Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип утилизации




Принцип позитивного намерения

Приведите примеры 3-4 проблем из различных сфер жизни. Переформулируйте их в задачи, направленных на поиск позитивного решения.

Принцип сфокусированности на поиске решения

Принцип оптимальности

Люди делают наилучший выбор из тех, которые им в данный момент доступны. Если помочь им развить мышление, восприятие и ценности так, чтобы они смогли осознать возможность лучшего выбора, они его с готовностью сделают.

Этот принцип гласит так: для того, чтобы полностью устранить трудность, нет необходимости знать ее причину и ее функцию. Иллюстрация. Если мы свалились в яму, то наша насущная задача – это придумать, как из нее выбраться, и, собственно, выбраться. А уже потом мы можем за чашкой чая поразмыслить, как же нас туда угораздило, или посудачить с приятелем, какой же… м-м-м… нехороший человек ее там вырыл и зачем. То есть объяснение проблемы и поиск решения – это два совершенно различных и несвязанных процесса (если только мы сами их не свяжем).

Таким образом коуч не занимается решением проблем. Он занимается поиском решений. Принцип таков, что чему больше уделяется внимание, то и развивается. В своей работе с человеком он прямо и косвенно старается направить его внимание на ресурсы и способности, и таким образом они начинают работать на него. Коуч не занимается анализом прошлого. Это часто используется в психотерапии, но не в коучинге. Коучинг ориентирован на будущее, на формулировку хорошо поставленных целей, на мотивацию и практическое достижение этих целей

Задание.

Коуч помогает клиенту увидеть его потенциал в его же «недостатках», а свою задачу - в организации увлекательного совместного процесса поиска и раскрытия этого потенциала.

Коучинг – это исключительно прагматическая вещь. Принцип утилизации подсказывает нам следующее:

  • Принимайте и используйте реальность человека (вашего клиента).
  • Принимайте то, что человек выдвигает в качестве важного и ценного.
  • Поймите этого игрока и его модель мира.
  • Каждая часть системы имеет ценность.
  • В проблемах уже содержится их решение.

Как, помню, нам это иллюстрировали на курсе по Эриксоновской терапии, если к вам приходит человек жаловаться на досаждающих ему по ночам инопланетян – нет проблем, будем работать с инопланетянами!

Вот анекдот вспомнил. Два вора залезли грабить квартиру. Вдруг слышат, хозяева пытаются открыть дверь. Один хватает другого за руку, подбегает к окну и говорит: «Прыгаем!» Другой отвечает: «Ты что, это же тринадцатый этаж!». «Да брось ты! Сейчас не время для суеверий!»

В сочетании с принципами роста и изобилия (обязательно!) принцип утилизации становится высоко этическим, экологичными и эффективным методом содействия человеку.

Даже если вы сталкиваетесь с человеком с суицидальными намерениями (в реальном контексте коучинга, его следует направить к профессиональному психотерапевту), спокойные вопросы о том, каким лекарством лучше отравиться или как именно повеситься, могут расшевелить его творческое воображение, и с его помощью он сможет нарисовать для себя светлое будущее и обнаружить позитивные альтернативы первоначальному решению.

Задание.

Представьте, что вы сталкиваетесь с человеком с суицидальными намерениями (в реальном контексте коучинга, его следует направить к профессиональному психотерапевту). Предложите варианты, каким образом, используя принцип утилизации, вы могли бы повести разговор, чтобы человек открыл для себя иные, позитивные альтернативы своему первоначальному решению.

К той же категории утилизации относятся и три главных правила коуча:

1. Если что-то работает, не пытайтесь это исправить.

2. Когда поймете, что тут работает, делайте больше того, что работает.

3. Если что-то не работает, не делайте это. Делайте что-то другое!

Задание.

Подумайте о какой-нибудь своих жизненных ситуации, в которой вам могло бы помочь использование этих трех правил? Как бы конкретно Вы могли бы, например, воспользоваться ими? К каким результатам это могло бы привести? Как бы вы себя после этого чувствовали?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.