КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зарубежный опыт обслуживания инвалидов
1. Социально-трудовая реабилитация инвалидов в Германии. Реабилитация инвалидов – это система мер, направленных на восстановление их здоровья, нарушенных функций, трудоспособности, возвращение в общественно-полезную и социальную жизнь общества. Реабилитация в настоящее время прочно вошла в практику социального обслу- живания большинства стран мира. Важное место в этой системе мероприятий занимает трудовое устройство инвалидов, включающее ряд этапов, начиная с освидетельствования врачами- экспертами, профориентации и подготовки к труду и кончая подготовкой производства к трудо- устройству инвалида и контролем его качества. Наиболее широко и эффективно социально-трудовая реабилитация инвалидов осуществля- ется в землях Германии, что можно объяснить имевшейся необходимостью преодолеть последст- вия мировой войны, оставившей после себя много инвалидов. Решением проблем социально- трудовой реабилитации инвалидов в этой стране заняты многие организации: с государственные учреждения, благотворительные агентства, различные общественные и церковные организации. Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов в Германии возложено на Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов, обучение, пере- обучение, трудоустройство. Фонды на материальное обеспечение, в том числе и на реабилитацию, формируются за счет взносов из заработной платы трудящихся и взносов предпринимателей. Ус- луги, предоставляемые инвалидам при проведении профессиональной подготовки, включают в себя: 1. определение доступной профессии, опробование на рабочем месте, профессиональная под-
готовка, включающая общее образование; 2. профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение; 3. помощь при предоставлении места работы и закреплении на нем, включая помощь при найме, помощь работодателю в организации рабочего места, выплате пособий. Решающее место в этой работе отводится биржам труда, которые и осуществляют профес- сиональную консультацию и посреднические услуги в устройстве на работу. Специальные отделы профессиональной реабилитации инвалидов на биржах труда осуществляют врачебно-трудовую экспертизу, определяют конкретную профессию и другие меры реабилитации, например, обеспе- чения техническими средствами. В сложных случаях инвалиды направляются для трудовых испы- таний в центры профессиональной реабилитации. Реабилитационные центры в Германии могут осуществлять только медицинскую или только профессиональную реабилитацию, а также совме- щать эти оба вида реабилитации. Центр комплексной реабилитации в г. Фольмарштейне представляет собой лечебно- санитарное учреждение, в его составе имеется ортопедическая клиника, отдел профессионального обучения с мастерскими, общежитием и санаторное отделение. В ортопедической клинике осуще- ствляются оперативные вмешательства, имеется отделение физиотерапии, гидротерапии, лечебной физкультуры. После оперативной коррекции и восстановительного лечения больные переводятся в отдел профессионального обучения. Подготовка инвалидов ведется по 40 специальностям, в основном, по обработке дерева, металла, торговому делу, пошиву одежды и обуви. Ежедневное обучение включает 3 часа подго- товки в школе и 8 часов практической работы в мастерских. Естественно, до начала обучения в течение 6 недель изучаются возможности овладения инвалидом ряда профессий и в результате такого наблюдения дается заключение о наиболее показанной профессии. Продолжительность
обучения в центре составляет от нескольких месяцев до двух лет. Центр получает заказы от част- ных фирм, куда в дальнейшем поступают инвалиды на работу. Инвалиды с наиболее выраженной патологией остаются жить в общежитии и работают в мастерских. Необходимо заметить, что в Германии с 1986 года повышен месячный штраф, налагаемый на предпринимателей за каждый случай уменьшения численности инвалидов на предприятии ме- нее 6% от численности всех работающих. Примером центра, осуществляющего только профессиональную реабилитацию. Является центр в Гейдельберге. В нем 800 учебных мест и интернат с таким же числом. Этот цент осущест- вляет реабилитацию больных туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Готовят в нем специалистов в области электроники, радиотехники, программирования. Мастерские оборудованы самой современной техникой. Это и неудивительно, поскольку центр работает под руководством двух советов – медицинского и профессионально-технического. Председателем профессионально- технического совета является один из административных руководителей фирмы Сименс. С отде- лами фирмы Сименс заключаются договоры на подготовку специалистов. Восстановительный центр во Франкфурте-на-Майне развернут на 1200коек и предназначен для медицинской реабилитации. В то же время в нем помимо ортопедической клиники есть отде- ление трудотерапии. В этом отделении действуют ткацкие, картонажные, металлообрабатываю- щие мастерские. Но обучение в них не предусмотрено. В случае необходимости после проведения медицинской реабилитации инвалиды отправляются на переобучение в другие города в учебные заведения или на предприятия. Обучение в любом из описанных центров заканчивается сдачей профессионального экза- мена в промышленно-торговой палате, после чего возможно заключение долгосрочного контракта с инвалидами на рынке труда. Такова кратко представленная система социально-трудовой реабилитации инвалидов в Германии. Подобные системы, представляющие интерес для отечественных социальных работни- ков, существуют и в других европейских странах, таких как Австрия, Бельгия, Швеция, Франция,
Нидерланды.
