Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл существования гражданского обще­ства — создание для своей защиты правового государства




Смысл существования правового государства — быть на страже прав и свобод граждан.

Граж­данское общество независимо от государства, но тесно с ним взаимодействует, контролирует государство при помощи свободной печати, парламента, легальной оппозиции, многопартийности. Степень участия представителей общества во власти определяет и степень демократизма в стране.

От того, какие отношения складываются между обществом и властью, развитие общества будет происходить в различных фор­мах — революционной или путем реформ.

Чтобы избавится от скуки в процессе чтения конспекта, постарайтесь ответить на следующие вопросы

1. Какие элементы гражданского общества существовали в Анг­лии после «Славной революции», в США — после принятия «Билля о правах», во Франции — после принятия конституции 1791 г.?

2. Какие элементы правового государства существовали в то же время в этих же странах?

3. Назовите наиболее удачные реформы, которые проводились в странах Запада в ХУ1-ХУШ вв.

4. Какие революции XVI-XVIII вв. в наибольшей степени достигли своих целей, а ка­кие — в наименьшей?

5. Чему вы отдаете предпочтение — револю­ционным или реформаторским преобразованиям общества?

6. Какая форма правления установилась в Англии в начале XVIII в., в США — после войны за независимость, во Франции — после крушения империи Наполеона?

7. Какая форма правления гос­подствовала в государствах континентальной Европы до Вели­кой французской революции? В Соединенных Провинциях — в XVII в.? В России — в конце XVIII в.?

8. Можно ли вывести зако­номерности смены форм правления в странах Запада.

Охарактеризуем в общих чертах образ человека Нового времени, живущего в условиях становления гражданского общества и пра­вового государства. Это все тот же «экономический человек». Он нуждается в защите своих прав и свобод и потому становится ак­тивным участником общественно-политической жизни. «Человек политический», точнее «общественно-политический» появляется в процессе рождения общества и политики.

В традиционном обществе широкие массы людей были отлуче­ны от участия в политике. В модернизирующемся обществе они ста­новятся активными участниками совершенствования политической системы общества. «Человек политический» может быть и тради­ционалистом, и прогрессистом. Наиболее активны те граждане, ко­торые плохо защищены гражданскими правами или имеют ограни­ченное количество гражданских свобод. Для успешного становления гражданского общества важно, чтобы «политические люди» разде­ляли единые ценности, вкладывали бы одинаковый смысл в одни и те же понятия. «Человек политический» может быть сторонником различных форм общественно-политического развития — реформ или революций. При единстве общества предпочтение, как прави­ло, отдается реформам. В расколотом обществе — радикальным, революционным методам.

Подумайте над следующими вопросами:

1. Чем «человек политический» отличается от участников крестьян­ских восстаний, заговорщиков, свергающих власть правителя?

2. Какие черты «человека политического» делают его близким нашим современникам?

. 3. В каких случаях «человек политический» легко вступает в компро­миссы с другими «политическими людьми», а в каких случаях всту­пает в конфронтацию?

Напомним, что в эпоху Средневековья всех христи­ан объединяла принадлежность к единому христианскому миру с различиями между католическим Западом и православным Восто­ком. Именно на католическом Западе произошли события, позво­лившие ему вступить в свое Новое время. На европейском Западе (бывшем ранее католическим) началось разложение аграрной ци­вилизации. Этот процесс составил общую основу жизни стран Запа­да. Но страны Запада существенно отличались по своим культур­ным традициям, которые сложились в эпоху Реформации.

В результате Реформации и религиозных войн мир католического Запада Евро­пы распался на несколько общностей в зависимости от преобладаю­щих традиций — атлантическую, континентально-европейскую, ибероамериканскую.

Кальвинистская традиция:

а) отдельный человек, благодаря вере, разуму и Священному Писанию, сам может отыскать путь к Спасению, а значит — к счастью;

б) никто не смеет претендовать на то, что ему единственному изве­стна истина;

в) в мире все устроено по установлениям Бога, поэтому в соответ­ствии с ними должны строиться законы человеческого общества; эти законы-основания — важнее любых идей по преобразова­нию жизни; общество придет к счастью, если будет следовать заповедям Бога;

г) каждый ищет свой собственный путь к счастью; индивидуа­лизм — основа жизни общества.

Лютеранская и католическая традиции:

а) человек сам по себе, без помощи коллектива и церкви не может обрести путь к Спасению, а значит, к счастью;

б) среди людей всегда найдутся такие, которые в силу очень проч­ной веры или сана лучше других знают пути Спасения;

в) люди должны жить по Бож1 им установлениям, но известны они только избранным; общество обретет счастье, если будет следо­вать за такими людьми;

г) все люди хотят счастья, ищут Спасения; коллектив помогает отдельному человеку не свернуть с пути истинного; солидарность всех — основа жизни общества.

Именно эти отличия определяют и уровень доверия к здравому смыс­лу отдельного человека и неверие в него, его силы и способности. На этом отличии строятся все прочие отличия в системе ценностей лю­дей атлантической и континентальной общностей.

И вот еще тема для размышления: к какой традиции ближе — кальвинистской или католической по ценностным установкам отнесёт себя православный человек?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.