КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуация 2
Ситуация 1. В два одинаковых прозрачных сосуда (№ 1 и № 2 – баночки, вазочки, стаканы) наливаем одинаковое количество воды и спрашиваем у детей: «Одинаковое ли количество воды в стаканах?». Ориентируясь по уровню, выясняем, что одинаковое. Обычно эта ситуация не вызывает у детей затруднений. Затем воду из стакана № 2 переливаем в некоторый третий сосуд № 3, который будет иметь другую форму (например, ниже и шире), на глазах у детей и опять повторяем тот же вопрос (поровну ли воды в стакане № 1 и баночке № 3?). Если дети говорят «да, воды поровну», просим объяснить, почему они так считают. Правильный ответ: потому что воду из первого стакана никуда не выливали, другой воды не добавляли, поэтому её столько же и осталось; уровень ниже, так как баночка шире. После этого переходим к следующей ситуации. Если же дети ответили, что воды не поровну, то объясняем ситуацию и на время работу прекращаем. Через некоторое время вновь рассматриваем ситуацию.
В два одинаковых прозрачных сосуда наливаем разное количество воды и вновь задаем вопрос: поровну ли воды в стаканах (№1 и № 2)? Дети отвечают отрицательно, и тогда мы ставим перед ними проблему: что нужно сделать, чтобы воды в стаканах стало поровну? Для решения задачи предлагаем оборудование в следующей последовательности: 1) кастрюля с водой (№ 3) и кружка (№ 4), при этом выясняем, что необходимо долить воду из кастрюли с помощью кружки в тот стакан, где воды меньше так, чтобы уровни были одинаковые:
2) кастрюля без воды: для решения задачи нужно вылить воду из того стакана, где воды больше (№ 1), в кастрюлю (№ 3), чтобы уровнять:
3) никаких дополнительных предметов: необходимо перелить воду из того стакана, где больше, в тот, где меньше.
II ЭТАП. Обучение измерению объемов с помощью условной меры.
Перед детьми ставим задачу: определить, сколько гороха в баночке. Сначала выслушать разные варианты определения количества (например, сосчитать горошины, взвесить). Затем можно рассмотреть заранее приготовленное оборудование, которое можно использовать в качестве условной меры: ложка, веревочка, стакан, палочка, блюдце и т.п. В результате необходимо выбрать прозрачный стакан для измерения. На первом занятии целесообразно будет высыпать горох в несколько одинаковых стаканов для разъяснения сути процесса и результата измерения объема, так же как это делали при измерении линейных величин. Дети определяют, сколько стаканов понадобилось, и называют результат, именуя число: в баночке 4 стакана гороха.
Затем предлагается измерить объем только с помощью одной мерки – одного стакана. При этом обязательно обговариваются правила измерения: · мерка должна каждый раз наполняться одинаково (до половины, до краев, с горкой и т.д.) · после заполнения мерки высыпать ее содержимое в другую посуду и отложить фишку или назвать число · подсчитать количество фишек и назвать результат, именуя число (например, 5 стаканов фасоли).
Организуя работу с детьми, необходимо измерять разнообразные сыпучие и жидкие вещества, чередуя их, чтобы дошкольники научились выбирать мерку, удобную в конкретной ситуации. Измерять одно и то же вещество предлагаем разными мерками для усвоения обобщенных представлений о правилах и результатах измерения. В процессе измерения объёмов дети могут допускать некоторые ошибки. Так, они не всегда равномерно наполняют мерку: чем меньше остается измеряемого вещества, тем меньше наполняемость мерки. Кроме того, могут не сочетать счет и измерение: наполняют мерку – произносят «один», высыпают вещество в другую тару – «два»). При этом получается результат в два раза больше, поскольку одна мерку была сосчитана дважды, по сути – это счёт не количества мерок, а движений. Для того, чтобы не допустить подобных ошибок, обращаем внимание на правила измерения: показывая алгоритм, четко проговариваем все свои действия, подчёркиваем равномерность наполнения мерок и то, в какой момент произнести число (можно сразу после наполнения мерки, можно после пересыпания вещества, главное – один раз). Как прием работы, можно использовать алгоритм в картинках, с помощью которого закрепляются основные правила измерения.
III ЭТАП. Сравнение веществ по объему разными способами. Целью данного этапа работы является формирование у детей представлений о необходимости измерения с помощью условной мерки для сравнения величин, когда на глаз это сделать не представляется возможным. Работа строится на основе рассматривания проблемных ситуаций. Сначала предлагаем вещества в одинаковой и разной по объему и размеру посуде с одинаковым и разным уровнем (см рисунок). Каждый раз выясняем, поровну ли, например, воды? Дети пытаются на глаз определить, где больше или меньше вещества. а. б. в. г. д.
Обобщаем, что в случаях а, б, в, г сразу можно сказать, где воды больше, а в случае д этого сделать нельзя, надо перелить в одинаковую посуду. Затем предлагается следующее упражнение, в котором воспитатель выполняет действия за ширмой. · Имеется два пустых стакана, показать их детям и спрятать за ширмой так, чтобы дети не видели стаканов, но видели действия воспитателя. Влить в первый стакан 3 части воды, во второй – одну, спросить, где больше? Дети без труда ответят на вопрос; проверить, убрав ширму. · Влить в первый стакан 6 частей воды, во второй – 7, спросить, где больше. Скорее всего, дети затруднятся ответить, так как различие невелико и не фиксируется умение считать. Убрать ширму, проверить; обсудить. · Предложить детям то же упражнение, только попросить откладывать фишки (считать) и на этой основе, сравнивая числа, определить, где больше воды. И в завершение предлагаем вещества, помещенные в непрозрачную посуду. Дети должны предложить различные способы определения того, где больше и на сколько, при этом активно используется измерение и сравнение чисел. IV ЭТАП. Освоение функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения. На данном этапе необходимо продумать задания для детей для понимания этой зависимости: предложить измерить количество молока в бидоне сначала большой кружкой, потом стаканом, т.е. измерять различными по объему мерками один и тот же объем вещества, выяснить, почему числа получились разными (по аналогии с работой с линейными величинами). Для осознания этой связи можно предложить устные задачи: · сколько кукол можно накормить кашей, если для каждой порции нужна одна ложка крупы? · скольким покупателям хватит сахарного песка, если каждому продавать по два стакана? · скольких детей можно угостить соком, если каждому давать по полстакана?
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |