеции получили распространение небольшие групповые дома (общежития) для проживания ум-

ственно отсталых детей и взрослых. Для этой цели либо приобретаются дома в обычном жилом

квартале, либо квартиры в многоэтажных домах. В таких групповых домах проживают от 6 до 15

человек, иногда разного возраста. Персонал – воспитатели и социальные работники, число кото-

рых зависит от степени нарушения интеллекта подопечных. Инвалиды могут проживать в таких

домах постоянно, либо уезжать на выходные домой.

В Швеции, например, в 1990 году такой дом совместного проживания был открыт в одном

из микрорайонов Стокгольма. Дом находится среди обычных жилых домов, в нем проживают в

отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается только в тех

вопросах, с которыми умственно отсталые люди не могут справиться самостоятельно.

Кроме указанной формы обслуживания умственно отсталых людей, в странах Западной

Европы распространены дневные центры, которые реализуют различные программы по уходу и

обучению инвалидов.

Еще одной формой организации жизни умственно отсталых людей являются общины. Уже

много лет существуют терапевтические общины для взрослых, основанные на принципе единения

людей, имеющих какие-либо нарушения, в том числе и умственную отсталость. Эти общины рас-

полагаются, как правило, в почти заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет

первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, а открытый поселок со всеми атрибу-

тами сельской жизни. В общине не существует различий между обслуживающим персоналом и

«пациентом». Все они – взрослые люди, вместе живут и работают. Здесь осуществляется возмож-

ность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя,

открыть путь к самопознанию. В этих общинах организованы мастерские, пекарни, подсобные хо-

зяйства и каждый, живущий в ней, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать

себя.

Такие общины есть во многих европейских странах. В Бельгии, например, в них живут и

дети и взрослые. Больные живут «семьями». В каждой семье есть «родители» - воспитатели. Дети

посещают специальные школы, взрослые работают в мастерских, выполняют сельскохозяйствен-

ную работу. В Германии, наряду с семейными общинами, имеются религиозные общины, в кото-

рых проживают лица с умственной отсталостью.

Представляет интерес опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых

лиц со здоровыми людьми в Кемпхилльских общинах. Основателем этих общин является врач-

психиатр Карл Кениг (1902 – 1966), который в 1939 году организовал свой первый лечебно-

педагогический центр в Шотландии в местечке Кемпхилл.

Существуют разные формы Кемпхиллских сообществ:

1. школы для детей, нуждающихся в особом уходе;

2. колледжи для образования и обучения молодежи;

3. ученические мастерские;

4. общины взаимопомощи для взрослых всех возрастов с умственными и физическими забо-

леваниями различной степени;

5. деревни для взрослых.

В самой первой Кемпхиллской деревне «Боттон», расположенной в Шотландии, в настоя-

щее время живут и работают совместно около 400 человек, из них 200 селян с психическими на-

рушениями. В деревне имеется шесть ферм, различные ремесленные мастерские, включая типо-

графию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску кон-

курентно способной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинной.

В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхиллских центров и деревень в 20 стра-

нах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии, Германии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.