Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности эмоций




Положительные и отрицательные эмоции. Эмоции, как уже го­ворилось, есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безраз­личное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают отрицательное отношение и соответствующие пе­реживания. Таким образом, эмоции человека имеют положитель­ный или отрицательный характер.

Положительное отношение че­ловека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольст­вие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь.

Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, пе­чали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Надо отметить, что личная и общественная, социальная оценки эмоций как положительных, так и отрицательных не всегда сов­падают. Например, такие эмоции, как угрызения совести, чувство стыда, переживаются человеком как неприятные, иногда даже мучительные состояния, но с общественной точки зрения они по­лезны, необходимы и следовательно, положительны, так как со­действуют моральному росту личности. Равно и такие эмоции, как ненависть, гнев, отвращение, получают положительную оцен­ку, если они направлены на антиобщественные явления, на вра­гов нашего народа и государства, на расистов и неофашистов.

Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В не­которых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций. Кончая школу, ученик испытывает и радость, и грусть оттого, что безвозвратно уходят школьные годы.

Стенические и астенические эмоции. В зависимости от того вызывают ли эмоции активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека выделяют две группы — стенические (от греческого слова «стенос» — сила) и астени­ческие («астенос»— слабость, бессилие).

Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличива­ется темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т. д.

Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедея­тельность. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность. Поэтому имеют определенный смысл подобные высказывания врачей: «Веселые люди чаще выздоравливают, чем печальные», «Раны у победителей заживают быстрее и лучше, чем у побежденных».

Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться и в стенической, и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Напри­мер, у одного человека горе может вызвать беспомощное, угне­тенное состояние, человек буквально цепенеет, у другого горе выражается в бурной реакции. Страх может парализовать одного человека, ослабить его духовные силы. У другого же страх мо­билизует физические и умственные силы, делает его находчи­вым и сообразительным, действия — быстрыми и точными. Да и радость бывает разной. Бурная радость — эмоция стеническая, поскольку она вызывает у человека прилив сил и жажду деятельности. Радость тихая и спокойная обычно расслаб­ляет.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение.

Интенсивность и устойчивость эмоций. В зависимости от си­лы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты.

Эмпатия – способность сочувствовать, сопереживать другим.

Настроение — это относительно слабо выраженное эмоциональ­ное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении чело­века.

Соответствующее настроение вызывается различными собы­тиями, обстоятельствами, а также физическим, самочувствием. Причины эти часто не осознаются, и у человека возникает мнение о том, что настроения беспричинны.

Бодрое настроение стимулирует деятельность человека, поло­жительно влияет на окружающих. Бодрое, жизнерадостное настроение учителя всегда передается учащимся, а хорошее настрое­ние учащихся повышает их интерес к занятиям, улучшает вос­приимчивость, запоминание материала. Успех в учении, хороший ответ в классе, прекрасно выполненная работа создают у школь­ников длительное приподнятое, радостное настроение и желание работать еще лучше. Вот почему в борьбе с неуспеваемостью бывает очень важно создать для отстающего учащегося такие условия, чтобы он мог получить подряд несколько положитель­ных отметок. Вызванное этим состояние радостной уверенности в себе способствует дальнейшим успехам школьника.

Будучи в плохом настроении (мрачном или угрюмом), чело­век смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит: и веселый смех людей, и сосед, неосторожно толкнувший его, и погода, и т. п.

В плохом настроении учиться и трудно, и неинтересно, ма­териал усваивается тяжело, быстро забывается, ученик легко отвлекается от дела, все валится у него из рук, возникает пред­ставление о собственной неполноценности и неспособности.

Настроением можно и должно управлять. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Следует переключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем. А также можно переключается на не очень тяжелый, но приятный физический труд.

Аффект (в переводе с латинского — душевное волнение, воз­буждение) — это кратковременная, бурно протекающая эмоцио­нальная реакция, носящая характер эмоционального взрыва и котораяпротекает при значительном изменении сознания. Та­ковы, например, вспышки гнева, горя, радости. В словоупотреб­лении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость — восторг; страх — ужас; горе — отчаяние; гнев — ярость).

Аффекты обычно сопро­вождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Вызываются аффекты сильными раздражи­телями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоя­тельствами).

Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как результат упорного труда, которыми че­ловек имеет все основания гордиться. Великий русский ученый К. А. Тимирязев, когда открыл явление фотосинтеза, пустился в пляс среди приборов и препаратов в своей лаборатории.

Чаще же всего аффективные реакции есть следствие недоста­точной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. Например, школьника кто-то глубоко обидел, началась драка. В состоянии аффекта он укусил обидчику руку. Лицо его красно, он взъерошен, всхлипывает, дрожит, у него конвуль­сивно подергивается лицо, дергаются руки и ноги, сказать он ничего не в состоянии.

В состоянии аффекта у человека может наб­людаться временная потеря волевого контроля за своим поведе­нием, он может совершать необдуманные поступки. Здесь поможет и старый совет: прежде чем сделать или сказать что-то в состоянии нарастающего аффек­та, медленно, про себя сосчитай до двадцати. Что касается линии поведения учителя в отношении ученика, находящегося в состоянии аффекта, то есть хорошее правило: чем более возбуж­ден ученик, тем более должен быть спокоен учитель. Спокойствие в сочетании с доброжелательным, мягким отношением быстро погасит возбуждение ребенка.

Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство,определяющее направление мыслей и поступков человека, ставшее характеристикой личности. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направ­ленности.

Проявления страсти могут наблюдаться и в детском возрасте, хотя в этом случае правильнее говорить об увлечениях. Страсть к чтению, футболу или хоккею, шахматам, филателии, к матема­тике, биологии — положительное явление. Наблюдаются и нездоровые увлечения. Азартные игры (например, в карты на деньги) иногда увлекают не только взрослых, но и подростков. В этом отноше­нии учитель всегда должен быть бдительным и вовремя прини­мать меры к перестройке интересов и увлечений школьника.

Фрустрация – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Эмоциональные стрессовые (от англ. «стресс» — напряжение) состояния возникают в не­обычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Это переживания, возникающие при опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необхо­димости принять быстрые и ответственные решения и т.д. Такие ситуации могут встречаться в самых различных видах человеческой деятельности: трудовой, учебной, игровой, спортив­ной, в практике взаимоотношений между людьми, во всевоз­можных моральных конфликтных ситуациях. Стрессовое состояние может, например, возникнуть у ученика при выполнении ответственной контрольной работы, к которой он слабо подготов­лен, или у учителя при необходимости принять ответственное решение в конфликтной ситуации.

Стрессы приводят к различным физиологическим изменениям и нарушениям поведения. К физиологическим изменениям при стрессе относятся учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления. При сильном стрессе наряду с этим изме­няется поведение человека: возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, некоординированные движения и жесты, сбив­чивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания. При стрессе возможны ошибки воспри­ятия, памяти, мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.