КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, признаки услуг
По мере роста национального дохода доля денег, расходуемых на питание, снижается, а остаток направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, предметов роскоши, а затем на путешествия, развлечения, спорт и другие услуги личного характера. Третий этап характеризуется расширением сферы обслуживания населения. На следующем этапе наблюдается рост сфер распределения (оптовая и розничная торговля), финансов, операций с недвижимостью, страхования. На первом этапе развитие промышленности обусловливало экспансию транспорта и услуг, связанных с движением товара. Этапы формирования сферы услуг
В конечном итоге потребности населения концентрируются вокруг здоровья и образования: "Устранение болезней и рост числа людей, которые могут прожить все отпущенные им годы на фоне попыток увеличить продолжительность жизни, делают услуги здравоохранения чрезвычайно значимыми в современном обществе; а рост технических потребностей и профессионального мастерства делает образование, и, в частности, доступ к высшему образованию, условием самого вхождения в постиндустриальное общество".
В связи с этим в постиндустриальном обществе следует ожидать превалирование так называемых гуманитарных услуг, к которым и относят здравоохранение и образование. Кроме того, возрастает роль и профессиональных услуг, под которыми понимаются услуги, связанные с информацией и информационными технологиями.
Преобладание в структуре экономики сектора услуг рассматривается в литературе в качестве одного из основных признаков постиндустриального общества.
Таким образом, расширение сферы услуг в экономике ведущих развитых стран следует рассматривать как долгосрочную, довольно устойчивую тенденцию, обусловленную их вступлением в постиндустриальный этап развития.
Поэтому элементы постиндустриального общества можно наблюдать и в странах, пока не примкнувших к постиндустриальному сообществу, к которым следует отнести и Россию. А еще в Москве!
Среди них выделяют следующие: - увеличение количества платных услуг, особенно в образовании и медицине, в связи с сокращением государственного финансирования;
В советской экономической науке понятие услуг базировалось на определении К. Маркса: "Особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности"
При этом сформировались две основные позиции по вопросу о сущности услуг: одни ученые рассматривали услуги как саму деятельность, специфическую форму труда, а другие под услугами понимали результат труда, полезный эффект деятельности.
Третий подход в определении услуг Т. Хилла: "...изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, с их предварительного согласия"
В современной экономической теории наиболее распространено деление благ на материальные и нематериальные, критерием которого выступает форма бытия блага, с точки зрения его вещественности или отсутствия таковой. Соответственно, к материальным благам относятся вещи, а к нематериальным – услуги.
Однако широкое понимание сферы услуг присуще лишь рыночной экономике. В условиях административно-командной экономики в СССР для макроэкономического анализа использовался баланс народного хозяйства, в котором "все подчинено одной цели - получению информации о производстве материального продукта". Баланс народного хозяйства базировался на так называемой узкой концепции материального производства, в соответствии с которой народное хозяйство делится на две части: сферу материального производства и непроизводственную сферу.
Узкий подход отечественных экономистов к определению сферы услуг проявился во включении в этот сектор экономики лишь услуг населению. За его рамками остались все производственные и профессиональные услуги. На неадекватность такого подхода указывалось в работах по экономике как советского периода, так и в современных. Нельзя не отметить и тот факт, что до сих пор в России стандарты разработаны только для услуг населению (ГОСТ Р 50646-94).
Два, казалось бы, противоположных подхода к сущности услуг, сформировавшиеся в экономической теории, были объединены в определении услуг, которое дается в ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 февраля 1994 г. N 34): "...результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя". Исходя из приведенной дефиниции, услуги состоят из двух частей: результата и процесса.
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ, часть третья от 26.11.1996 N 146-ФЗ, и часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ).
Статья 128. Объекты гражданских прав К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Статья 779. Договор возмездного оказания услуг
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |