Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет преступления, предусмотренного СТ. 174 ук рф




СТ. 174 УК РФ (ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 сентября 2004 года
С.Ю. КОРОСТЕЛЕВ
Коростелев С.Ю. - прокурор отдела прокуратуры Еврейской автономной области.
Проблема определения системы объективных признаков преступления является одной из центральных в отечественной науке уголовного права, поскольку именно от важности охраняемого уголовно-правовым запретом объекта, а также от содержания запрещенного деяния во многом зависит характер общественной опасности преступного посягательства и социальная значимость самого запрета. Кроме того, объект, как важнейший элемент системы признаков состава любого преступления, предусмотренного Особенной частью российского уголовного закона, имеет важное классификационное значение, поскольку таковой положен в основу построения ее системы. Это значит, что в теории, а также в юридической практике применительно к каждому конкретному составу преступления объект его должен быть индивидуализирован, установлен конкретно и определенно, поскольку именно от этого часто зависит, насколько обоснованным будет применение той или иной нормы уголовного закона.
Применительно к деяниям, которые объединены законодателем категорией легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, проблема определения объекта приобретает исключительную теоретическую и практическую значимость.
Доминирующим основанием, которым объединены все общественно опасные деяния, предусмотренные главой 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности", является область непосредственного осуществления материальных интересов значительных групп людей, однако указание на нее в тексте уголовного закона не дает однозначного ответа на вопрос об объекте всех предусмотренных данной главой преступлений, получившем в современной теории уголовного права название видового <*>.
--------------------------------
<*> Единственно верной представляется нам точка зрения о том, что видовым объектом преступного посягательства являются интересы, на которые посягает преступление, нормы об ответственности за совершение которых располагаются в пределах одной главы. См.: Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1996. С. 153.
Общим объектом данного преступления, как и любых других преступных деяний, является совокупность общественных отношений, охраняемых уголовно-правовым законом. Родовым объектом рассматриваемого преступного деяния выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики страны как единого хозяйственного комплекса <*>.
--------------------------------
<*> В составе главы 22 ст. ст. 174, 174.1 входят в раздел VIII УК, именуемый "Преступления в сфере экономики"; принципиально новая структура УК 1996 г. (по сравнению с УК РСФСР 1926 г. и УК РСФСР 1960 г.) с делением Особенной части не только на главы, но и на разделы, объединяющие отдельные главы, позволяет говорить о четырехступенчатой, а не традиционной, трехступенчатой классификации объектов преступлений (общий, родовой, видовой и непосредственный). См.: Фролов Е.А. Спорные вопросы учения об объекте преступления // Сборник ученых трудов. Вып. 10. Свердловск, 1968. С. 203 - 204; Российское уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 94 - 95.
Видовым объектом выступают общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг <*>.
--------------------------------
<*> См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 1998. С. 143.
Наиболее удачным и максимально исчерпывающим из современных представляется нам определение видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности, данное авторами одноименной главы учебника по Особенной части уголовного права, подготовленного под редакцией профессора А.И. Рарога. Видовым объектом преступлений, предусмотренных главой 22 УК РФ, они предлагают считать общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг <*>. Полагаем, что перечисленные группы общественных отношений следует признать видовым объектом и по отношению к легализации незаконных приобретений (ст. ст. 174, 174.1 УК РФ), что позволит нам определить и охарактеризовать непосредственный объект этого преступления, а это, в свою очередь, создаст необходимую теоретическую базу для ответа на важный для правоприменительной практики вопрос о том, существует ли ограниченная сфера применения ст. ст. 174, 174.1 УК РФ.
--------------------------------
<*> См.: Уголовное право. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996. С. 143.
Если определения родового и видового объектов рассматриваемого преступления не вызывают каких-либо сомнений, то в отношении непосредственного объекта подходы не столь однозначны. Некоторые авторы определяют его как совокупность общественных отношений, регулирующих кредитно-денежное обращение в сфере экономической деятельности <*>. Однако в ст. ст. 174, 174.1 УК речь идет не только о денежных средствах, но и о ином имуществе, которое не может (может не являться объектом кредитно-денежных отношений) охватываться лишь кредитно-денежным обращением. Непосредственным объектом преступления следует считать то общественное отношение, в интересах охраны которого законодатель принимает конкретную норму Особенной части уголовного закона, однако преступление, как отмечает Н.И. Коржанский, причиняет вред не только в сфере одного отдельного объекта, но одновременно в сфере нескольких смежных общественных отношений, чем вызывается необходимость классификации объектов преступления "по горизонтали" на основной, дополнительный и факультативный <**>. Необходимо уточнить, что такая классификация распространяется именно на непосредственный объект преступления, который подвергается как бы "дроблению" в зависимости от наличия тех или иных общественных отношений, которые подвергаются отрицательному воздействию в результате нарушения уголовно-правового запрета, защищающего качественно иной социально значимый интерес. Применительно к непосредственному объекту легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, также употребима предлагаемая классификация устойчивой группы интересов, которые страдают в результате совершения рассматриваемого деяния, поскольку посягает оно на исключительно широкий круг отношений между людьми в обществе. Установление непосредственного объекта анализируемого вида общественно опасных посягательств осложняется тем, что легализация незаконных приобретений причиняет, по нашему мнению, равный вред таким важным видовым объектам уголовно-правовой охраны, как система экономических отношений, интересы государства в области уголовного преследования, а также имущественные интересы добросовестных обладателей материальных ценностей, ранее приобретенных преступным путем. Таким образом, причинение вреда широкому кругу общественных отношений является характерной особенностью состава легализации преступных приобретений.
--------------------------------
<*> См., напр., Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. VI. 1996. С. 195.
<**> См.: Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М., 1980. С. 79.
Такое положение вещей обусловлено тем, что в реальной действительности любое явление не возникает само по себе, в чистом виде: всякое явление общественной жизни, как и любое явление природы, взаимообусловлено другими явлениями, что в полной мере относится и к преступлению. Посягая на определенное общественное отношение, преступление нарушает или ставит в опасность другие смежные отношения <*>.
--------------------------------
<*> См.: Коржанский Н.И. Ответственность за приобретение, хранение и сбыт имущества, добытого преступным путем. Волгоград, 1971. С. 19.
Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. ст. 174, 174.1 УК, является сложным. Его определение имеет важное значение по следующим причинам: 1) чтобы выяснить характер и степень общественной опасности совершенного деяния; 2) правильно квалифицировать содеянное; 3) отграничить совершенное преступление от схожих преступных деяний.
По нашему мнению, непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовало бы выделить в рассматриваемом составе и факультативный объект, понимаемый как общественные отношения, находящиеся под уголовно-правовой защитой, но терпящие вред не во всех случаях совершения данного преступления. Таковыми, на наш взгляд, являются интересы потерпевших (физических лиц) и гражданских истцов (граждан, предприятий, учреждений или организаций). Ущерб, наносимый им, не всегда очевиден, однако это не означает, что он вообще не имеет уголовно-правового значения. Как было показано выше, нередко материальный ущерб достигает весьма значительных размеров и свидетельствует о высокой общественной опасности совершенного деяния, что должно учитываться при определении вида и размера наказания.
Не менее важное значение для понимания содержания объекта легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, имеет предмет данного преступления. Обычно под предметом преступления понимаются вещи материального мира или интеллектуальные ценности, посягательства на которые нарушают общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Им признается все то, что доступно для восприятия, измерения, фиксации, а иногда и оценки <*>.
--------------------------------
<*> См.: Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 75.
Предмет преступного посягательства - один из необходимых для всех преступлений элементов, имеющих криминалистическое значение и входящих в криминалистическую систему любого преступления, в том числе и легализации преступных доходов других лиц как реального явления.
В статье 174 УК РФ в качестве предмета легализации называются денежные средства и иное имущество. В соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ от 7 августа 2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <*> под доходами, полученными преступным путем, также понимаются денежные средства и иное имущество. <**>
--------------------------------
<*> Сборник законодательства РФ. 2001. N 33. Ст. 3418.
<**> В настоящей работе мы придерживаемся того мнения, что понятие "доходы" равнозначно в данном случае понятию "имущество".
В российском гражданском праве наиболее распространенными объектами гражданских прав являются вещи, к числу которых законом отнесены, в частности, деньги, валютные ценности, ценные бумаги и права на вещи, объединяемые общим понятием "имущество" (ст. 128 ГК РФ).
Имущество в соответствии с уголовным законом также является предметом преступного посягательства в исследуемом деянии.
В то же время Типовое соглашение между Правительством РФ и Правительством иностранного государства о сотрудничестве и взаимной помощи в борьбе с незаконными финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, <*> под термином "доходы" понимает помимо вышеназванных работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), иные объекты гражданских прав.
--------------------------------
<*> Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам теневой экономики и легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Конференция проводилась в Санкт-Петербурге 5 - 6 июня 2001 года.
Таким образом, в уголовном законодательстве нет однозначного ответа на вопрос, что же конкретно следует считать предметом рассматриваемого вида посягательства.
Анализ международных рекомендаций и гражданского законодательства позволяет отнести к предмету легализации следующее:
- недвижимые вещи, а именно: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (ст. 130 ГК РФ) <*>;
--------------------------------
<*> Справедливости ради хотелось бы отметить, что в практике еще не было случаев легализации (отмывания) воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания или космических объектов. Главным образом легализуются жилые дома, квартиры, дачи, здания, сооружения, имущественные комплексы.
- движимые вещи (т.е. не относящиеся к недвижимости), в том числе деньги, валютные ценности, ценные бумаги, имущественные права на движимые вещи;
- услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность, в том числе исключительные права на нее).
В то же время предметом легализации не могут стать вещи, изъятые из гражданского оборота, так как им ни при каких обстоятельствах не может быть придан статус легальных; принадлежащие государству уникальные произведения искусства, термоядерное оружие, технологии, распространение которых запрещено международными договорами.
Следующим признаком предмета посягательства является его изменяемость в процессе легализации преступных доходов. Главным образом изменение предмета посягательства в процессе легализации преступных доходов связано со стремлением преступников приобрести ценности, которые, с одной стороны, могут быть легко скрыты и транспортированы без особых усилий, а с другой стороны, обладают определенной устойчивой ценностью, не зависящей от сезона и времени.
В ряде случаев в процессе легализации происходит увеличение имущественной массы. Для большинства случаев характерно именно преследование цели, направленной на увеличение имущества путем получения дополнительной прибыли, включение его в гражданско-правовой оборот, использование в предпринимательской или иной экономической деятельности.
Следующим признаком легализации является придание предмету легализации правомерного вида его происхождению, а главное - владению, пользованию и распоряжению.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.95 N 206 "Об утверждении Положения о порядке декларирования источников денежных средств, используемых юридическими и физическими лицами при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности" <*> установлен государственный контроль за расходами юридических и физических лиц по сделкам приватизации государственного и муниципального имущества. Так, при приобретении имущества, долей (паев), акций приватизируемых предприятий (акционерных обществ, товариществ) за деньги юридические и физические лица обязаны предоставить справки об источниках денежных средств, направляемых на оплату по сделкам приватизации, и справки о доходах соответственно.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. Ст. 907.
С целью уклонения от государственного контроля субъекты нередко прибегают к дроблению предмета легализации на несколько операций или сделок, многие из которых оформляются на подставных лиц.
Легализация денежных средств и иного имущества является сопутствующим преступлением любой крупной преступной операции, часто отдаленной во времени от первоначальной преступной деятельности, что затрудняет выявление источника этих преступных доходов. Однако уголовный закон в качестве одного из условий ответственности указывает на необходимость установления того факта, что денежные средства или иное имущество приобретены лицом преступным путем и субъекту их легализации было об этом известно.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что установление предмета преступного посягательства имеет огромное значение. Предмет посягательства обязательно свидетельствует о качествах субъекта посягательства, об используемых им хозяйственных, финансовых и учетных операциях. Знания о нем позволяют выдвинуть версии о способе преступления, а значит и о следах. При отсутствии данных о предмете посягательства невозможно решить вопрос о возбуждении уголовного дела.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 115-ФЗ
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРРОРИЗМА"
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.07.1997 N 840
"О ПРОЕКТЕ ТИПОВОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ, А ТАКЖЕ ФИНАНСОВЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.02.1995 N 206
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПЛАТЕЖЕЙ ПО СДЕЛКАМ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК от 22.11.1926
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА Р.С.Ф.С.Р. РЕДАКЦИИ 1926 ГОДА"
(вместе с "УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ Р.С.Ф.С.Р.")
С.Ю. Коростелев

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.