КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные функции философии
Специфика философских проблем. Предмет и основные разделы философии. Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Первым, кто назвал своё учение философией был др.греч. математик и философ Пифагор (VI – нач.V в.в. до н.э.) «Никто не мудр – писал Пифагор – ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего. А тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть назван любомудром, т.е. философом». Любить мудрость – это стремиться к тому, чтобы самому, силой своего собственного мышления проникнуть в тайны мироздания. Любящий мудрость сам постигает, не полагаясь только на авторитет, веру и традицию. Такой человек «философствует; т.е. проявляет способность к абстрактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям и к Богу. Например, он размышляет о том, в чём состоит смысл человеческой жизни, что такое судьба, добро, зло, истина и об других вопросах, которые являются «вечными» т.к. всегда интересовали мыслящих людей. Из изложенного, таким образом, следует, что философия – изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру, в его ценности и ориентирующих людей в их социальных действиях. Так как философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир и на место в нём человека, то и её предмет, т.е. круг её проблем шире предмета исследования любой отдельной науки. Основанием философии является не слепая вера, а обоснованное знание и в этом отношении она похожа на частные, отдельные науки. Однако философское знание и научное знание существенно отличаются друг от друга. Это отличие состоит, например, в том, что частные науки (химия, физика, биология и мн. др.) безразличны к проблемам цели и смысла человеческой жизни, счастья и судьбы человека. Другими словами, философия разрабатывает такие знания, которые недоступны никакой иной форме духовной деятельности – науке, религии, искусству и т.д. Характерными признаками философского отражения природной и социальной действительности являются универсализм и субстанциализм.
Универсализм означает, что философия претендует на выработку универсального, всеохватывающего, всеобъемлющего знания. Поэтому очевидно, что философия – это познание всеобщих оснований бытия. Субъективизм (лат.substantia – сущность, и то, что лежит в основе) означает, что всё, что происходит в мире, само его устройство и развитие философия стремится объяснить, через единое устойчивое начало. Таким началом может признаваться Бог, абсолютная идея (религия и идеализм) или материя (материализм). Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела. 1. Онтология – учение о бытии. 2. Гносеология – учение о познании. 3. Философская антропология – учение о сущности человека. 4. Социальная философия – учение об обществе как целостной системе.
Функции (лат.functio –исполнение) – это основные направления применения философии, через которые реализуется её цели, задачи, назначение. Выделяют следующие девять функций философии: 1 Мировоззренческую; 2 Методологическую; 3 Гносеологическую; 4 Критическую; 5 Аксиологическую; 6 Социальную; 7 Воспитательно-гуманитарную; 8 Прогностическую; 9 Мыслительно-теоретическую Каждая функция имеет свою цель и своё содержание. 1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, целостных представлений об его устройстве, о месте человека нём. 2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Гносеологическая функция имеет целью обеспечить правильное и достоверное познание природной специальной действительности. 4. Роль критической функции состоит в том, чтобы подвергать сомнению окружающий мир и существующее о нём знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Таким способом расширяются границы познания, разрушаются догмы, увеличивается достоверность знания. 5. Аксиологическая (гр.axios – ценный) заключается в оценке явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др. 6. Социальная функция имеет целью объяснить общество, причины его возникновения, его эволюцию, современное состояние, структуру, движущие силы, вскрыть противоречия указать пути их разрешения и совершенствования общества. 7. Цель воспитательно-гуманитарной функции – культивировать гуманистические ценности, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. 8. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития, предвидеть будущее человека, природы и общества. 9. Мыслительно-теоретическая функция ориентирует на то, как концептуально мыслить, философствовать, т.е. рассуждать на самые общие, абстрактные темы, умствовать, мудрствовать. В заключение отметим, чтобы философствовать, по мнению др.греч. философа Аристотеля, люди должны были достичь знания своего незнаний. Знание незнания не дано непосредственно и нередко люди своё незнание не осознают. А незнание, если оно не осознано, не может быть преодолено. Др.греч. философ Платон отмечал, что прежде чем стремиться познать что-либо, человек должен осознать, что он этого не знает. Это ввергает его в состояние удивления, недоумения, изумления и здесь находится психологический источник философии.
Контрольные вопросы 1 Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением? 2 какова структура, уровни и исторические формы мировоззрения? 3 Каковы основные черты мифологического мировоззрения?
4 Каковы основные черты религиозного мировоззрения? 5 Что такое философское мировоззрение? 6 Чем отличается оно от мифологического и религиозного мировоззрения? 7 Возможно ли «чисто научное» мировоззрение? 8 В чём состоит специфика философских проблем? 9 Сводима ли философия к науке? 10 Какова структура философского знания? 11 Может ли философия изменить мир? Каким образом? 12 Каковы основные функции философии? 13 Может ли человек философствовать если он не осознает своего незнания? Литература 1 История философии. Под ред. проф.Ч. Кирвеля. Мн.2001 2 Е.З.Волчек. Философия. Мн.2006 3 Философия. Под ред. Ю.Харина. Мн.2006 4 О.Г.Волкогонова, Н.М.Сидорова. Основы философии. М.2006 5 А.Г.Спирин. Философия. М.2006 6 В.Г.Кузнецов и др. Философия. Учебник. М.2006 7 В.Д.Губин. Философия: актуальная проблема. М.2006 Дополнительная литература 8 Мир философии: в 2т. М.1991 9 Философия. Под ред. проф. В.П.Кожановского. Ростов-на-Дону. 2004 Задание 1. Подготовить ответы на вопросы. 2. Составить глоссарий.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |