КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура Древнего Рима
Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приемной матери – волчице. Рим – это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!». Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным; Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня; Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом неистового разврата; Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои; Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут»; и благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день». Культура Древнего Рима формировалась в VIII в. до н. э. – 476 г. н. э.Рим – это государство, которое прошло стремительный путь от маленького городка на реке Тибр до огромной мировой сверхдержавы. Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, живописи, литературы, стала эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее завершением. Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в 753 г. до н. э, и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии. Но на Апеннинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже – провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки. Характерные черты и особенности древнеримской культуры. Характерными отличительными особенностями культуры Древнего Рима являлось то, что римляне: · Создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как о высшей ценностии т. д.; · Всячески возвышали роль и ценность закона, непреложность его соблюдения. Политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности путем развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизацией в движении к “правовому государству”. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527–565 гг.). Для римлян общественные интересы были выше интересов индивида; · Усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства; · Римляне, в отличие от эллинов, были гораздо более воинственными. Воинская доблесть являлась главным средством и основанием для успеха в политике, для занятия высокого положения в обществе.* * В римской республике одной из первых обязанностей граждан было участие в войнах. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан – ценз. И первым вопросом было: в каких военных кампаниях гражданин воевал. Общественная активность ценилась и в мирное время. Ценной считалась жизнь, отданная на благо республики (res publica – общественное дело). Благодаря завоевательным войнам Рим превратился из городка в мировую империю. Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как земледельческая, морская и торговая. Однако войны обеспечивали римлянам не только защиту колоний (как это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства. · В отличие от греческой римская культура является гораздо более рациональной и приземленной, направленной на практическую пользу и целесообразность. Римляне ничего не уважали, считал Т. Моммзен, кроме полезной деятельности и требовали каждый миг отдавать труду. По словам Цицерона «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне – чтобы измерять земельные участки»; · В области духовной культуры можно отметить особое место так называемого «римского мифа», выступавшего как «Римская идея» - владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город»; · В философии и науке для римлян были важны не теоретические изыскания, а обобщение и систематизация знаний, создание многотомных энциклопедий. · В скульптуре римляне придавали своим произведениям неповторимые индивидуальные черты. Римские писатели создали новый жанр – жанр романа, римские зодчие – прекрасные памятники архитектуры. Римляне овладели разнообразными приемами строительства. Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации и культуры. В культуре Древнего Рима принято выделять следующие периоды: 1. Культура монархического (царского) или архаического периода (VIII - VI вв. до н.э.). 2. Культура периода Республики(V - I вв. до н. э.). 3. Культура периода Империи (I - V вв. н. э.). На формирование римской культуры заметное влияние оказали: · Соседние италийские города в некоторых обычаях, ритуалах, прикладном искусстве; · Этруски – в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, тайных науках о гаданиях жрецов и других обычаях; · Греки – в религиозных обычаях и ритуалах, в искусстве, философии и науке. Культура царского периода. С момента основания Рима начинается первый, царский период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. Начальную историю монархического, или «царского» Рима связывают с реформами рекса (выборного вождя) Сервия Туллия. Во главе государства стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял Сенат. Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание. По преданию, в Риме в VIII-VI вв. до н. э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые происходили из этрусков. При этрусской династии Рим стал преображаться. При них произведены работы по осушению, некогда болотистого Форума. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе - Тарквинии Гордом - в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба - Великая клоака, которая служит “вечному городу” и поныне. Возведен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян — тога, форма дома с атрием — внутренним двориком — и т. д. Культура эпохи Республики. В эпоху ранней Республики (конец VI — начало III вв. до н. э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу. К IV в. до н. э. относится зарождение в Риме театра — по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами. В середине V в. до н. э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом. С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц — в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей. В эпоху ранней Республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. С 60-х гг. III в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка — начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138—78 до н. э.) или Цезаря (100—44 до н. э.) к концу I в. до н. э. сменяется принципатом — наследственной диктатурой под республиканской оболочкой. Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих ее сторон. Религия. Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Для Рима, с его серьезной и глубокой традиционностью, в большей мере, чем для Греции, был характерным культ предков, семейных божеств, божеств-духов. Умершим старшим поклонялись, сохраняя память о них, изготовляя специальные бюсты (имагинас – изображения), хранившиеся в домах, которые члены семьи несли во время торжественных процессий. Среди них выделялись Лары, Весты (духи домашнего очага). И у Рима была своя Веста, которой служили весталки (девы-жрицы). Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера — с Зевсом, Нептуна — с Посейдоном, Плутона — с Аидом, Марса — с Аресом, Юноны — с Герой, Минервы — с Афиной, Цереры — с Деметрой, Венеры — с Афродитой, Вулкана — с Гефестом, Меркурия — с Гермесом, Дианы — с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха – бога живой природы, в честь которого разворачивались известные “вакханалии”, веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения.. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое — в будущее), как божество входа и выхода, а затем — всякого начала. При всей внешней схожести греческого и римского политеизма, различия между ними значительны. Т. Моммзен отмечал, что если у греков боги – живые, человекоподобные (личностные), олицетворенные (в мифах о них), то у римлян религиозность иная – искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. Римлянин хотел от богов, прежде всего пользы. Он исполнял обрядность и ждал, что боги за это будут к нему благосклонны, выполнят просьбы молящегося. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Архитектура. От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее. В V-IV в. до н. э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н. э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. Кроме периптера (прямоугольного здания с четырех сторон окруженного колоннами), в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов - храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме. Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным элементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колонн. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н. э.). Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед. Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках (от лат. aqua — вода и duco — веду) - многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров - оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены. Специфическим римским типом сооружения была - триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы. В середине I в. до н. э. в г. Риме появились первые величественные мраморные постройки (например, базилика Цезаря (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви)). Скульптура. С самых первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровождалось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятников столь значительных, как греческие. Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета. Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов. Своим появлением римский скульптурный портрет в значительной мере обязан культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой идеально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда предельно индивидуализирован. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты. Во II—I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря. Классическим произведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, человека практичного ума, хранителя строгих нравов. Литература. Наряду с народным италийским творчеством на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме, причем преимущественно жанру комедии. Власти боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драматических авторов не жаловали. В конце III в. до н. э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия. Одним из первых римских поэтов был отпущенник Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами - масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов - Тита Плавта и Публия Теренция (III-II вв. до н. э.). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Плавту принадлежат слова: «Человек человеку — волк, до тех пор, пока он не поймет своей сущности». Классиком римской литературы III - II вв. до н.э. был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром. Первым римским прозаиком считается Марк КатонСтарший (II в. до н.э.). В отличие от многих своих современников, Катон враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и “нравов предков”. Из многочисленных сочинений Катона полностью сохранился лишь его труд “О сельском хозяйстве” (“De agri culfvra”). Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Катулла. Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба и любовь. С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в. до н. э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”, точнее, историю римских войн и побед. В последнее столетие Римской республики (I в. до н.э.) прославились своими историческими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые лучше других отразили остроту политической борьбы в эпоху гражданских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских политических деятелей («Заговор Катилины»). Юлий Цезарь, выдающийся политический деятель и полководец в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру. Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян. Наряду с историческими произведениями, в римской литературе эпохи Республики важное место занимали сочинения научные, философские и риторические. Крупным римским ученым-энциклопедистом был Марк Варрон (I в. до н. э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочинение, в котором изложена история римского народа, его культура, религия и обряды. Во II-I вв. до н. э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве” и др.) он изложил основы учения Платона и стоиков. Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.), автор знаменитой поэмы “О природе вещей”, выдающийся мыслитель-материалист. Поэма насыщена афоризмами, например: «Что пища для одного, отрава для другого». Лукреций Кар писал о естественном, т. е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и всего живого. В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи. Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира, литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был Луцилий (II в. до н. э.). Культура Империи. В конце I в. до н. э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август, ставший первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом). Во время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Римское государство превращается в огромную империю, включающую в себя восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим становится мировой столицей. Согласно оценкам античных историков, эпоха правления Августа была золотым веком всей культуры Древнего Рима. В век Августа окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Окончательно оформилась в своей самобытности римская художественная культура. Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов — почитание императоров, объявлявшихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Философия. В период Римской империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии - эпикуреизм и стоицизм. Все они продолжают греческие течения. Главными фигурами эпикуреизма были Лукреций и Цицерон. Эпикуреизм призывал наслаждаться жизнью, ибо после смерти не будет главного источника наслаждений - самой жизни. Среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Стоицисты проповедовали учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья. Наука. Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Появляются трактаты Страбона, Птолемея, создавшего всемирно известную геоцентрическую систему мира. Плиний Старший создал «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Литература. Наиболее плодотворным век Августа оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Этот период римской литературы представлен именами замечательных писателей: Апулей, автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы», или «Золотой осел»; Плутарх знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан, поэты Вергилий, Гораций, Овидий, философы и историки Сенека,Плиний Младший и др. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный первого римского императора Августа — Гай Меценат, чье имя стало нарицательным. Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи Империи был Вергилий Марон Публий, к поэтическому дару которого Август не раз обращался для оправдания и прославления своих деяний. Вергилию принадлежит произведение «Буколики» (пастушеские песни), поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Самое прославленное произведение поэта - это героическая поэма «Энеида», провозглашавшая идею мирового господства Рима, прославлявшая победы и величие Августа и ставшая самым популярным памятником римской литературы. Поэзия Горация стала образцом для европейской лирики. Не менее знаменит римский поэт — Овидий. Особенно славятся его «Метаморфозы» — поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию принадлежит труд «История Рима». Крупный римский историк Тацит —автор работ «Анналы», «История», «Германия», Светоний - “Жизнь двенадцати цезарей”. В Риме появился жанр романа, который представлял собой одновременно и реалистические рассказы о жизни разных слоев римского общества, и пародии на модные в то время греческие романы о возвышенных чувствах и злоключениях героев. Архитектура. Ориентация на греческое классическое наследие была характерна и для архитектуры. Но, в отличие от греков, вытесывавших все элементы декора из мраморных блоков, римляне возводили стены из кирпича и бетона, а затем навешивали на них мраморную облицовку. Известные слова Августа о принятии Рима кирпичным, а оставлении потомкам мраморным, отражают именно этот новый метод строительства. Рубеж I - II вв. н. э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов, создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т. д. Из памятников архитектуры императорской эпохи особого внимания заслуживает знаменитый Колизей, или амфитеатр Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тысяч зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр. Со времени правления династии Флавиев сохранились остатки триумфальной арки Tита, воздвигнутой в честь победы в иудейской войне 70 г. н. э. По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает «храм всех богов» - Пантеон, сохранившийся до наших дней. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Храм освещался через отверстие в куполе диаметром 8,5 м, представлявшем собою настоящий шедевр инженерного искусства. Сам купол, диаметром 43 м, имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В дальнейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения, но не смогли сделать этого. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях и Геркулануме, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н. э. Скульптура. Период Империи в художественной культуре Рима был ознаменован расцветом неоаттической школы в скульптуре, мастера которой вновь обратились к художественным идеалам Греции, и стали копировать шедевры древнегреческой пластики. Сложилось новое направление в скульптуре, которое получило название августовский классицизм. Это направление резко изменило характер образа, стремясь отразить строгую классическую красоту, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Идеалом этого художественного стиля в скульптуре считалась чистота линий и монументальность, скупые линии и крупные формы. В лице выделялось самое характерное. Иногда выразительность доходила до гротеска. Так, например, в портрете императора Нерона резко подчеркнут низкий лоб, тяжелый взгляд из-под припухших век и зловещая улыбка чувственного рта, отмечая, т. о., холодную жестокость деспота. Искусство мозаики. Кроме скульптуры в художественной культуре эпохи Империи заслуживает особого внимания искусство мозаики. Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И поскольку музы были вечны, то и картины, посвященные им, так же должны были быть вечными. Поэтому их создавали не красками, а набирали из кусочков цветных камней. Само искусство мозаики зародилось в Греции в V в. до н. э. Тогда там, в качестве исходного материала использовалась цветная галька, но затем греки научились варить непрозрачное (глушеное) стекло - смальту. Римляне также заимствовали это искусство у греков. В эпоху Империи римская художественная культура продолжала развиваться. Однако в духовной культуре уже в I в. н. э. появились симптомы наступающего кризиса. К этому времени идея великого Рима как власти над всем миром утратила свое значение, поскольку была реализована. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Неслучайно уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели общество было обречено на гибель. Начиная с I в. н. э. римская культура все больше превращается в исторически первую форму общества потребления. Знаменитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты римского общества гедонизм все больше превращался в культ гру6ых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон были символами жестокости и морального разложения. Культура Поздней Империи. В период поздней империи (конец III — конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату — неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими принципами. В архитектуре в эту эпоху не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, искусство архитектора реализовывалось в основном в строительстве домов и роскошных вилл. Выдающимся архитектурным памятником той поры стали грандиозные термы Каракаллы. Их строительство было вызвано необходимостью занять работами огромные массы римского плебса, большую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. В римской культуре термы выполняли скорее общественно-культурную, чем узкобытовую роль. Установление в конце III в. н. э. в Римской империи неограниченной монархии домината, предполагавшей отношение к императору, как к божеству, сформировало новые особенности скульптуры этого периода. Так, например, монументальная бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, стала воплощением идеала гражданственности, безразличия к славе и богатству. В IV в. начинают строить христианские храмы — базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности. Однако новая религия уже не смогла спасти римскую культуру, так как ее кризис был слишком глубоким и не обратимым. В 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий). А в 476 г. – после поражения римлян от германских племен – перестала существовать Западная Римская Империя. Это событие принято считать концом всей древнеримской культуры.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 6520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |