Правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется Законом «О вынужденных переселенцах». Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статья 1 настоящего Закона дает определение понятия «вынужденный переселенец. Так, в ней записано: 1. вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. 2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается: 1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого объекта Российской Федерации. 3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи. 4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации. Однако, существует и ряд обстоятельств, по которым лицо не может быть признано вынужденным переселенцем, в частности: - при совершении лицом преступления против мира, человечности или другого тяжкого преступления, признаваемого таковым законодательством Российской Федерации; - в случае не обращения по уважительным причинам с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации; - в случае, когда лицо покинуло место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, которые предусмотрены п.1 ст.1 настоящего Закона и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем во многом схожи с правами и обязанностями беженцев. Вынужденные переселенцы имеют права на: 1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей; 2) получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации; 3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа в месту временного поселения. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного переселения на территории Российской Федерации; 4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами;
5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Обязанности вынужденного переселенца аналогичны обязанностям беженцев, о которых я уже говорил выше. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, присваивается статус вынужденного переселенца сроком на пять лет и выдается удостоверение, действительное на всей территории Российской Федерации. Вынужденный переселенец имеет право: 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами площади; 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; 3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. Кроме того, вынужденный переселенец, так же, как и беженец, обязан: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; 2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; 3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы; 4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы. Органы исполнительной власти уполномочены на местах проживания вынужденных переселенцев: 1)предоставлять вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания и информацию об условиях проживания и о возможностях трудоустройства в этих населенных пунктах; 2)включать вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; 3) оказывать вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке; 4) предоставлять вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья; 5) содействовать вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений; 6) предоставлять в первоочередном порядке одинокому переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе место в учреждении социальной защиты населения; 7) оказывать содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального и профессионального образования; Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий: 1) содействуют реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) регистрируют вынужденного переселенца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства; 3) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа; 4) предоставляют вынужденным переселенцам- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах; 5) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства. Следует заметить, что вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию, которую он покинул по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона. Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт. Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации, а также: 1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; 2) в связи с истечением срока предоставления статуса. В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы. В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Лишение статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы можно сделать следующие выводы: 1. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации регулируется Федеральными Законами «О беженцах» (ред. от 22.08.2004) и «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 22.08.2004г.) 2. Настоящие Законы определяют основания и порядок признания беженцем или же вынужденным переселенцем на территории Российской Федерации, устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 3.Данные Законы дают четкие определения беженца и вынужденного переселенца: Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находиться вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. 4. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. 5. Как беженцу, так и переселенцу, предоставляется право временного убежища в местах временного содержания. В случае получения удостоверения беженца или временного переселенца федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления помогают этой категории граждан в их трудоустройстве и жилищном обустройстве, а также социальном и медицинском обеспечении в соответствии с существующими законами, оказывают содействие в устройстве детей в государственные муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения и пр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. 2. ФЗ от 31.05.2002г. №62-ФЗ (в ред. от 02.11.2004г.) «О гражданстве Российской Федерации». 3.Закон «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 22.08.2004г. №122-ФЗ) 4.Федеральный Закон «О беженцах» от 19.02.1993г. №4528-1 (ред. от 22.08.2004.) 5. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998г. №679 «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами». 6.Международная Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951г. 7. Постановление Правительства РФ об утверждении Положения об иммиграционном контроле от 8 сентября 1994г. Учебная литература: 8.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-3-е изд., изм. и доп.- М.: Издательство НОРМА-ИНФРА.М, 2001.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление