Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности производства товаров и услуг некоммерческими организациями




В случае благотворительности физического или юридического лица перераспределение осуществляется между благотворителем и получателями благотворительной помощи в денежной или натуральной форме. Если НКО выполняют государственный или муниципальный заказ, перераспределяются средства налогоплательщиков.

Рынок — сложная система. Спрос и предложение определяются не только изменением издержек, цен и уровнем инфляции. В то же время любая организация должна иметь ресурсы для развития, иначе она потеряет своих потребителей. У НКО два основных ограничения деятельности на рынке — работать в рамках своего устава и не разориться.

В обобщенном виде структура производства в НКО может быть представлена как обслуживание государства, обслуживание коммерческих организаций и обслуживание домашних хозяйств.

Таким образом, НКО обеспечивают потребности юридических и физических лиц. Они производят товары и услуги, которые могут продаваться по рыночным ценам, льготным ценам либо передаваться потребителю бесплатно.

В связи с этим в отечественной и зарубежной литературе существует точка зрения, что НКО можно подразделять на рыночных и нерыночных производителей. К рыночным производителям, в свою очередь, относятся две группы НКО: реализующие свою продукцию по рыночным ценам и создаваемые коммерческими организациями для представительства своих интересов. Нерыночные производители предоставляют товары и услуги бесплатно или по низким, иногда символическим ценам. Они могут финансироваться государством или частными благотворителями.

Вместе с тем, как свидетельствует российский и зарубежный опыт, деятельность НКО все более диверсифицируется, они стремятся обрести собственные источники средств в виде доходов oт коммерческой деятельности. Поэтому не всегда представляется возможным отнести ту или иную НКО к рыночным или нерыночным производителям. По-видимому, точнее будет разграничивать производство общественных, смешанных и частных благ в НКО, но это не означает, что конкретные организации обязательно специализируются на чем-то одном.

Основная часть благ, производимых НКО, — это смешанны, блага. Они частично исключаемы, а некоторые из них имеют адресный характер. Блага предоставляются членам организации либо тем, кто является пользователем данной организации (например, учащиеся данного учебного заведения), либо тем, кого организация считает нуждающимися в благотворительной помощи и в состоянии обеспечить. Появление дополнительных пользователей обычно приводит к дополнительным издержкам. Так, дополнительным учащимся нужны места для занятий, с увеличением количества пользователей оборудование изнашивается быстрее и требует замены.

Издержки НКО покрываются за счет платы пользователей, бюджетных ассигнований (средств налогоплательщиков), благотворительных пожертвований и доходов НКО от коммерческой деятельности, если она имеет место. Поэтому эффективность работы НКО определить сложнее, чем коммерческих организаций.

Для коммерческих организаций важно, чтобы при неизменной цене валовые предельные издержки не превышали средние. Тогда дополнительная единица продукции принесет не меньше прибыли, чем предыдущие. Для НКО важен размер дохода, который может включать или не включать прибыль. НКО стремятся максимизировать доход. Дополнительная единица продукции должна приносить не меньше дохода, чем предыдущие. Но издержки могут иногда достигать всей суммы дохода.

Таким образом, некоммерческие организации заинтересованы в положительном или хотя бы нулевом эффекте масштаба. Отрицательный эффект масштаба будет свидетельствовать о неправильной стратегии или о внутренних проблемах организации.

Следовательно, ориентация на прибыль (Рr) или доход (I) — это первое различие в подходе к определению эффективности деятельности коммерческой или некоммерческой организации, ΔPr/ΔC или ΔI/ΔC, где С – это издержки.

Второе различие имеется в структуре затрат. Производственная функция для НКО включает больше факторов, чем для коммерческой организации:

где к — капитал; l — оплачиваемый труд; v — неоплачиваемый (добровольный) труд; t — затраты на технологию; s — затраты на науку; i — затраты на новые идеи и их использование; d — пожертвования. Современный маркетинг предполагает, что и коммерческие, и некоммерческие организации знают свои сегменты рынка, воспринимают сигналы с этих сегментов и определяют, что надо производить. Вместе с тем для производства смешанных благ в НКО знание своего сегмента рынка, своих потенциальных потребителей является неотъемлемым условием. Это не торговля цветами в киоске, когда кто-нибудь из прохожих купит букет, а кто-нибудь пройдет мимо. В основе маркетинговой деятельности при производстве смешанных благ лежит сфокусированная дифференциация — поиск групп потребителей, чьи потребности наилучшим, образом может удовлетворить данная НКО.

Все вышеизложенное свидетельствует о правомерности понятия рынка смешанных благ, производимых НКО. Некоммерческие организации могут сочетать ценовые и неценовые методы в борьбе за свой рынок, использовать различные мотивы потребительского выбора.

Как уже отмечалось, необходимо учитывать, что на рынке НКО стараются найти собственные сегменты, обусловленные спросом на конкретные виды и ассортимент товаров и услуг и наличием групп потребителей с определенным уровнем дохода. В таком случае они конкурируют между собой в рамках сегментов или не конкурируют, поскольку находятся в разных сегментах. Соответственно, изменение уровня цен в одних организациях будет влиять на уровень цен в других организациях в пределах сегмента либо не повлияет на них.

НКО по-разному решают проблему «безбилетника» в зависимости от того, предусмотрено ли в данной организационно-правовой форме членство. Если членство предусмотрено, то блага предоставляются членам организации, которые платят взносы и несут определенные уставом обязанности. Здесь «безбилетников» не будет. Если членство не предусмотрено, то существует минимум благ, где проблема «безбилетника» не имеет значения, поскольку доходы организации покроют затраты.

Необходимо отметить, что НКО выступают субъектами не только рынка готовой продукции, но и рынка идей, который является специфическим рынком для этих организаций. Особенностью рынка идей выступает то, что продажа осуществляется предварительно с помощью договоров на получение государственных и частных грантов и имеет место конкуренция конкурсных заявок. При этом цена (сумма финансирования гранта) приблизительно известна заранее. Качество товара оценивается на завершающем этапе, при подписании акта приемки-сдачи. Поэтому основными конкурентными преимуществами являются имидж организации, личные связи, умение составить конкурсную заявку и выбор тематики с наибольшей степенью вероятности принятие заявки. Последнее во многом зависит от имиджа организации и конкретных исполнителей, установления и поддержания длительных, взаимовыгодных отношений с грантодателями и партнерами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.