КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Степень утомительности» современный предметов
Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Непосредственное влияние на формирование детского здоровья оказывают факторы внутришкольной среды. Потребность в гигиенической регламентации учебной деятельности школьников, в организации педагогического процесса, направленного на сбережение здоровья, сегодня особенно актуальна. М. Степанова, И. Александрова, А. Седова Новые шкалы трудности учебных предметов
Степанова Марина Исааковна, кандидат медицинских наук, Александрова Ирина Эрнстовна, Седова Анна Сергеевна, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук
Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели — важный фактор профилактики утомления школьников, способствующей повышению их работоспособности. В известной степени расписание занятий определяет эффективность работы образовательного учреждения, создает условия для оптимальной деятельности педагогического и ученического коллективов. Однако перед составителем расписания уроков в школе стоит весьма непростая задача — ему необходимо не только разместить уроки всех учителей, но и выполнить как дидактические, так и санитарно-гигиенические требования так, чтобы обеспечить нормальный учебный процесс.
На протяжении сорока лет в гигиене детства изучалась проблема утомительности уроков, создавались шкалы трудности учебных предметов, которые необходимо использовать при составлении школьного расписания. Учет этого фактора позволяет снизить утомительное влияние учебного процесса. В настоящее время единственным инструментом, который гигиенисты предлагают педагогам для оптимизации школьного расписания, является шкала трудности учебных предметов, предложенная более четверти века назад И.Г. Сивковым. Но, во-первых, эта шкала, не учитывает всех тех перемен в содержании образования, которые произошли за последние годы: появление новых учебных предметов и педагогических технологий, обновление многих разделов учебных дисциплин. Во-вторых, она едина для всего периода обучения учащихся в основной и старшей школе. В силу этих причин, а также, в частности, увеличения объема и сложности учебной информации, усиления интенсификации умственной деятельности, появления новых учебных, в том числе и интегрированных, программ и дисциплин, назрела необходимость пересмотра имеющихся шкал трудности предметов. Для рационального с гигиенической точки зрения построения расписания необходимо знать «степень утомительности» современных школьных учебных предметов. В этой связи было предпринято специальное медико-социологическое исследование с использованием специально разработанной анкеты. Респондентами явились около 1500 учащихся 5-11-х классов общеобразовательных школ разных городов России (Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Чебоксары, Ногинск). Предлагаемые школьникам вопросы анкеты касались предпочтения ими тех или иных учебных предметов; причин, определяющих эти предпочтения; учебной успеваемости; затрат времени на приготовление уроков. Особое место отводилось субъективной оценке учащимися трудности тех или иных предметов. В результате опроса был выявлен ряд существенных отличий от используемого до сих пор распределения «градаций» учебных предметов по их трудности, установленного в 70–80-х годах, что еще раз подтверждает необходимость обновления созданных ранее шкал (таблиц) трудности. На основе полученных результатов разработаны новые шкалы трудности учебных предметов для каждой возрастной группы среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений (с 5-го по 11-й класс). Как и в предыдущих вариантах шкал, степень трудности каждого предмета представлена в баллах, согласно занимаемому в шкале месту (рангу) предмета (см. таблицы 1 и 2). Ранговое распределение учебных предметов базируется на том, как сами учащиеся оценили их трудность. Степень трудности учебного предмета не исчерпывается только его названием, поскольку внутри каждого предмета есть как сложные, так и легкие темы. Нельзя исключать и такой важный фактор, как педагогическое мастерство учителя, степень мотивации учащихся, которые способны как снизить утомительное воздействие учебных занятий, так и увеличить его. Гигиенические рекомендации по распределению школьной учебной нагрузки основаны на динамике показателей умственной работоспособности, отражающей функциональное состояние организма школьника под влиянием учебной нагрузки на протяжении учебного дня, недели, года.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |