Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение остроты зрения




Функции органа зрения.

Центральное зрение – способность органа зрения различать форму предметов в пространстве. Центральное зрение характеризуется двумя зрительными функциями: остротой зрения и цветоощущением.

Под нормальной остротой зрения понимается способность глаза различать разде-льно две светящиеся точки под углом зрения в 1о.

Остроту зрения определяют у лиц разного возраста различными способами. В связи с недостаточным дифференцированием зрительно-нервного аппарата острота зрения у детей в первые дни, недели и даже месяцы жизни очень низкая. Она изменяется пос-тепенно и достигает возможного максимума в среднем к 5 годам.

Исследование зрения у детей:

1-я неделя жизни:

- прямая и содружественная реакция зрачков на свет

- общая двигательная реакция (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза

- кратковременное слежение за медленно двигающимся предметом

2-я недели жизни:

- слежение с кратковременной фиксацией двигающегося предмета перед каждым гла-зом

- общая двигательная реакция в ответ на световой раздражитель каждого глаза
1-2-й месяцы жизни:

- сравнительно продолжительная бинокулярная фиксация ярких предметов, передви-гающихся перед каждым глазом

- рефлекс смыкания век на быстрое приближение к каждому глазу яркого предмета

- пищевой рефлекс - активная реакция на грудь матери

3-й месяц жизни:

- устойчивое бинокулярное слежение и бинокулярная фиксация предметов, удаленных от глаза на разные расстояния

- узнавание матери и других близких с общей активной двигательной реакцией

6-й месяц жизни:

- различительная реакция на разнообразные простые знакомые и незнакомые геомет-рические фигуры, игрушки

- узнавание близких лиц, знакомых животных на различном удалении от каждого глаза

1-й год жизни:

- различительная реакция на картинки, рисунки, игрушки на различном удалении от глаза

- активная реакция на перемещение предметов, передвижение людей, животных, ма-шин и др.

2-4-й годы жизни: проверка зрения по детским картинкам на различных расстояниях от каждого глаза.

5-6 лет и старше: проверка остроты зрения по специальным таблицам с буквами и оп-тотипами (специальные черные знаки на белом фоне).

В детской практике удобны таблицы Е.М. Орловой с наиболее простыми и знако-мыми детям рисунками.

В России используют печатную таблицу Головина-Сивцева с аппаратом для ее ос-вещения. На таблице изображены кольца Ландольта с разрывами в четырех направле-ниях и буквы Н, К, И, Б, М, Ш, Ы различных размеров, которые соответствуют при их рассматривании с расстояния 5 м остроте зрения от 0,1 до 2,0 (расстояние 5 м считает-ся достаточным для полного расслабления аккомодации). В таблице это расстояние указано слева от каждой строки, а справа — острота зрения. Поскольку остроту зрения исследуют с расстояния 5 м, эти величины связаны следующим отношением:

V=5/Д

где V — острота зрения; Д — расстояние, с которого данную строку различает норма-льный глаз, м.

Если исследуемый не различает с расстояния 5 м даже первой строки таблицы, не-обходимо приближать его к таблице до тех пор, пока не будет виден ясно первый ряд, и далее произвести расчет по формуле. Когда буквы неразличимы при крайнем приб-лижении их к глазу, отсутствует предметное зрение, необходимо проверить, сохрани-лось ли светоощущение в глазу. Если исследуемый определяет свет от офтальмоскопа, это говорит о сохранении восприятия света. Наводя на глаз «пучок света из различных мест» (сверху, снизу, справа, слева), проверяют, как сохранилась способность отдель-ных участков сетчатки воспринимать свет. Правильные ответы указывают на прави-льную проекцию света.

Цветоощущение – это способность глаза воспринимать световые лучи различной длины волны. Цветовое зрение, подобно остроте зрения, является функцией колбоч-кового аппарата.

Все многообразие цветовых оттенков получают путем смешивания только трех ос-новных цветов – красного, зеленого и синего. Способность правильно различать ос-новные цвета называется нормальной трихромазией.

Развитие цветового зрения происходит параллельно остроте зрения, но обнаружить его удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые и зеленые цвета появляется у ребенка к первому полугодию жизни, и заканчивается формирование цветового зрения к 4-5 годам. Нормальное формирова-ние цветового зрения зависит от интенсивности света.

Если новорожденного содержать в плохо освещенном помещении, то развитие цве-тоощущения задерживается. Следовательно, для правильного развития цветового зре-ния необходимо создать в комнате ребенка хорошую освещенность и с раннего воз-раста привлекать его внимание к ярким игрушкам, располагая эти игрушки на значи-тельном расстоянии от глаз (50 см и более) и меняя их цвета. При выборе игрушек сле-дует учитывать, что центральная ямка более всего чувствительна к желто-зеленой час-ти спектра и малочувствительна к синей. Гирлянды должны иметь в центре красные, желтые, оранжевые и зеленые шары, а шары, имеющие цвет с примесью синего и си-ние, необходимо помещать по краям.

Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов — из семи основ-ных цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фи-олетового). Свет распространяется волнами различной длины, измеряемой в наномет-рах. Участок видимого глазом спектра лежит между лучами с длинами волн от 383 до 770 нм. Лучи меньшей длины (ультрафиолетовые) и большей длины (инфракрасные) не вызывают у человека зрительных ощущений. Лучи света с большой длиной волны вызывают ощущение красного, с малой длиной — синего и фиолетового цветов. Длины волн в промежутке между ними вызывают ощущение оранжевого, желтого, зе-леного и голубого цветов. Все цвета природы делятся на бесцветные или ахромати-ческие (белые, черные и все промежуточные между ними серые) и цветные или хро-матические (все остальные).

Цветовое зрение исследуют чаще всего с помощью специальных полихроматичес-ких таблиц Е.Б. Рабкина. В таблицах среди фоновых кружочков одного цвета имеются кружочки одинаковой яркости, но другого цвета составляющие для нормально видя-щего какую-либо цифру или фигуру. Лица с расстройством цветового зрения не отли-чают цвет этих кружочков от цвета кружочков фона и поэтому не могут различить предъявляемых им фигурных или цифровых изображений.

Исследование цветового зрения с помощью полихроматических таблиц необходи-мо производить при хорошем естественном освещении рассеянным светом или при ис-кусственном освещении лампами дневного света. Каждую таблицу поочередно пока-зывают в течение 5 секунд с расстояния 0,5-1 м, располагая их в строго вертикальной плоскости.

Применение таблиц Е.Б. Рабкина особенно ценно в детской практике, когда многие исследования цветового зрения вследствие малого возраста пациентов невыполнимы. Для обследования самого младшего возраста можно ограничиться тем, что ребенок во-дит кисточкой или указкой по цифре, которую он различает, но не знает, как ее наз-вать.

Периферическое зрение – совокупность пространства, видимая глазом человека при неподвижной фиксации головы и глаза. Определяется полем зрения. Исследуется поле зрения с помощью периметра Ферстера, имеющего вид дуги или полусферы.

Периметр Ферстера - дуга 180°, покрытая изнутри черной матовой краской и име-ющая на наружной поверхности деления на градусы - от 0 в центре до 90° на перифе-рии. Диск с делениями позади дуги позволяет ставить ее в положение любого из мери-дианов поля зрения.

Для исследования применяют белые объекты в виде кружков из бумаги, наклеен-ных на конце черных матовых палочек. Белыми объектами диаметром 3 мм пользуют-ся для определения наружных границ поля зрения.

Для цветной периметрии пользуются цветными (красный, зеленый и синий) объек-тами диаметром 5 мм, укрепленными на концах палочек серого цвета.

Обследуемый помещает голову на подбородник и фиксирует одним глазом (другой прикрыт заслонкой) белую точку в центре дуги. Объект ведут по дуге от периферии к центру со скоростью примерно 2 см/с. Исследуемый сообщает о появлении объекта, а исследователь замечает, какому делению дуги соответствует в это время положение объекта. Это и будет наружная граница поля зрения для данного меридиана.

Результаты исследования переносят на специальную схему полей зрения.

Определение границ поля зрения проводят по 8 (через каждые 45°) или лучше по 12 (через 30°) меридианам. Аналогичным образом проводят и цветовую периметрию.

Нормальные границы поля зрения на белый цвет: наружная граница – 900, внутрен-няя – 550, нижняя – 650, верхняя – 450.

Светоощущение – способность глаза к восприятию света. Процесс приспособле-ния глаза к различным условиям освещения называется адаптацией. Различают два ви-да адаптации: к темноте (при понижении уровня освещенности) и к свету (при повы-шении уровня освещенности). Темновая адаптация – это процесс приспособления гла-за при переходе от больших яркостей к малым (50-60 мин). Световая адаптация – это процесс приспособления глаза при переходе от малых яркостей к большим (8-10 мин)

Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами - дает возможность воспринимать объемное изображение предметов, глубину их расположения, оценивать расстояние, на котором они находятся. При рассмотрении предмета правый глаз видит его справа, левый - слева. В то же время человек воспринимает эти два изображения как одно, только рельефное. Работая сообща, объединяя зрительную информацию, оба глаза обеспечивают стереоскопическое зрение, которое позволяет получить более точные представления о форме, объеме и глубине расположения предметов

Оно постепенно развивается у детей и достигает полного своего развития к 7-15 го-дам. Для развития бинокулярного зрения необходимо наличие:

- соответствующей иннервации всех глазных мышц

- нормального тонуса наружных мышц

- отсутствия нарушения проводящих путей и высших зрительных центров

- одинаковой остроты зрения в обоих глазах (не ниже 0,4 на каждый глаз)

- одинаковой рефракции в обоих глазах

- одинаковой величины изображений на сетчатках

- симметричного положения глазных яблок

Исследуется бинокулярное зрение с помощью 4-х точечного цветотеста, синапто-фора, а также имеется контрольный способ – опыт Соколова с «дырой в ладони».

Нарушение бинокулярного зрения отмечается при любом виде косоглазия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.