Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О понимании целей в исследовательских работах




 

Особого внимания исследователей заслуживает вопрос о толковании понятия “цель”, где бы оно ни встречалось: “цель исследования”, “цель программы развития образовательной системы”, “цель первого этапа програм­мы развития...” и т.д. Понимание категории “цель” является важнейшей характеристикой (признаком) современного мышления исследователя. Вспомним определение понятия “цель” – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств" [10, с. 763].

Традиционно считается, что планирование всякой деятельности начинается с определения целей. Наша позиция несколько иная. Она заключается в том, что все начинается с потребности, а цели могут быть по-настояще­му определены тольков конце разработки программы действий.

Довольно часто в исследованиях авторы отождествляют понятия “потребность школы”, “миссия”, “намерения ру­ководителей”, “желание”, “функция школы”, “предназначение”, “мечты”, “направление развития”, “направление действий” и “цель”, что неверно. В чем ошибка? Соотношение понятий “функция школы”, “миссия школы”, “со­циальный заказ школы” с понятием “цель школы” такое же, как, например, между “направлением” и “задачей”, хотя они соотносятся между собой так же, как движение в определенном направлении и движение к заданному пункту, в который нужно попасть к фикси­рованному моменту времени. С этой точки зрения выражение “дви­жемся от Барнаула на восток” есть указание направления движения, но на востоке от Барнаула находится и Красноярск, и Иркутск, и Хабаровск, и Владивосток, и Магадан, и Петропавловск-Камчатский, и другие города. Поэтому чтобы поставить цель, нужно указать, в какой пункт и к какому времени следует прибыть. И, строго говоря, когда фор­мулируют общую цель школы как государственно-общественного института, цели региона, города (района), микрорайона, на самом деле фиксируют требуемое (потребное, желаемое) предназначение, функции, а не цели, поскольку образ результата неконкретен, не отнесен к определенному моменту времени и не соотнесен с воз­можностями.

Далее проанализируем понятие “общие функции школы (или об­разовательной системы более высокого уровня)”, под которым под­разумевается то, для чего предназначена любая школа (образова­тельная система). Вспомним, что выпускники после окончания шко­лы неизбежно будут работать, учиться дальше, определять свою позицию в жизни по отношению к общественно-политической дея­тельности, к религии, экономическим реформам, готовить себя к службе в армии, создавать семью, осознавать себя гражданином го­сударства, представителями того или иного народа и т.д.

Таким образом, общие функции школы (ее предназначение, миссия) заключаются в создании условий для полноценного психи­ческого развития человека, развития его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей. Это, в свою очередь, должно обеспечивать его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самой школе, и его подготовку к будущему труду, продолжению образования, к созданию семьи и т.д. Школа предназначена также для того, чтобы создать условия для самоопределения ученика в нынешней и будущей жизни. Все это мы называем функциями, а не целями школы, хотя категориальный анализ, функции школы, ее предназначение характеризуют полноту содержания, определенность характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности.

При формулировке цели ее необходимо определить операционально. Это значит так задать характе­ристики, которыми должен обладать ожидаемый результат, чтобы можно было проверить, достигнуты ли они (эти характеристики) или нет.

Конечно, операционально ставить цели трудно, кто-то навер­няка расценит это требование как максималистское, но к этому уров­ню конкретизации (без формализма и доведения до абсурда) нужно стремиться, насколько возможно.

Требование только операциональной постановки целей, их раз­ведение с понятиями “намерение”, “социальный заказ” и т.п. явля­ется для человека, профессионально занимающегося исследованиями, обязательным, категорическим. Умение операционально формули­ровать цели – один из важнейших показателей профессионализма, компетентности современного исследователя, развитости его мышления.

Важную роль в операциональной постановке целей играют государственные образовательные стандарты, научно обо­снованные требования к выпускнику (их иногда называют норма­тивными целями).

Следует добиваться корректной опера­циональной постановки как самой цели, так и любых процессов сопровождающих получение результата: образователь­ных, обеспечивающих, инновационных, управленческих – с той сте­пенью определенности, точности, измеряемости, с какой это воз­можно на данный момент развития науки и практики (Подробнее об этом см. в кн.: Управление развитием школы / Под ред. М.М. По­ташника и В.С. Лазарева. – М., 1995. – С. 217-223).

Любой исследователь, отвергающий необходимость операциональ­ной постановки целей, должен понимать, что он лишает себя воз­можности проконтролировать полученные результаты, осуществив тем самым обратную связь. А без обратной связи исследование слепо, и при ее отсутствии не может быть ни грамотного анализа, ни гра­мотного планирования, ни организации, ни руководства – не может быть грамотного управления вообще.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.