Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Возникновение первых приютов на территории России




NaCl –77.75!

MgCl-10.87! 88.8

MgSO4-4.73!

CaSO4-3.60! 10.8

K2SO4-2.46!

CaCO3 и др – 0.34

Состав речной воды – карбонаты-79.9%, хлориды – 6.9%, сульфаты – 13.2%

1. Свет в морях и океанах

 

проникает на глубину в десятки метров (от 7м до 66 м), красные лучи, особенно необходимые растениям, поглощаются на 50% на глубине 2м, а на глубине 6 м – полностью. Лучи фиолетовой части спектра действуют на фотопластинку даже на глубине в 1000-1500м, поэтому породообразующие

планктонные водоросли живут на глубинах 0-50 м, редко до 80 м.

Свет определяет расцвет не только растений, но и колониальных кораллов.

10.Движения морской воды и воздуха

 

– важнейшая характеристика зоны осадкообразования – мы их рассмотрим позже при рассмотрении переноса мобилизованного вещества.

 

 

В социально-педагогических источниках (Басов Н.Ф., Басова В.М.; Кузьмин К.В, Сутырин Б.А. и др.) принято выделять два основных периода в благотворительности и помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: допетровский, основным характеризующим его признаком является достаточно слабое участие государства в благотворительных актах, и, начиная, с Петровских времен вплоть до событий 1917 года, которому уже присуща доминирующая роль государства, а также повсеместное открытие учреждений для детей-сирот, в том числе и православных приютов, школ.

На первом этапе отмечается высокий духовный подъем, нравственный климат в обществе, распространяющийся на все социальные слои. Особой щедростью в сфере добротолюбия отличались иноки Киево-Печерского монастыря. Например, Феодосии Печерский построил около монастыря особый дом, получивший в будущем название богадельни, в котором получали пищу и приют нищие, калеки, прокаженные. Первые государственные больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 году. Развивая данную тему, необходимо отметить, что при всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, раздача посильной милостыни, устраивались особые помещения для больных, престарелых, неспособных содержать себя, потерявших родных, близких людей.

Помощь страждущим, больным, нищим, погорельцам была исключительно разнообразна и, бесспорно, соответствовала действительным, а не мнимым нуждам. В частности, к конкретным проявлениям благотворительности необходимо отнести безвозмездную постройку жилища особо нуждающимся (погорельцам, вдовам, сиротам, не способным заработать себе на пропитание и жилье); выкуп пленных со строгим соблюдением норм законности, при решительном, подчас беспощадном, пресечении воровства; обучение ремеслам, при условии совпадения природных наклонностей и избранной сферы профессиональной деятельности.

Больницы, богадельни и приюты в качестве разветвленной системы благотворительных учреждений начали строиться спустя столетия при Петре I, Екатерине II, при Александре I. Именно в этот период начинается активное призрение сирот.

В социально-педагогических источниках указывается, что в 1706 году Новгородским митрополитом Иовом на собственные средства был основан при Холмово-Успеиском монастыре первый приют - Воспитательный Дом для «незаконно рожденных и всяких подкинутых младенцев». Вскоре по указу Петра I (1715 г.) таковые стали устраивать при церквах, называя их «сиропитальные гошпитали», куда на основе тайного приема сдавали детей.

С 70-х годов XVIII века в администрации каждой губернии особое место занимал Приказ общественного призрения, в ведение которого входили образовательные, медицинские, а также и благотворительные учреждения. Председателем этого Приказа являлся сам губернатор. В его состав также входили предводитель дворянства, «Городской голова», 6 представителей от дворянства, купечества и государственных крестьян. Приказ находился в подчинении МВД и Сената. Однако, несмотря на то, что государство стало брать под свой контроль благотворительные учреждения и все связанное с ними, большой вклад в дело помощи нуждающимся, и в первую очередь детям, лишенным родительского попечения, продолжали вносить монастыри, при которых в XVIII веке стали массово открываться детские приюты.

Согласно Положению о детских приютах от 27 декабря 1839 года в них предоставлялось временное убежище и начальное образование малолетним детям.

В апреле 1840 года председатель Главного попечительства Григорий Александрович Строганов рекомендовал всем губернаторам проявить инициативу и устраивать детские приюты. К 1843 году только в одной столице России было открыто 12 приютов.

Стали они открываться и в провинции. Например, в Пскове первый детский приют был открыт в 1844 году. 15 марта 1844 года генерал-майор Федор Федорович Бартоломей обратился через «Псковские губернские ведомости» со специальным «Приглашением на благотворительность имеющегося открыться детского Приюта». Помимо этого, в нем сообщалось, что, по его ходатайству императрица 31 января 1844 года присвоила первому приюту в Пскове имя «Святой Ольги Российской», в память о княгине Ольге, родившейся в окрестностях Пскова. Императрицей Александрой Федоровной также был сделан денежный дар для будущего приюта в размере 300 рублей. Непосредственное покровительство приюту оказывала и княжна Ольга Николаевна, дочь Николая I:

Наглядный пример помощи будущему приюту со стороны царствующих особ, обращение губернатора ко всем сословиям и должностным лицам оказали свое действие. Оперативно было собранно более 3 тысяч рублей. Например, выходец из Псковской губернии, В.Г. Жуковский, передал на нужды приюта 1000 рублей ассигнациями и в будущем им было обещано ежегодно передавать по 100 рублей.

11 июля 1844 года в зимнем кафедральном Благовещенском соборе, там, где был Ольгинский предел, архиепископ Псковский и Лифляндский Нафанаил 1-ый Павловский, в присутствии всего губернского начальства отслужил божественную литургию, приурочив тем самым открытие приюта ко дню памяти Святой Ольги. После богослужения архиепископ совершил освещение помещений приюта. Воспитанников угостили праздничным обедом. Почетные гости, провозгласив тосты за здравие Императорского дома и благоденствия первого в Пскове приюта, и одновременно сделали новые пожертвования.

В дальнейшем Ольгинский детский приют, существовал на пожертвования состоятельных Псковичей. Руководство приютом в первые годы его существования проводилось на общественных началах, созданным для этих целей местным попечительством. Первой попечительницей приюта была назначена Елена Михайловна Бартоломей, а с 1858 по 1859 гг. Варвара Степановна Перовская, супруга вице-губернатора.

При открытии, в приют было принято 40 детей (из них 31 девочка и 9 мальчиков). Однако с 1863 года, в приют стали принимать только девочек. Они проживали здесь до 12 лет. Приходящие дети могли посещать приют до 16 лет. По существу они только ночевали у родителей, а весь день они проводили в приюте, где получали еду и образование. Обучение воспитанниц проводилось по программе начальной трехлетней школы. Особое внимание уделялось рукоделию. Воспитанницы шили белье для приюта, а с 1863 года, они стали принимать и частные заказы горожан.

Основной задачей руководства приюта, помимо воспитания девочек, было изыскание денежных средств на их содержание. Для этого проводились концерты, благотворительные спектакли, акции по сбору частных пожертвований, которые приносили доход в размере 200-300 рублей, лотереи, собирались вещи, пожертвованные псковичами.

В приюте сочеталось обучение и воспитание. В приютской школе преподавались: закон Божий; русский и церковно-славянский языки; чтение; арифметика; хоровое пение. Большое внимание уделялось обучению рукоделью, садово-огородным работам.

Содержание каждой воспитанницы обходилось в год - 127 руб. 50 коп, а каждой приходящей девочки - 12 руб. 50 коп. Суточное пищевое довольствие составляло 9 копеек на каждую воспитанницу.

6 декабря I860 года в уездном городе Торопце был открыт еще один детский приют Святой Ольги на деньги, завещанные для этой цели статским советником В.Л. Нсфедьевым. В приюте воспитывались исключительно одни девочки в возрасте от 3 до 12 лет.

В 1905 году в нем содержалось 11 девочек, на полном обеспечении, и 37 девочек приходящих, из которых 17 девочек обучались за плату, составлявшую 12 рублей в год. Ежедневное содержание каждой из воспитанниц обходилось приюту в 18 копеек. В учебном процессе применялись передовые методики. Так, к примеру, обучение грамоте организовывалось по методу Тихомирова, правописанию по методу Некрасова, Закону Божьему - Чельцова. Содержание образования соответствовало утвержденной Министерством Народного Просвещения программе для начальных народных училищ. Кроме того, особое внимание уделялось формированию и развитию у воспитанниц навыков ведения домашнего хозяйства. Для успешно осваивавших учебные премудрости были предусмотрены поощрения. Известно, что одна из выпускниц была награждена за свои успехи в обучении швейной машинкой.

Воспитанницы но окончании курса обучения передавались на попечение родителей или заменяющих их лиц.

В Псковской губернии существовали и другие приюты под покровительством императрицы Марии, так, к примеру, имелся Холмский «Кушелевский» детский приют, открытый I января 1867 года на средства, пожертвованные холмскнм помещиком, майором от кавалерии в отставке Лукою Ивановичем Кушелевым. Существовал детский приют и в Порхове, открытый в 1900 году, с основным капиталом в размере 4000 рублей.

Детское бродяжничество и нищенство стало особенно заметным после войны 1812 года, а затем реформы 1861 года как следствие разоряющихся крестьянских хозяйств.

В обществе и государстве все острее осознавалась необходимость создания особых учреждений для воспитания беспризорных детей. С середины XIX в. намечается активный рост их числа, к концу века в них сложился определенный уклад, который характеризовался семейной направленностью, самообслуживанием, самоорганизацией быта.

Как свидетельствует проведенный нами историко-педагогический анализ, к концу XIX века сложилось три типа приютов:

а) для нравственно-запущенных детей, не совершивших преступления, имевшие своей целью спасение заброшенных и нищенствующих подростков от вступления на путь правонарушений, воспитание как подготовку к нормальной жизни.

В 1839 г. около Риги открылось «Спасательно-воспитательное учреждение». Цель его - спасение заброшенных и нищенствующих детей от вступления на путь правонарушений и их воспитание, подготовка к нормальной жизни в обществе. В 50-е годы подобные воспитательные заведения возникли в Нарве, Ревеле, Ярославле, Санкт-Петербурге, Москве, Чите и других городах.

В 1874 г. Общество трудолюбия открыло Большой исправительный приют, который согласно Уставу имел целью «призревать, и воспитывать» в строгих правилах религии нищенствующих девочек от 4-х до 14 лет, обучать их Закону Божию, грамоте и ремеслам.

б) для осужденных детей, их ресоциализации и реабилитации.

Первый такой приют был создан в 1864 г. Обществом распространения полезных книг для мальчиков, притворенных по суду. Позднее из него развился известный своей социально-педагогической системой Рукавишниковский приют. Такую же ориентацию имели Зубовский и Гаазовский приюты.

в) для детей, отбывших наказание.

Таким, например, было Убежище в Санкт-Петербурге.

Особенностями всех таких православных приютов были: небольшой состав воспитанников; приоритетность индивидуальной формы работы с детьми, выбитыми из жизненной колеи; упор на семейнообразность отношений, ориентация на компенсацию и реабилитацию; продолжительность пребывания в них воспитанников не зависела от какого-либо определенного срока; трудовое участие детей совместно с педагогами в самообеспечении; сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Таким образом, как отмечали современники тех далеких времен (Ф.Одоевский), в требованиях к воспитательной деятельности приютов были сконцентрированы важнейшие идеи предшествующей практики социальной защиты сирот: подготовка к будущей жизни через трудовое участие детей в самообслуживании, религиозный характер воспитания, исключение иждивенчества, поддержка ребенка, лишившегося попечения родителей в первые годы самостоятельной жизни. Сохранившаяся по сей день в архивах документация свидетельствует, что на каждого ребенка в приютах собирались подробные сведения, в том числе и об их дальнейшей судьбе.

К такого рода приютам предъявляются требования:

- они должны быть небольшими для детей в возрасте от 3-х до 8 лет;

- приюты должны размещаться в простых наемных квартирах;

- условия внутренней жизни в них должны по возможности приближаться к условиям жизни в простых семьях;

- хозяйственные нужды должны удовлетворяться при участии труда надзирательницы и воспитанников;

- количество детей не должно превышать 15-20 человек;

- воспитанники таких приютов должны обучаться сообразно возрасту в общих начальных, а затем в ремесленных и профессиональных школах;

- продолжительность пребывания детей в этих приютах не должна зависеть от какого-либо определенного срока, по следует заботиться, чтобы воспитанники, достигнув физической крепости и духовной устойчивости тот час же устраивались на места для самостоятельной жизни.

Как отмечает в своей монографии И.И. Осипова, если в начале XX века в России было 148 приютов, то к 1917 году на территории страны действовало уже 538, в которых воспитывалось 29 650 детей.

Семь лет кровопролитных войн (первая мировая, гражданская), революция, экономическая разруха, голод расшатали весь привычный уклад жизни, выбросили на улицу массу детей. Всё это повлекло за собой ужасающий рост детской беспризорности и преступности. В 1916 г. по сравнению с 1913 г. более чем в 2 раза выросло число дел о малолетних, поступивших в суды, к 20-му году их число увеличилось еще почти на 40% (по сравнению с 1916 г.).

С 1918 г. в стране разворачивается активная работа по преобразованию сиротских домов, детских дореволюционных приютов в государственные детские дома, которые в 20-е годы становятся наиболее распространенной формой учреждений для беспризорных и безнадзорных детей.

Создающиеся в 20-е годы детские дома не были однотипными, а ориентировались на разные категории детей. Среди них выделялись учреждения для детей нормальных; для детей, выросших в антисоциальном окружении; для детей физически и умственно дефективных; для слабых и больных детей. Такое разнообразие типов детских домов предполагало наличие сети учреждений, предваряющих детский дом и позволяющих дифференцировать детей по указанным признакам. Однако со временем большая наполняемость групп, формализация воспитательного процесса, недостаток квалифицированных кадров, перебои с финансированием - все это снижало социализирующий потенциал названных институтов, заменяющих семью детям-сиротам.

Традиции православных приютов в начале XX века были нарушены социальными катаклизмами, которым подверглась страна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.