Организация помощи умственно отсталым детям в зарубежных странах осуществляется государственными и негосударственными общественными организациями. Причем, негосударст- венными организациями могут быть большие международные, национальные ассоциации или му- ниципальные учреждения. Так, например, одной из популярных и авторитетных организаций является Международ- ная Лига обществ помощи умственно неполноценным лицам. Ее филиалы имеются в более чем 70 странах мира. Содержанием работы этой организации является борьба за права умственно отста- лых людей на международном и национальном уровнях. Члены Лиги проводят исследования ум- ственной неполноценности, организуют конференции, осуществляют сотрудничество между стра- нами, помогают разрабатывать национальные программы по борьбе с умственной отсталостью. В США умственная отсталость была признана национальной проблемой. В связи с этим была разработана Национальная программа по борьбе с умственной отсталостью, в соответствии с которой была поставлена задача по созданию центров по подготовке специалистов по реабилита- ции, профессиональному образованию, обслуживанию на местах умственно отсталых, разработке программ обучения и воспитания в школах. Обслуживание умственно отсталых людей в США включает профилактику, диагностику, обучение, клиническое обслуживание, социально-реабилитационную службу. В социально-реабилитационной службе авторы выделяют реабилитацию глубоко умствен- но отсталых лиц и общинно-реабилитационный сервис слабо умственно отсталых. Социальные службы в этом сервисе занимаются выбором путей реабилитации, имеется служба по дальнейше- му трудоустройству. Весь общинно-реабилитационный сервис организуется в штатах в коопера- ции с государственными и частными учреждениями. Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество умственно отсталых детей. Организация реабилитационной помощи людям с умственной отстало-
стью в европейских странах характеризуется большим разнообразием форм и подходов. Эти под- ходы часто определяются концептуальными воззрениями на природу человека и его развитие, что предполагает использование соответствующих методов воспитания и обучения. Большая роль в Бельгии при подготовке людей с умственной отсталостью принадлежит крупным реабилитационным центрам, в которых дети, подростки, а затем и взрослые проходят все этапы адаптации. Примерами могут служить центры в Антверпене и Брюсселе. В структуру этих учреждений входит детский сад, школы, трудовые мастерские, интернат и полуинтернат (для пятидневного пребывания) для взрослых. Один из принципов реабилитации умственно отсталых детей – раннее начало. В связи с этим в детский сад поступают дети уже в 2 года. Большое внимание уделяется составлению прогноза развития ребенка, составлению индиви- дуальных программ, формированию опыта общения, коррекции поведения. Взрослые с умствен- ной отсталостью работают в мастерских, продукция их труда реализуется на благотворительных базарах. Практикуется трудоустройство лиц с умственной отсталостью в сфере услуг. В странах Западной Европы получил распространение интегрированные детские сады, где вместе со здоровыми детьми воспитываются дети-инвалиды, в том числе и с умственной отстало- стью. Опыт обучения детей с интеллектуальными нарушениями в обычных школах не имеет ши- рокого распространения. Если в таких школах и обучаются дети-инвалиды, то лишь с незначи- тельной степенью умственной отсталости в специальных классах. Вообще в странах Западной Ев- ропы существуют специальные школы для детей с легкой и сильной степенью нарушения интел- лекта. Большое распространение в европейских государствах, в частности, в Германии, Бельгии, Швеции получили распространение небольшие групповые дома (общежития) для проживания ум- ственно отсталых детей и взрослых. Для этой цели либо приобретаются дома в обычном жилом квартале, либо квартиры в многоэтажных домах. В таких групповых домах проживают от 6 до 15 человек, иногда разного возраста. Персонал – воспитатели и социальные работники, число кото- рых зависит от степени нарушения интеллекта подопечных. Инвалиды могут проживать в таких домах постоянно, либо уезжать на выходные домой. В Швеции, например, в 1990 году такой дом совместного проживания был открыт в одном из микрорайонов Стокгольма. Дом находится среди обычных жилых домов, в нем проживают в отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается только в тех вопросах, с которыми умственно отсталые люди не могут справиться самостоятельно. Кроме указанной формы обслуживания умственно отсталых людей, в странах Западной Европы распространены дневные центры, которые реализуют различные программы по уходу и обучению инвалидов. Еще одной формой организации жизни умственно отсталых людей являются общины. Уже много лет существуют терапевтические общины для взрослых, основанные на принципе единения людей, имеющих какие-либо нарушения, в том числе и умственную отсталость. Эти общины рас- полагаются, как правило, в почти заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, а открытый поселок со всеми атрибу- тами сельской жизни. В общине не существует различий между обслуживающим персоналом и «пациентом». Все они – взрослые люди, вместе живут и работают. Здесь осуществляется возмож- ность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя, открыть путь к самопознанию. В этих общинах организованы мастерские, пекарни, подсобные хо- зяйства и каждый, живущий в ней, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать себя. Такие общины есть во многих европейских странах. В Бельгии, например, в них живут и дети и взрослые. Больные живут «семьями». В каждой семье есть «родители» - воспитатели. Дети посещают специальные школы, взрослые работают в мастерских, выполняют сельскохозяйствен- ную работу. В Германии, наряду с семейными общинами, имеются религиозные общины, в кото- рых проживают лица с умственной отсталостью. Представляет интерес опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхилльских общинах. Основателем этих общин является врач- психиатр Карл Кениг (1902 – 1966), который в 1939 году организовал свой первый лечебно- педагогический центр в Шотландии в местечке Кемпхилл. Существуют разные формы Кемпхиллских сообществ: 1. школы для детей, нуждающихся в особом уходе; 2. колледжи для образования и обучения молодежи; 3. ученические мастерские; 4. общины взаимопомощи для взрослых всех возрастов с умственными и физическими забо- леваниями различной степени; 5. деревни для взрослых. В самой первой Кемпхиллской деревне «Боттон», расположенной в Шотландии, в настоя- щее время живут и работают совместно около 400 человек, из них 200 селян с психическими на- рушениями. В деревне имеется шесть ферм, различные ремесленные мастерские, включая типо- графию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску кон- курентно способной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинной. В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхиллских центров и деревень в 20 стра- нах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии, Германии.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |