КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи курса русского языка и культуры речи. Литературный язык нации
КЛЯ РЯ СРЛЯ Кодифицированный язык – это язык, ограниченный строгими нормами, ему обучают, нормы кодифицированного языка отражены в словарях и справочниках. Разговорный язык не ограничен такими строгими нормами, но они все равно должны соблюдаться. Термин «культура речи» многозначен, его можно понимать в широком и узком смысле. В широком смысле культура речи включает в себя образцовые тексты письменности и потенциальные свойства языковой системы в целом. В узком смысле культура речи - это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения. Культура речи - это владение нормами устного и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, грамматики, словоупотребления). а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с содержанием речи. В лингвистической литературе традиционно принято говорить о 2-х ступенях освоения языка: 1)правильность речи, 2)речевое мастерство. Правильность речи предполагает соблюдение норм на всех речевых уровнях. Речевое мастерство предполагает не только следование нормам, но и умение выбрать из всех существующих вариантов наиболее точный, выразительный. Задача изучения культуры речи – научить правильно говорить, писать, охрана норм литературного языка, принятие всего, что его обогащает и отторжение всего чуждого литературному языку. Выделяют три компонента культуры речи: 1)нормативный, 2)коммуникативный, 3)этический. Нормативный отвечает за соблюдение норм, коммуникативный – за максимальную удачу в общении, этический – за соблюдение норм этики в разных возрастных и социальных группах. Как самостоятельная дисциплина культура речи оформилась в 20-е годы ХХ века. До этого вопросами культуры речи занималась риторика – наука об ораторском искусстве и филология. Однако, это не значит, что между этими науками можно ставить знак равенства. Риторика изучает только законы ораторского искусства, культура речи занимается помимо аспектов риторики и филологическими аспектами речи. В хорошей, убедительной речи должны не только соблюдаться нормы, она должна быть насыщена изобразительными средствами языка. Итак, мы переходим к следующей части нашей лекции – изобразительные средства языка
Тропы основаны на переносном употреблении слова, а стилистические фигуры - это особые синтаксические построения. Главное поле их действия-синтаксис, порядок слов. Тропы: 1) сравнение – сопоставление предметов или явлений по сходству (чаще с союзом «как»): мысль мелькнула как молния, как ясное солнце, «ваши слова западали в чужое сердце как капли кипящего сургуча, они освещали вашу мысль как бриллианты и молния». 2) метафора – слово или выражение, использующееся в переносном значении: заря жизни, домашний очаг 3) метонимия – перенос названия одного предмета на другой: съешь еще тарелку, выпей еще чашку 4) синекдоха – замена наименования целого названием отдельной его части или наоборот. Часто рассматривается как вид метонимии: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз», выставка английской книги, влюбляться в каждую юбку. 5) аллегория – иносказание, эзопов язык. Когда нельзя назвать вещи своими именами, используют аллегорию. Используется в сказках, названиях художественных произведений: Лиса – хитрость, змея – коварство, осел – глупость. «Обрыв» Гончарова – символ духовной неустойчивости героини. 6) эпитет – художественное определение предмета: блестящее открытие, бешеные деньги 7) гипербола – чрезмерное преувеличение: идти вперед семимильными шагами, мысль пришла в одну секунду 8) литота – чрезмерное преуменьшение: мальчик с пальчик 9 ) перифраз – описательный оборот, употребляющийся вместо какого-либо слова или словосочетания: черное золото - нефть, люди в белых халатах – врачи 10) олицетворение – перенесение свойств и способностей человека на неживые предметы или животных: природа смеется, березы плачут. 11) прием иронии – прием, заключающийся в том, что слова или выражения употребляются в смысле, противоположном буквальному, за внешне положительной оценкой предмета или явления скрывается тонкая, острая насмешка: Гениальное открытие! Обращение к ослу: «Откуда, умная, идешь ты голова?», «Молодая была немолода».», «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». 12) использование фразеологических оборотов, латинских выражений (повышает эмоциональность речи, создает ярке художественные образы): идти через тернии к звездам, метать бисер перед свиньями, ни рыба ни мясо, земля обетованная, ахиллесова пята, сжечь мосты, alma mater, o tempora o mores, veni,vidi, vici, terra incoqnita, pro et contra. 13) использование исторических примеров – «Энергия нашего юбиляра граничит с энергией Петра I, его жизненные планы сопоставимы с планами Наполеона!» 14 )цитирование художественных произведений: «А судьи кто?», «Красота спасет мир», а так же цитат из Библии.
Стилистические фигуры: 1 )риторическое обращение – простое синтаксическое обращение в начале речи, цель которого – привлечь внимание слушателей: «Уважаемые слушатели!», «Господа студенты!», «Друзья мои!». 2)риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа «Кто не любит жизнь?», «Кто из вас не знаком с нашим юбиляром?» 3)риторическое восклицание – служит для повышения эмоционального уровня речи «Да здравствует солнце!», «Слава труду!» 4)анафора – единоначалие: «Клянусь я первым днем творенья! Клянусь его последним днем! Клянусь позором преступленья И вечным правды торжеством!»
«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий стройный вид!»
5) эпифора – повторение слов или сочетаний слов в конце предложения: «Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» 6) антитеза – противопоставление: Ученье – свет, неученье -тьма, «Волки и овцы», Мягко стелет – жестко спать 7) оксюморон – сочетание несочетаемого: вежливая грубость. обыкновенное чудо, страшно красивая. 8) инверсия – нарушение порядка слов в предложении для введения дополнительных оттенков, усиления смысла: «Чудесный человек наш юбиляр!», «Скрывает что-то свидетель» 9) градация – сочетание, нанизывание синонимов, прием, где каждый последующий усиливает значение предыдущего. «Приехав домой, они вошли в свои светлые, просторные, великолепные комнаты», «Фашизм ограбил, расшатал, раздел Европу», «ваш сильный, проникнутый умом и страстью язык поучал, побеждал, творил, запечатлевался в умах» 10) параллелизм – одинаковое синтаксическое построениепредложений,одинаковое расположение в них сходных членов предложения. «Шелкова ниточка к стене льнет, Дунечка матушке челом бьет».
Понятие "культура речи" емкое и многоаспектное. В общем плане его можно определить как умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей, занимающихся самыми различными видами деятельности: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов и т.д. Культура речи как особая лингвистическая дисциплина имеет свое научное определение: это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм. Как следует из данного определения, культура речи включает три составляющих компонента: j языковой, k коммуникативный и l этический. Язык – социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет, по крайней мере, одну из двух форм реализации – устную или письменную. Литературным языком нации называется сложившийся на широкой общенародной основе в устно-разговорной и письменной формах язык народности с постепенно вырабатывающимися нормами.
2. Текст. Способы сокращения текста. План. Реферат. Аннотация. Текст – сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому. Свойства текста: информативность, последовательность, целостность, связность, завершенность. Виды текста: повествование (рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Композиция: завязка, кульминация, развязка), описание (изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод), рассуждение (словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли, убеждение в чем-либо других. Композиция: тезис, доказательство, вывод). Текст может состоять из абзацев, связанных по смыслу и грамматически. Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема – это то, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуждение, ведется диалог. Сокращение текста. План. План – сжатая форма переработки информации. План дает схему логического строения текста и позволяет обобщенно назвать те положения, которые подробно излагаются в нем. Планы бывают простые и сложные. (В простом формируются наиболее существенные положения текста. В сложный план включаются положения, которые развивают и обосновывают их, а также детальные вопросы, на которые распадается общий вопрос.). Варианты оформления плана: назывной (в виде назывных предложений), вопросный (в виде логических вопросов. Вопросы задаются к информационным центрам в абзацах), тезисный (в виде тезисов. Тезис – краткое изложение основных положений книги, статьи. Тезис коротко излагает суть, основное положение.) Конспект - краткое изложение, краткая запись содержания чего-либо. Конспект предназначен для индивидуального пользования, поэтому составитель конспекта перерабатывает информацию по-своему. Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, включающие основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определение целесообразности обращения к нему. Виды рефератов: 1. По полноте содержания: информативные (рефераты, конспекты, содержащие в обобщенном виде все основные положения первичного документа), указательные (рефераты-резюме, содержащие не все, а лишь основные положения, которые тесно связаны схемой реферируемого документа, все второстепенное опускается); 2. По количеству реферируемых первичных источников: монографические (по одному), обзорные (по нескольким); 3. По читательскому назначению: общие (излагающие содержание документа в целом, рассчитанные на широкий круг читателей), специализированные (содержание ориентировано на специалистов); 4. По составителям: автореферат (своя статья, свой реферат), рефераты, составленные специалистами в этой области, к которой относится документ.
Структура и содержание реферата: библиографическое описание (дает точную информацию о первичном документе: как называется источник, кто автор…), текст реферата (тема, методы исследования, результаты…). Основные требования к составлению реферата: объективность (фиксирование только тех сведений, которые содержатся в первичном документе без оценки излагаемого, без полемики с автором), единство стиля, язык реферата (точный, ясный, без сложных грамматических конструкций). Композиция реферата: вступление (дается общая характеристика рассматриваемой проблемы, может быть указано обоснование выбора темы), основная часть (приводятся все существенные положения, новые сведения, содержащиеся в первичном документе, при этом информация может подаваться в разных композиционных вариантах), заключение (приводятся выводы автора, обобщения, резюме, связующие средства). Общие признаки реферата и конспекта: оба являются вторичными текстами, оба представляют собой сжатое изложение содержания первоисточника, тексты обоих жанров создаются с учетом законов научного стиля речи. Различия реферата и конспекта: конспект создается для индивидуального пользования, может иметь произвольный вид (реферат создается для коллективного пользования. Научные рефераты публикуются); в отличие от конспекта в реферат отбирается вся объективно ценная информация, а не только та, которая интересна автору; реферат – более объективированный документ, чем конспект; реферированию подлежит научная литература; реферат не предназначен для замены первоисточника, он только помогает читателю отобрать нужную ему литературу и дает основные сведения о содержании первичного документа.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |