Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические принципы обучения

 

Под принципами вообще понимают основные нормативные положения, предусловия определённой науки, теории, концепции, области практики.

Дидактическими принципами считаются руководящие положения, на основе которых строится учебный процесс, тесно связанный с воспитанием. На эти принципы необходимо основываться учителям-предметникам и мастерам производственного обучения при обучении и воспитании учащихся. Основным источником для чёткого формулирования принципов обучения является обобщение массового педагогического опыта, внедрение в педагогическую практику результатов научно-педагогических исследований. К дидактическим принципам относятся воспитывающий характер обучения, научность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность, наглядность, сознательность и активность и др. Поэтому говорят о системе дидактических принципов.

Дидактические принципы взаимосвязаны. Поэтому, проводя каждое конкретное занятие, необходимо одновременно учесть требования ряда дидактических принципов и создать условия для их комплексного осуществления. Например, обеспечивая принцип научности в обучении, легче добиться сознательности и активности учащихся, и наоборот: если учащиеся относятся к обучению сознательно и активно, легче обеспечить научный уровень обучения. Осуществление принципа связи теории с практикой облегчается, если реализуется наглядность в обучении. И наоборот, если изучение теории проводится в тесной связи с практикой, создаются условия для обеспечения наглядности в обучении.

Дидактические принципы в основном одинаковы для всех учебных дисциплин, однако применение их по каждому предмету имеет свои особенности. Рассмотрим важнейшие дидактические принципы, определяющие содержание, методы и формы организации занятий в профессионально-технических учебных заведениях.

Воспитывающий характер обучения. В процессе обучения происходит воспитание учащихся. Это общее положение характерно для любого предмета и особенно для производственного обучения. Производственное обучение помимо основных функций должно быть нацелено и на трудовое воспитание учащихся, психологическую и практическую подготовку их к будущей трудовой деятельности. Таким образом, трудовое воспитание должно рассматриваться как одна из важнейших учебных задач, с учётом которой подбираются объекты работы, организуются занятия и т. д. Большую воспитательную роль играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе.

Характер деятельности учащихся в процессе производственного обучения создаёт самые благоприятные условия для трудового воспитания. Прежде всего у учащихся вырабатывается положительное отношение к труду, которое выражается в том, что они с большой ответственностью и очень охотно выполняют свои задания. Приобщаясь к производительному труду, учащиеся начинают осознавать, что физический труд по своей значимости для общества не уступает труду умственному.

При правильной организации занятий у учащихся крепнет чувство коллективизма, так как они вступают в производственные отношения друг с другом.

Большое воспитательное влияние на учащихся оказывают экскурсии. Встречи с представителями различных профессий.

В процессе производственного обучения учащимся прививают общие правила культуры труда (уход за рабочей одеждой, содержание в порядке рабочего места, работа исправным инструментом и др.), бережливое отношение к имуществу.

Воспитательное воздействие на учащихся в значительной мере зависит от нравственного облика учителя-предметника и мастера производственного обучения, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношения к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.

Научность обучения. Принцип научности требует, чтобы изучение техники и труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только научно достоверные, проверенные практикой знания. Для изучения необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства.

Бурное развитие науки и техники приводит к постоянному расширению объёма знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся. Однако возможности усвоения их не беспредельны. Поэтому необходимо производить отбор содержания обучения с учётом задач, которые стоят перед учащимися, их познавательных возможностей и физических сил, наличия в училище соответствующего оборудования и материалов, от производственного окружения училища и отведённого на обучение времени.

Принцип научности требует, чтобы на занятиях использовались современные оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения.

Реализация научности в обучении означает также выбор таких методов обучения, которые активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся, их умственные способности. Важность данного принципа состоит ещё и в том, чтобы методы обучения по своему характеру приближались к методам науки.

В процессе обучения необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными приёмами её выполнения и способами самоконтроля за своими действиями и их результатами.

Таким образом, принцип научности в обучении следует понимать не как требование проводить обучение на наивысшем научно-теоретическом уровне, а как требование строить процесс обучения с опорой на современные научно-технические данные и знания учащихся по основам наук.

Отбор новейших сведений научно-технического и производственного характера производится с учетом следующих требований: соответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тенденциям в развитии науки, техники и производства; связь с изучаемыми разделами программы; доступность для понимания учащимися.

Связь теории с практикой, обучения с жизнью. Чтобы осуществить указанный дидактический принцип, необходимо объяснить учащимся и в процессе обучения постоянно раскрывать положение о том, что теория и практика – две неразрывные стороны в деятельности человека, что теория используется в практике, а практика часто служит почвой для новых теоретических открытий. В процессе производственного обучения создаются особенно благоприятные условия для связи теории с практикой, так как подавляющее большинство сведений сообщается учащимся именно для того, чтобы они могли со знанием дела, правильно выполнить практическое задание.

Одним из важнейших направлений реализации принципу связи теории с практикой является составление задач производственного характера для пособий и учебников по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Содержанию и методике проведения лабораторно-практических работ придают такого характера, чтобы они надёжно соединяли теоретические сведения с практикой. При проведении инструктажа (особенно вводного) мастер должен акцентировать внимание учащихся на том, что работа технических устройств, узлов машин и аппаратов, технологических процессов основывается на соответствующих теоретических положениях и это означает, по существу, применение этих положений на практике.

Знания и умения, усваиваемые учащихся на различных занятиях, окончательно закрепляются только в их практической деятельности. Только будучи применёнными знания становятся подлинным достоянием личности.

Установлено, что прочность, гибкость, оперативность знаний и умений учащихся, убеждённость в их истинности и ценности формируются в основном в практической деятельности.

Проверка жизнью раскрывает перед учащимися ценность образования, служит основой развития самоконтроля и самооценки. В практике возникают вопросы, задачи, проблемы, необходимость разрешения которых порождает интерес к учению, служит стимулом учебно-познавательной деятельности.

Если проанализировать проблему соединения обучения с производительным трудом глубже нежели это обычно делалось, то можно увидеть, что она состоит не в том, чтобы формировать у учащихся определённые умения и навыки практической деятельности, а в том, чтобы сориентировать обучение учащихся на труд и творчество.

Поэтому с позиции психологической теории деятельности особенностью обучения учащихся должно стать тесное соединение обучения с производительным трудом. Следует учитывать положение о том, что развитие познавательной и творческой деятельности происходит на определённом фоне общего формирования личности, на базе приобретённого опыта производственно-технической подготовки и проходит через определённые мотивы, которые управляют человеком. Эти конкретные начальные условия являются важнейшим источником формирования близких и перспективных заданий развития творческих черт личности. В соответствии с ними каждого ученика включают в деятельность, которая отвечает его интересам и одновременно открывает перед ним перспективу продвижения на высшую ступень совершенства.

Деятельность должна быть настоящей и включать учащихся в реальные производственные отношения, совершаться согласно логике и законам настоящего производственного процесса, сопровождаться созданием реально значащих для общества материально-духовных ценностей и исполнением услуг, которые имеют определённую стоимость.

Привлекая учащихся к производительному труду, необходимо учитывать отношение ученика к деятельности вообще и к конкретной деятельности в частности.

Знание устройства станков, электродвигателей и других технических объектов необходимо для того, чтобы учащиеся научились управлять ими. Сведения о свойствах различных материалов даются для того, чтобы учащиеся научились обрабатывать эти материалы. Следовательно, учащиеся многократно убеждаются в значении теории для практической деятельности, и наоборот: на основе приобретенного практического опыта лучше усваивают новые теоретические знания.

Теоретические и практические занятия проводятся отдельно. При этом связь между теорией и практикой должна быть прочной. Это требование приходится подчеркивать особенно потому, что очень часто теоретические занятия проводит учитель-предметник, а практические – мастер производственного обучения. Их действия должны быть согласованы в рассматриваемом аспекте.

Систематичность и последовательность в обучении. Реализация этого принципа предполагает такую организацию обучения, при которой учебный материал усваивается учащимися в последовательности, отвечающей логике науки, труда и дидактическому принципу – опираться на ранее усвоенные знания по другим учебным дисциплинам. Так, если проанализировать учебный материал по слесарной обработке металлов, то можно убедиться, что в основу изложения положен технологический процесс производства. Например, операции по слесарной обработке металлов изучаются в таком порядке: разметка, правка, резание ножницами, гибка, соединение деталей из листового металла и проволоки, рубка, резание ножовкой, опиливание, сверление, термическая обработка, нарезание резьбы. Этот порядок аналогичен последовательности обработки металлов слесарным путем в условиях производства. Благодаря этому учащиеся не только овладевают умением выполнять некоторые слесарные операции, но и получают определенное представление о технологии слесарного дела.

Некоторые встречающиеся отклонения в изложении учебного материала от технологии производства вызваны необходимостью выполнять дидактическое правило перехода от простого к сложному. Например, в слесарной технологии операция рубки предшествует правке и гибке. Однако с точки зрения содержания трудовых приемов рубка является более сложной, чем правка и гибка. Более того, при перестановке указанных операций изучение рубки может полностью опираться на навыки, приобретенные учащимися при овладении правкой и гибкой. Именно это обстоятельство и учтено при систематизации учебного материала.

Если говорить в целом о содержании обучения в целом, то тут тоже можно отметить определенную последовательность и систематичность.

Учащиеся знакомятся с приемами обработки таких материалов, которые сравнительно легко ей поддаются и с которыми они чаще всего встречаются в жизни. В дальнейшем учащиеся овладевают приемами изготовления деталей из материалов, требующих применения более сложных орудий труда, больших физических усилий и более высокого уровня психического развития. Постепенно учащиеся привлекаются к машинному труду, к изучению устройства простых, а затем более сложных машин.

Систематичность и последовательность проявляется в установлении целесообразных межпредметных связей, связей между теоретическим и производственным обучением, а также между отдельными темами и разделами каждого предмета профтехцикла.

Принцип систематичности и последовательности должен активно внедряться и в рамках разнообразных форм планирования, как календарного так и поурочного.

Систематизация знаний учащихся достигается обобщающим повторением материала по теме и в конце раздела. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается постепенным усложнением выполняемых учащимися заданий.

Наглядность в обучении. Подготовка учащихся к практической трудовой деятельности возможна на основе понятий, суждений и умозаключений, связанных в сознании учащихся с чёткими конкретными образами соответствующих объектов, процессов и действий. Именно поэтому принцип наглядности на различных занятиях находит весьма широкое применение. Этот принцип требует, чтобы на занятиях учитель-предметник и мастер производственного обучения опирался на чувственно-практический опыт учащихся, непосредственное восприятие ими изучаемых предметов и трудовых процессов. Чем разнообразнее эти восприятия, тем глубже знания учащихся. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышления.

Чувственное восприятие играет большую роль в производственном обучении, но оно представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которое ставит познавательные задачи, даёт план наблюдений, обобщает его результаты. В противном случае ученики могут воспринимать вместо главного второстепенные детали.

Наглядность в обучении последнее время рассматривается шире, нежели непосредственное визуальное восприятие, она включает ещё и тактильные (моторные) элементы.

На уроках используются следующие виды наглядности: естественная (демонстрация реальных предметов, опытов и трудовых приёмов), картинная (изображения предметов, процессов на стендах и плакатах, зарисовки на доске), объемная (макеты, модели), звуковая (аудио, видеозапись), символическая (схемы) и графическая (чертежи, графики). При этом упор делается на различные органы чувств с тем, чтобы восприятие производилось по возможности одновременно слухом, зрением и осязанием.

Наглядность в процессе обучения в мастерских приобретает особенное значение прежде всего в связи с той ролью, которую в современном производстве играет технический чертеж. Чтение чертежа – один из этапов выполнения трудового задания. Кроме того, без некоторых знаний по черчению невозможно обучить учащихся элементам конструирования и технологии.

На занятиях в мастерских широко используются раздаточный материал, плакаты, модели, диапозитивы, кинофильмы и др.

Специфическим для производственного обучения является такой вид наглядных пособий, как щиты, на которых изображены пооперационно-технологические процессы и предназначенные для обработки заготовок инструменты.

Отбор наглядных пособий ведётся с учётом целей занятия. Показ макетов, моделей и условных изображений часто бывает более выгодным, чем показ реальных предметов. Здесь меньше подробностей, поэтому лучше можно рассмотреть основные элементы. Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимися, направлять их внимание на главные и существенные стороны изучаемого объекта, не перегружать урок наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, сколько это необходимо для достижения учебной цели. Если на уроке предстоит показать несколько пособий, то демонстрировать их следует по мере надобности, а не все сразу.

Сознательность и активность учащихся в обучении. Практика обучения в профтехобразовании Украины свидетельствует о том, что в обучении преобладают репродуктивные методы обучения: умственная деятельность состоит в запоминании определённых понятий и положений; на практике учащиеся копируют действия мастера ПО и пассивно исполняют указания производственных инструкций. Сегодня необходимо ориентировать будущего работника на сознательное и активное отношение к своему труду. Очень жаль, но в современной массовой практике активность мастера ПО иногда значительно превышает активность учащихся.

Этот принцип требует так организовать обучение, чтобы учащиеся могли сознательно и активно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность в труде, мышление, речь.

Реализация принципа сознательности начинается с раскрытия перед учащимися задач обучения и конкретных целей урока. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, выполнения трудовых заданий, решения творческих задач. Они учатся самостоятельно планировать работу, определять способы её выполнения, контролировать ход и результаты, вносить коррективы.

Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение учащихся анализу технологических процессов, организации своего рабочего места и труда, приёмам творческой деятельности. Особое значение имеет обучение их рационализаторским умениям и конструированию. Ученики участвуют в разработке технологической документации, чертежей на изделия и выполняют работу по их изготовлению, в ходе которой овладевают трудовыми умениями и навыками. Благодаря такому обучению усвоение учащимися трудовых действий не будет только механическим воспроизведением показанных мастером производственного обучения приёмов работы. Они выполняют их с полным пониманием всей технологии в целом и отдельных её элементов. Учащиеся представляют себе образец будущего результата своих действий и возможные последствия неверного выполнения их. Наличие образца позволяет им осуществлять самоконтроль и исправлять допущенные ошибки.

При получении технико-технологических знаний учащиеся должны не только запомнить новые термины и определения, но и осмыслить их содержание, связать с конкретными трудовыми процессами.

Средствами развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательных задач, использование эвристических бесед и проблемного изложения материала, составление и решение экспериментальных задач, применение знаний в практической работе, организация исследовательской деятельности и др.

Речь учащихся развивается в тесной связи с мышлением. Её недостатки тормозят развитие мышления. Поэтому учителю-предметнику и мастеру ПО необходимо следить за речью учащихся и исправлять погрешности, вырабатывать у них привычку точно выражать свои мысли, правильно применять термины.

Доступность и посильность труда для учащихся. Принцип доступности требует, чтобы трудовые задания по содержанию, объёму и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Но учебные задания не должны быть слишком лёгкими, так как выполнение их без напряжения сил не способствует развитию учащихся. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у учеников развиваются физические силы и познавательные возможности, растут пределы доступности. Кроме того, содержание учебного материала по различным предметам должно соответствовать современному уровню развития науки и техники. Одновременно необходимо, чтобы учебный материал был понятен учащимся. В связи с этим довольно часто приходится прибегать к различным методическим приёмам, которые позволяют облегчить учащимся усвоение учебного материала и ознакомить их с достаточно сложными теоретическими и практическими вопросами.

Когда идет речь о доступности и посильности обучения, необходимо иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся. Мастеру ПО необходимо следить за внешними признаками утомления и в соответствии с этим регулировать физическую нагрузку.

Индивидуальные особенности учащихся проявляются не только в усвоении учебного материала, в овладении трудовыми умениями и навыками, но и в отношении к труду.

По способности усвоить учебный материал учащиеся заметно отличаются друг от друга. Это объясняется тем, что одни из них получают некоторую трудовую подготовку в семье, другие в технических кружках. Все это необходимо учитывать мастеру ПО при подборе заданий.

По отношению к выполнению практической работы учащихся можно разделить условно на три группы. К первой группе относятся такие учащиеся, которые уверены в своих способностях, охотно берутся за новое для них дело, не теряются при первых трудностях, не стесняются обращаться за помощью кмастеру ПО. В эту группу входят главным образом учащиеся, получившие некоторую трудовую подготовку в семье или в школе.

Вторая группа учащихся недооценивает свои способности и возможности. Встречая малейшие трудности, они теряются, прекращают работу, не решаются обратиться к мастеру ПО за помощью. К таким учащимся необходимо проявить особое внимание, вселить в них веру в свои силы. Оценивая выполненное задание, мастер ПО должен отмечать малейшие успехи в действиях таких учеников, вызывая у них стремление еще более старательно, настойчиво работать. Нельзя оставлять их без внимания при выполнении практической работы: надо вовремя подбодрить, придти на помощь, вселить уверенность в том, что они справятся с заданием.

К третьей группе следует отнести учащихся, которые явно переоценивают свои способности к физическому труду. Они проявляют самоуверенность, а некоторые даже хвастовство. Считая, что могут выполнить любую работу, они так же, как и ученики первой группы, с готовностью берутся за всякое новое дело, но останавливаются перед трудностями, даже не пытаясь их преодолеть. Эти учащиеся часто разочаровываются в работе, оказавшейся для них трудной, теряют к ней интерес. Мастер ПО должен помочь таким ученикам преодолеть трудности. Лишь неоднократно убедившись на личном опыте, что любой труд требует затраты сил, старания, настойчивости, эти ученики активно включаются в работу и начинают более критично относиться ксебе.

Прочность овладения знаниями, умениями и навыками. В процессе обучения учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, которые необходимы им для будущей трудовой деятельности и как база для овладения новым материалом. Без этой базы не может быть роста учащихся, продвижения вперёд. Усвоение знаний, умений и навыков способствует развитию памяти, логического мышления, творческой активности и самостоятельности учащихся в различных видах деятельности. Но чтобы приобретённые знания, умения и навыки выполняли указанные функции, они должны быть прочно усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраняться в памяти учащихся.

Это достигается благодаря политехническому образованию, когда учащиеся приобретают знания, умения и навыки на фоне общего представления об основах современного производства. Этому содействует также формирование у учащихся умения анализировать, сопоставлять различные орудия труда, технологические процессы для определения их эффективности.

Одним из условий реализации данного принципа является знание школьниками целей изучения данного материала и выполнения трудовых заданий. Для этого в начале каждого занятия им указывается, что нужно изучить и запомнить, для какой цели это необходимо, когда и в каких они будут применять полученные знания и умения. Большую роль в этом играет также правильная дозировка изучаемого материала и трудовых заданий во времени, применение систематических упражнений, обеспечивающих не только приобретение, но также поддержание и закрепление знаний, умений и навыков и развитие мышления школьников.

В условиях обучения прочность знаний, умений и навыков достигается прежде всего за счёт эффективного изложения нового учебного материала. Большое значение для обеспечения прочности умений и навыков имеет постановка упражнений и применение ТСО.

Для предупреждения забывания материала, восстановления в памяти забытого, систематизации и углубления знаний, умений и навыков регулярно необходимо проводить различные виды повторений (на каждом уроке, в конце изучения темы и по всему материалу).

Большую роль в достижении прочного усвоения учениками знаний, умений и навыков играет поддержание у них интереса к работе. Это достигается соответствующим подбором изделий, конструкторских задач для учащихся, включением их в работу по рационализации и творчеству.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расцветка разъемов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.