КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура XVII века
Архитектура В основе русской архитектуры остаются принципы квадратной, прямоугольной, крестообразной, восьмигранной клети для основного здания храма и высокой двускатной («кубоватой») крыши, шатра, одно- или пятиглавого завершения. Можно выделить три этапа развития архитектуры в XVII в.:
1 этап - Шатровый стиль, тесная связь с архитектурой XVI в.: · Архангельский собор в кремле Нижнего Новгорода (1631 г.); · церковь Покрова в Медведкове, имении князя Пожарского (1620-е гг.); · трехэтажные терема в Московском Кремле (строители — Антип Константинов, Бажен Огурцов, Третьяк Шарутин, Ларион Ушаков); 2 этап – формирование Московского стиля – «Московское узорочье» - многоцветные изразцы, пышность, праздничность, сложные архитектурные формы,арки, колонны и т.п.: · московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества в Путинках; · церкви Ильи Пророка в Ярославле, Вознесенская в Великом Устюге (колокольня). · Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1682 г.); · Воскресенский собор в новом Иерусалиме. 3 этап - В конце века складывается архитектурный стиль - Московское или Нарышкинское барокко – ярусность, симметрия, пышность отделки - в конце XVII — начале XVIII в. строятся многоярусные церкви в Филях и Троицком-Лыкове,, церковь Знамени в Дубровицах, а также светские здания с резным белокаменным декором в Москве Каменное строительство: · Светские начала – архитекторы Старцев, Комлев – Ростовский Кремль, Надвратный терем Крутицкого подворья – пышность, многоцветные изразцы, праздничность. · Жилые дома бояр, купцов, дворян – палаты Голицина в Охотном ряду, дом Троекурова, Печатный двор,Монетный двор, здания Приказов. · Во второй половине XVII в. строятся Новодевичий, Иосифо-Волоколамский, Симонов и Спасо-Евфимьев монастыри.
Европейская история культуры основана на античном городе-полисе, на полисном генотипе. Его особенности:
На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры:
Название Европа восходит к языческой традиции, связано с античной мифологией. Впервые стало широко употребляться в период Возрождения, сначала – в антиклерикальных кругах. Потом европоцентризм становится характерен и для христианства. Очень долго религиозное сознание определяло «христианский мир» географическими рамками Европы. Само понятие Европа занимает большое место в западном сознании. Культуру называют и западной и европейской.
17 век – самый неопределённый период в истории Европы Нового времени. Сам факт, что предшествующий период (Возрождение) и последующий период (Просвещение) получили свои названия изначально, а 17 век не был «назван», - уже замечателен (Ю.П.Виппер). Замечательно и то, что не получилось дать «имя» 17-ому веку и потом. Немецкий искусствовед Г.Вёльфлин впервые выявил историко-стилевую антитезу «Ренессанс – барокко», и в немецком искусствознании стало популярным определение 17 века «Век барокко», но оно не прижилось. Историки Франции называли 17 в. «веком Людовика ХIV», философы – «веком картезианства», историки литературы – «веком классицизма». Одна из основных переходных черт 17 в. – он был «преддверием широкого перехода к мануфактурной системе производства, происходившего в 18 и 19 веках» (С.Лилли). Переход этот испытывал сопротивление и со стороны цеховых объединений ремесленников, и со стороны правительства. Для преодоления этого сопротивления потребовались коренные политические перемены. На первое место в культуре вышли религиозные конфликты (контрреформация, инквизиция). «В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии – рождается скептицизм» (Дж.Бернал). 17 в. можно назвать временем «утраченных иллюзий». Основная черта эпохи – драматизм психологической, идеологической, эстетической жизни. 17 в. начинается с разочарования в ренессансной вере в гермонию бытия, скептицизма и пессимизма. Художественным отражением антиренессансного проторомантического сознания стали маньеризм и барокко. «Барокко – это стиль мышления и поведения людей растерявшейся эпохи» (М.А.Барг). Тем не менее, для 17 в. характерны и поиски выхода из кризиса. В 17 в. вырабатывается эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая программы деятельности личности. Эти тенденции максимально наглядно выражены знаменитым девизом родоначальника английской философии Ф.Бэкона «Знание – сила!» и тезисом французского философа Р.Декарта «Мыслю, следовательно существую». По мысли М.П.Бицилли, «человек Ренессанса был носителем одной, определённой, раз и навсегда данной virtu. Он, так сказать, звучал одноголосно», а у Монтеня, Шекспира, Сервантеса человек «является лоном, таящим в себе множество подчас противоречивых возможностей», что и приводит к борьбе, драматическим столкновениям. Поэтому – человек Возрождения «титан, но не герой», а человек 17 века – «великого века» - должен «превзойти себя, стать выше себя, пожертвовать собой».
Таким образом, невозможно свести 17 в. к какому-то одному качеству. Он впервые в истории являет собой сущностно разнородную и остро конфликтную картину во всех сферах материальной, духовной и художественной деятельности. 17 век – это «переход внутри перехода». Многосторонний и многоуровневый внутренний конфликт «станет законом жизни европейской культуры» (М.С.Каган). 17 век обнаруживает и доказывает нелинейный ход развития культуры. Роль 17 века во всех этих процессах – генетически основополагающая.
Основные противоречия в культуре 17 века:
Характерные черты классицизма: - центральная идея – подчинение эгоистически-индивидуального идеально-общему, частного – гражданскому, чувства – долгу, эмоционального – рациональному, женственного – мужественному, интимного – возвышенному, гедонистического – героическому; - основная функция искусства – «поучать, развлекая»; - сюжет – подвиги героев, монархов, вождей, полководцев; - жёсткая иерархия жанров; - нормативный характер искусства; - доминанта театра в словесно-зрелищных видах искусства и зодчества – в пространственных. Характерные черты реализма: - формирование системы реалистических жанров в литературе: комический/буржуазный/правдивый роман; - зарождение жанра бытовой картины в живописи; - опрощение героев; - доминанта комических жанровых форм; - осознанная и последовательная связь с фольклором (комедия-дель-арте, лубок, частушка и т.п.); - универсальная «портретность»: портреты людей, портреты животных (например, творчество П.Поттера), портреты вещей (натюрморты). Характерные черты барокко: - религиозно-экстатическая стилевая доминанта; - гедонистически-игровая стилистика; - пессимистическое умонастроение; - элитарное эпикурейство.
Таким образом, 17 век не самодостаточен. Он может быть понят только при сопоставлении его с предшествующим временем (Возрождением) и последующим (Просвещением) – он «передал эстафету» (М.С.Каган). 17 век показывает культуре её возможности.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |