Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Функции цветка. Опыление




Литература и искусство.

ПЛАН

1. Особенности развития культуры и науки в советский период

2. Система образования и наука.

 

ЛЕКЦИЯ: ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

 

Советская эпоха не была обделена талантливыми художниками, писателями, музыкантами, режиссерами и артистами. ХХ столетие стало веком рождения многочисленных художественных школ, направлений, течений и стилей. Вопреки цензурному прессу отечественная культура была разнообразна на протяжении всего советского периода. Были отрыты новые имена и созданы произведения, вошедшие в копилку мировой классики.

Художественная литература

Литература советского периода была представлена творчеством Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Егор Булычев и другие»), Алексея Толстого («Петр I»), Михаила Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»), Александра Фадеева («Разгром»), Леонида Леонова («Вор», «Соть», «Пирамида»). Огромную популярность среди читателей снискал роман Николая Островского «Как закалялась сталь» (1934). Существенную роль в развитии культуры и вкусов читательской аудитории сыграла проза Михаила Пришвина, Юрия Олеши, Михаила Зощенко, Константина Федина, Андрея Платонова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Константина Паустовского, Валентина Катаева, Аркадия Гайдара, Эммануила Казакевича, Константина Симонова, Василия Шукшина, Бориса Васильева, Валентина Распутина, Виктора Астафьева, Юрия Трифонова, Юрий Нагибина, Даниила Гранина. Литературу ХХ столетия отличало жанровое разнообразие. За десятилетия были созданы классические произведения в жанре научной фантастики, исторической прозы и детской литературы.

На поприще драматургии заявили о себе Михаил Булгаков («Дни Турбиных», «Бег»), Николай Эрдман («Самоубийца»), Всеволод Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Александр Афиногенов («Машенька»). Классику отечественной драматургии составили пьесы Евгения Шварца, Алексея Арбузова, Виктора Розова, Александра, Вампилова, Михаила Шатрова и Григория Горина.

Поэзию представляло целое созвездие имен: Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Михаил Светлов, Ольга Бергольц, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и мн. др.

Сценические искусства

Лучшие традиции русского драматического театра были продолжены и обогащены труппами Большого и Малого театра, Камерного театра и МХАТа (в 1987 г. он разделился на МХАТ им. Чехова и МХАТ им. Горького), Театра им. Е. Вахтангова и Театра «Современник», Театра на Таганке и Ленкома, Театра «Сатирикон» и т.д. В СССР создается первый в мире Театр юного зрителя (художественный руководитель Наталья Сац) и Центральный театр кукол под управлением Сергея Образцова. Своим мастерством выделялись многие провинциальные театры. История драматического театра связана с постановками и художественным руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова и Николая Акимова, Юрия Завадского и Николая Охлопкова, Рубена Симонова и Виктора Плучека, А. Эфроса и Олега Ефремова, Татьяны Дорониной и Юрия Любимова, Галины Волчек и Марка Захарова, Льва Додина и др.

Своим расцветом оперный театр был обязан дирижерам В.И. Суку, А.В. Гауку, Н.С. Голованову, С.А. Самосуду, Ю.Ф. Файеру, Б.Э. Хайкину, Е.Ф. Светланову и В.И. Федосееву. Среди ведущих солистов оперной сцены следует назвать Леонида Собинова, Михаила Михайлова, Надежду Обухову, Михаила Рейзена, Ивана Козловского, Николая Печковского, Сергея Лемешева, Галину Вишневскую, Ирину Архипову, Елену Образцову, Зураба Соткилаву, Владимира Атлантова и др.

В балетном искусстве складывается знаменитая система обучения классическому танцу педагога Агрипины Вагановой. Среди хореографов необходимо отметить К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, В.П. Бурмейстера, Л.В. Якобсона и Ю. Григоровича. Отечественный балет своим мастерством прославили Тамара Вечеслова, Мария Семенова, Надежда Дудинская, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Нажежда Бессмертнова, Асаф Мессерер, Леонид Лавровский, Вахтанг Чабукиани, Владимир Васильев, Михаил Барышников, Марис-Рудольф Лиепа и др. Десятилетиями советская балетная школа занимала ведущие позиции.

Отдельно необходимо упомянуть искусство народного танца в исполнении Государственного ансамбля под руководством Игоря Моисеева и Хореографического ансамбля «Березка».

Кинематограф

Именно в советскую эпоху кинематограф приобретает в стране широкую популярность и доступность. Появляется плеяда выдающихся режиссеров и кинооператоров, обогативших мировую культуру. Всеобщее признание получило теоретическое наследие Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова, Александра Довженко и Дзиги Вертова. В течение ХХ столетия советские кинематографисты осваивают звук и цвет (первые звуковые и цветные фильмы были поставлены Константином Экком в 1931 и 1936 годах – «Путевка в жизнь» и «Груня Корнакова» соответственно), позже – стереоскопическое (объемное) кино. Развитие художественного кинематографа связано с именами Сергея Эйзенштейна («Броненосец Потемкин», «Иван Грозный»), Всеволода Пудовкина («Мать»), Александра Довженко («Земля»), Сергея и Григория Васильевых («Чапаев»), Марка Донского («Радуга»), Михаила Калатозова («Летят журавли»), Сергея Герасимова («Тихий Дон»), Григория Чухрая («Сорок первый», «Баллада о солдате»), Сергея Бондарчука («Судьба человека», «Война и мир»), Марлена Хуциева («Застава Ильича»), Андрея Тарковского («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис»), Элема Климова («Агония», «Иди и смотри»), Петра Тодоровского («Военно-полевой роман»), Ларисы Шепитько («Восхождение»), Алексея Германа («Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин»), Василия Шукшина («Калина красная»), Динары Асановой («Пацаны»), Семена Арановича («Торпедоносцы»), Тенгиза Абуладзе («Покаяние»), Юрия Кары («Завтра была война»,), Владимир Бортко («Собачье сердце») и многих других. Огромной популярностью у зрителя пользовались комедии Григория Александрова, Ивана Пырьева, Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, Георгия Данелии. Развитие телевидения привело к появлению новой формы – телевизионных сериалов[2]. Документальное кинематограф был представлен именами Дзиги Вертова и Романа Кармена, мультипликация – Ивана Иванова-Вано, Федора Хитрука, Романа Кочанова, Юрия Норштейна. С 1959 г. стал регулярно проводиться престжный Московский международный кинофестиваль.

Советский кинозритель, как впрчем и театральная аудитория, был избалован обилием прекрасных артистов экрана и сцены[3].

Музыкальное искусство

Классические музыкальные произведения были сочиненны Дмитрием Шостаковичем (легендарная 7-я симфония), Сергеем Прокофьевым, Арамом Хачатуряном, Тихоном Хренниковым, Дмитрием Кабалевским, Георгием Свиридовым, Альфредом Шнитке, Родионом Щедриным. Мировую и отечественную музыкальную классику исполняли выдающиеся скрипачи Давид Ойстрах и Лев Коган, пианисты Станислав Рихтер и Эмиль Гилельс. Международный статус получил Международный конкурс исполнителей имени Петра Чайковского (с 1958 г.).

Эстрада

На пересечении музыкального и вокального искусства складывется песенная классика советской эпохи, широко представленная творчеством Василия Соловьева-Седого, Матвея Блантера, Дмитрия и Даниила Покрасс, Исаака Дунаевского, Марка Фрадкина, Тихона Хренникова, Никиты Богословского, Арно Бабаджаняна, Надежды Пахмутовой, Давида Тухманова, Раймонда Паулса. В разные годы у слушателей были популярны песни в исполнении Александра Вертинского, Лидии Руслановой, Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой, Ирмы Яунзем, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Марка Бернеса, Майи Кристалинской, Владимира Трошина, Герога Отца, Муслима Магамаева, Анны Герман, Эдиты Пьехи, Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Валентины Толкуновой, Людмилы Сенчиной, Леонида Леонтьева, Аллы Пугачевой, Софии Ротару.

Мировую известность приобрел Ансамбль песни и пляски Советской армии имени А. Александрова и Русский народный хор имени М. Пятницкого.

