Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность измерения




ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

В ходе социологического исследования предполагается дать оценку какого-либо социального явления или процесса. Важную роль в установлении и оценке социальных фактов, относящихся к объекту исследования, играет процедура измерения.

Измерение — это способ изучения социальных объектов и их свойств с помощью количественных оценок. Инструментом измерения социальных характеристик выступает шкала, представляющая совокупность значений какого-либо признака, относящегося к объекту измерения[1]. Каждому шкальному значению присваивается числовое значение. Таким образом, шкала представляет алгоритм измерения или правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число (т. е. присваивается шкальное значение).

В принципе измерению подлежат любые свойства социальных объектов: как количественные, так и качественные. С количественным признаками (такими, как: возраст, доход, количество членов семьи) дело обстоит сравнительно просто: для них есть общепринятые количественные эталоны измерения (год — для возраста, рубль — для дохода, количество человек — для раз мера семьи).

Однако, количественных признаков, относящихся к социальным объектам, очень немного. Для оценки большинства социальных объектов используется измерение качественных признаков, не имеющих установленных эталонов/шкал измерения, что определяет необходимость их конструирования. Такое измерение предполагает поиск таких фактов или характеристик объекта, которые могли бы охарактеризовать изучаемое социальное явление, при этом они должны быть доступны наблюдению и измерению. Эти факты и характеристики, используемые для измерения, называются индикаторами. Их поиск осуществляется еще при разработке программы исследования на этапе эмпирической интерпретации основных понятий. Упорядоченные определенным образом эмпирические индикаторы формируют шкалу и обеспечивают количественный подход к процедуре измерения.

Рассмотрим на примере, как выглядит социологическая шкала. Для оценки признака «возраст респондента» (который, как мы выяснили ранее, относится к количественным признакам) в качестве эталона измерения выступает год. В качестве шкалы измерения можно предложить вопрос в следующей форме:

Укажите ваш возраст, пожалуйста: _____ лет.

В данном случае ответ, который даст респондент, и будет представлять собой шкальное значение. Оно — в силу специфики измеряемого признака — будет выражено числом, имеющим определенный математический смысл. Но можно предложить вопрос в другой форме:

Укажите ваш возраст, пожалуйста:

01. 18–25 лет;

02. 26–35 лет;

03. 35–45 лет;

04. свыше 45 лет.

В этом случае респонденту предлагается выбрать одно их предложенных исследователем шкальных значений, каждое из которых характеризует конкретный возрастной интервал, но точное значение признака (т. е. сколько именно лет респонденту) остается для исследователя неизвестным. Вместе с тем, каждому шкальному значению присвоен номер/код (01, 02 и т. д.[2]) — который являет собой число, но его математический смысл условен.

А теперь посмотрим, как выглядит шкала для оценки качественных признаков, например, для признака «социальная активность человека». Для оценки социальной активности не существует готовых шкал, следовательно, надо конструировать уникальную шкалу на основе определенных эмпирических индикаторов. В качестве индикатора социальной активности можно использовать факт посещения индивидом социально-значимых мероприятий. Вопрос может быть сформулирован следующим образом:

Укажите, пожалуйста, в каких из перечисленных мероприятий вы принимали участие в текущем учебном году:

01. конкурс «Студент года»;

02. фестиваль «Влюбленный в профессию»;

03. посвящение первокурсников;

04. конкурс студенческих проектов «Социальная радуга»;

05. акция «Собери ребенка в школу».

Респонденту предлагается выбрать одно их предложенных исследователем шкальных значений, каждое из которых представлено вербальной формулировкой. И вновь каждому шкальному значению присвоен код (01, 02 и т. д.) — который являет собой число, математический смысл которого условен.

Таким образом, типичная социологическая шкала представляет собой социологический вопрос и варианты ответа к нему. При этом варианты ответа на вопрос представляют собой шкальные значения. Шкальные значения могут быть выражены числами, несущими полноценную математическую нагрузку (например, когда респондент указывает размер своего дохода, свой возраст и т. п.), либо словесными формулировками, каждой из которых присваивается код, выраженный числом. И такие числа нельзя считать полноценными числами: с ними нельзя осуществлять математические действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Например, при измерении пола объекту А (женского пола) присваивается шкальное значение 02, а объекту В (мужского пола) присваивается шкальное значение 01. Это вовсе не означает, что признак пола у объекта А выражен в два раза интенсивнее, чем у объекта В, но неравенство объектов по признаку пола оказывается зафиксированным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.