2. Объяснение нового материала
(20 мин)
| 1 Понятие культура
Начать данную лекцию предлагается с беседы по ряду вопросов.
· Какие науки дают нам образцы человеческой деятельности? (история, литература, мировая художественная культура)
· Какой предмет показывает необходимость приобщения к культуре и раскрывает возможности конкретной личности в культурной деятельности? (обществознание)
· Что такое "культура". Каждый предлагает выписывает свое определение понятия "культура"
Учеников необходимо подвести к выводу: культура - это понятие в обществознании очень многозначно. Записать обобщённое определение понятия "культура" в виде кластера.
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой - человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим.
Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию.
Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека, расширялось и само понятие “культура”.
В современной науке имеются сотни определений культуры. К сожалению, большинство из них непонятны и трудновоспроизводимы, тогда как понятие “культура” должно быть операциональным, легким в употреблении. Этим требованиям соответствует понимание культуры как качественной характеристики жизнедеятельности общества в целом и основных его субъектов в отдельности. Становится и развивается она вместе с формированием общества, совершенствуясь вместе с ним.
В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:
· совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;
· способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;
· степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.
2 Материальная и духовная культуры
Существует множество видов культур: материальная, духовная, народная, авторская, религиозная, светская, массовая, субкультура, контркультура.
В наиболее общем понимании Культуру подразделяют на материальную и духовную. Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. - объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. - культура.Скрипка - музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари - предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение - предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика - культура.
Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности.
Мини-дискуссия: "Если бы в экстренной ситуации можно было спасти не более трех вещей, какие вещи взяли бы вы? Почему?
3 Элементы духовной культуры
Когда мы говорим о культуре социального субъекта, мы имеем в виду его потенциал совокупный, сформировавшийся во всех сферах жизнедеятельности общества. В социологии главное внимание уделяется функционированию элементов в духовной культуре.
Знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке, как системе знаков и символов, наделенных определенным значением.
Язык - инструмент формирования, накопления и передачи знаний. В свою очередь знания выступают основанием убеждений - важного элемента культуры.
Убеждение - определенное духовное состояние, чувственное переживание знания как личностно значимого, достоверного. Убеждения - единство знаний, эмоций и воли, выступающие в форме: ценностных ориентаций, установок, норм, принципов поведения, мотивов действий.
В основе их лежат ценности - свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта. В социологии ценности рассматривают как представления о добре, зле, счастье, честности, верности, любви, добродетели - факторах регуляции социальных взаимодействий.
Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Вступая в жизнь общества, человек всему дает свою оценку. Основанием ее выступают ценности. Ценности ориентируют, побуждают, мотивируют социального субъекта на конкретные действия. Социологию интересуют прежде всего ценности, выступающие регуляторами взаимодействий людей в обществе, т. е. социальные ценности. Важными элементами культуры являются социальные нормы, привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нравы, мода, вера и др.
Какие из этих элементов присутствуют в вашей семье и как проявляются?
| Ученики слушают, записывают лекцию, отвечают на вопросы.
|