КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смысл существования гражданского общества — создание для своей защиты правового государства
Смысл существования правового государства — быть на страже прав и свобод граждан. Гражданское общество независимо от государства, но тесно с ним взаимодействует, контролирует государство при помощи свободной печати, парламента, легальной оппозиции, многопартийности. Степень участия представителей общества во власти определяет и степень демократизма в стране. От того, какие отношения складываются между обществом и властью, развитие общества будет происходить в различных формах — революционной или путем реформ. Чтобы избавится от скуки в процессе чтения конспекта, постарайтесь ответить на следующие вопросы 1. Какие элементы гражданского общества существовали в Англии после «Славной революции», в США — после принятия «Билля о правах», во Франции — после принятия конституции 1791 г.? 2. Какие элементы правового государства существовали в то же время в этих же странах? 3. Назовите наиболее удачные реформы, которые проводились в странах Запада в ХУ1-ХУШ вв. 4. Какие революции XVI-XVIII вв. в наибольшей степени достигли своих целей, а какие — в наименьшей? 5. Чему вы отдаете предпочтение — революционным или реформаторским преобразованиям общества? 6. Какая форма правления установилась в Англии в начале XVIII в., в США — после войны за независимость, во Франции — после крушения империи Наполеона? 7. Какая форма правления господствовала в государствах континентальной Европы до Великой французской революции? В Соединенных Провинциях — в XVII в.? В России — в конце XVIII в.? 8. Можно ли вывести закономерности смены форм правления в странах Запада. Охарактеризуем в общих чертах образ человека Нового времени, живущего в условиях становления гражданского общества и правового государства. Это все тот же «экономический человек». Он нуждается в защите своих прав и свобод и потому становится активным участником общественно-политической жизни. «Человек политический», точнее «общественно-политический» появляется в процессе рождения общества и политики. В традиционном обществе широкие массы людей были отлучены от участия в политике. В модернизирующемся обществе они становятся активными участниками совершенствования политической системы общества. «Человек политический» может быть и традиционалистом, и прогрессистом. Наиболее активны те граждане, которые плохо защищены гражданскими правами или имеют ограниченное количество гражданских свобод. Для успешного становления гражданского общества важно, чтобы «политические люди» разделяли единые ценности, вкладывали бы одинаковый смысл в одни и те же понятия. «Человек политический» может быть сторонником различных форм общественно-политического развития — реформ или революций. При единстве общества предпочтение, как правило, отдается реформам. В расколотом обществе — радикальным, революционным методам. Подумайте над следующими вопросами: 1. Чем «человек политический» отличается от участников крестьянских восстаний, заговорщиков, свергающих власть правителя? 2. Какие черты «человека политического» делают его близким нашим современникам? . 3. В каких случаях «человек политический» легко вступает в компромиссы с другими «политическими людьми», а в каких случаях вступает в конфронтацию? Напомним, что в эпоху Средневековья всех христиан объединяла принадлежность к единому христианскому миру с различиями между католическим Западом и православным Востоком. Именно на католическом Западе произошли события, позволившие ему вступить в свое Новое время. На европейском Западе (бывшем ранее католическим) началось разложение аграрной цивилизации. Этот процесс составил общую основу жизни стран Запада. Но страны Запада существенно отличались по своим культурным традициям, которые сложились в эпоху Реформации. В результате Реформации и религиозных войн мир католического Запада Европы распался на несколько общностей в зависимости от преобладающих традиций — атлантическую, континентально-европейскую, ибероамериканскую. Кальвинистская традиция: а) отдельный человек, благодаря вере, разуму и Священному Писанию, сам может отыскать путь к Спасению, а значит — к счастью; б) никто не смеет претендовать на то, что ему единственному известна истина; в) в мире все устроено по установлениям Бога, поэтому в соответствии с ними должны строиться законы человеческого общества; эти законы-основания — важнее любых идей по преобразованию жизни; общество придет к счастью, если будет следовать заповедям Бога; г) каждый ищет свой собственный путь к счастью; индивидуализм — основа жизни общества. Лютеранская и католическая традиции: а) человек сам по себе, без помощи коллектива и церкви не может обрести путь к Спасению, а значит, к счастью; б) среди людей всегда найдутся такие, которые в силу очень прочной веры или сана лучше других знают пути Спасения; в) люди должны жить по Бож1 им установлениям, но известны они только избранным; общество обретет счастье, если будет следовать за такими людьми; г) все люди хотят счастья, ищут Спасения; коллектив помогает отдельному человеку не свернуть с пути истинного; солидарность всех — основа жизни общества. Именно эти отличия определяют и уровень доверия к здравому смыслу отдельного человека и неверие в него, его силы и способности. На этом отличии строятся все прочие отличия в системе ценностей людей атлантической и континентальной общностей. И вот еще тема для размышления: к какой традиции ближе — кальвинистской или католической по ценностным установкам отнесёт себя православный человек?
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |