Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Психология творчества и инноваций




Тема 2. Киберпсихология сегодня

Тема 1. Психология в кругу наук и времен

Лектор – заведующий кафедрой общей психологии профессор Братусь Б.С.

Краткое содержание

Место фундаментальной психологии в системе наук о человеке.

Соотношение естественных и гуманитарных знаний в современной психологии.

Психология как посредник между науками.

Психология и философия.

Психология и религия.

Границы и возможности общепсихологического знания о человеке.

 

Вопросы к зачету

Место психологии в системе наук (треугольник Б.М. Кедрова).

Соотношение естественнонаучных и философско-гуманитарных основ психологического знания.

 

Литература

Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.

Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Том 1). М.: Издательский центр «Академия», 2005 (2008).

 

 

Лектор – старший научный сотрудник кафедры общей психологии Войскунский А.Е.

Краткое содержание

Процессы становления и развития киберпсихологии (или психологии Интернета) на примере РФ, США и Китая.

Научные и прикладные задачи киберпсихологии. Их решение в сотрудничестве с другими разделами психологии и областями знания.

Особенности происхождения и функционирования общностей (комьюнити) Интернета (геймеры, блогеры, спамеры, киберпанки, хакеры, участники социальных сетей, любители аниме и др.).

Анализ компьютера и Интернета как орудий человеческой деятельности с позиций психологической теории развития психики Л.С. Выготского.

Зависимость от Интернета как условно негативное развитие психики.

Вопросы к зачету

Основные исследовательские задачи киберпсихологии.

Общение, игра и познание в век Интернета.

Литература

Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 2, 2008, с. 140-153.

Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии Интернета // Психологический журнал, 2013. Том 34. № 3. С. 110-118.

Войскунский А.Е. Исследования в области психологии компьютеризации: история и актуальное состояние // Национальный психологический журнал, ноябрь 2006, с. 58-62.

Войскунский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1/ Под общей ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2002, с. 82-101.

Лектор – доцент кафедры общей психологии Березанская Н.Б.

 

Краткое содержание

Взаимосвязь творчества и инноваций: определение базовых понятий, особенности их использования в психологической науке. Сопоставление этапов творческого процесса и стадий инновационного процесса.

Классические и современные общепсихологические теории творчества (психоанализ, гуманистическая и экзистенциальная психология, культурно-историческая психология, когнитивная психология и направление «neuroscience»): соотношение понятий, феноменов, интерпретаций. Социально-психологические факторы повышения эффективности инновационных процессов. Психологические «модели» творческой и инновационной личности. Структура творческого и инновационного мышления.

Творческие способности: их природа и механизмы развития. Методы и технологии управления творческим процессом. «Стратегии» гениев.

Вопросы к зачету

Чем объясняется сосуществование в современной психологии различных теоретических взглядов на детерминацию процесса творчества и особенности творческой личности?

Как можно использовать психологические знания для активизации творческих и инновационных процессов на уровне отдельной личности и социума в целом?

 

Литература

Творчество от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Аллахвердов В.М. и др.; под общ. ред. Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2011.

Творчество в искусстве – искусство творчества [Сб.ст.] / Ред. Л. Дорфман и др. М.: Наука: Смысл, 2000.

Алдер Г. CQ, или Мускулы творческого интеллекта. М.: Гранд.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.