Среди эстрадных коллективов любовью слушателей пользовались Джаз-оркестры Леонида Утесова, Эдди Рознера, Олега Лундстрема (1930-1960-е), вокально-инструментальные ансамбли «Песняры», «Ариэль», «Самоцветы», «Машина времени» (1970-1980-е). Расцвет отечественного рока пришелся на 1980-е годы, когда известность получили рок-группы «Аквариум», «ДДТ», «Наутилус-Помпилус», «Кино», «Чайф». «Магнитофонная революция» 1960-1970-х гг. сделала широкоизвестной бардовскую песню Булата Окуджавы, Александра Галича, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Юрия Кима.

Живопись и скульптура

Изобразительные искусства отличались стилистическим и жанровым разнообразием, техникой исполнения, хотя цензура и самоцензура сдерживали художественный поиск. Из живописцев ХХ столетия стоит отметить В.В. Кандинского, В. Е. Татлина, К.С. Петрова-Водкина, А.А. Рылова, К.Ф. Юона, М.Б. Грекова, И.И. Бродского, АА.. Дейнеку, Б.В. Иогансона, П.П. Кончаловского, М.В. Нестерова, А.А. Пластова, П.Д. Корина, И. Глазунова, А. Шилова; из скульпторов - С.Д. Меркурова, И.Д. Шадра, Л.В. Шервуда, Н.А. Андреева, С.Д. Лебедеву, А.С. Голубкину, А.Т. Матвеева, Е.В. Вутечича, В.И. Мухину, М.Г. Манизера, М.К. Аникушина, Н.М.Томского. В советскую эпоху распространение получает монументальная скульптура. Символами эпохи становятся памятник «Рабочий и крестьянка», а также ансамбли в Трептов-парке в Берлине и на Мамаевом кургане в Волгограде, Пискаревское кладбище в Ленинграде и мемориал в Брестской крепости.

Архитектура

До начала 1930-х гг. в советской архитектуре господствовал конструктивизм с его футуристическими мотивами (архитекторы Виктор и Александр Веснины, К.С. Мельников, И.И. Леонидов). Конструктивисты стремились создать функционально оправданные и целесообразные здания за счет применения железобетонных конструкций и обширных стеклянных поверхностей[4]. С 1930-х гг. конструктивизм вытесняется эклектичной неоклассикой («сталинским ампиром»), сочетавшим помпезные традиции античной архитектуры, Ренессанса, русского классицизма и других национальных стилей, например, зодчества Средней Азии и Кавказа (архитекторы С.Е. Чернышев, И.В. Жолтковский, А.В. Щусев, Б.М. Иофан, К. Алабян)[5]. С 1955 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров ССССР «Об устранении излишеств в архитектуре….», советская архитектура в формальном плане возвращается к универсальной эстетике модернизма с его утилитаризмом и отсутствием всякого декора. Архитекторы нацеливаются на массовое строительство крупных селитебных районов за счет дешевого стандартного жилья. Такой подход привел к монотонности новой застройки. Возникшая в 1980-е гг. творческая волна «бумажной» архитектуры выразила эстетическую позицию поколения архитекторов-нонконформистов, и легла в основу постсоветской архитектурной деятельности.


[1] Произведения Виктора Некрасова, Булата Окуджавы, В. Шаламова, Беллы Ахмадуллиной.

[2] «Вызываем огонь на себя», «Адъютант его превосходительства», «Рожденные революцией», «Тени исчезают в полночь», «Хождение по мукам», «Строговы», «Вечный зов», «Семнадцать мгновений весны».

[3] Иван Москвин, Анна Тарасова, Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Фаина Раневская, Николай Черкасов, Борис Ливанов, Николай Хмелев, Николай Баталов, Игорь Ильинский, Михаил Царев, Михаил Яншин, Елена Гоголева, Наталья Ужвий, Юрий Яковлев, Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов, Олег Табаков, Инна Чурикова, Нона Мордюкова, Василий Шукшин, Кирилл Лавров, Олег Даль, Алексей Петренко, Анатолий Папанов, Николай Гринько и многие другие.

[4] Жилые массивы в Ленинграде и Москве 1920-х гг., Дворец культуры им. Лихачева (Москва), Мавзолей Ленина.

[5] Станции московского метрополитена, ансамбль ВДНХ, московские высотки (здания МГУ и МИД).

Конечная функция типичного цветка - образовании е плодов и семян. Для образования семени необходимо, чтобы произошло опыление\, а затем опдлодотворение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.