Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы-проблемы




УМЕТЬ

ЗНАТЬ

Информация - от латинского informatio - сведения, разъяснения, изложение.

Под информацией в философии понимают отраженное разнообразие, возникающее в результате взаимодействия объектов.

Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).

Под информацией в технике понимают сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, передаваемые и обрабатываемые с помощью технических устройств.

Под информацией в теории информации понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность. Информация - это снятая неопределенность (Клод Шеннон).

Под информацией в кибернетике (теории управления) понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Виннер).

Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.

Под информацией в документалистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.

В информатике информацию можно рассматривать как продукт взаимодействия зарегистрированных сигналов (ланных) и адекватных методов их обработки.

Информация нужна человеку не вообще, а конкретно в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о своих дальнейших действиях.

 

 

Как вы уже поняли из предыдущих параграфов:

  • понятие информации - одно из самых фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира;
  • в науке существует три подхода к феномену информации
  1. Атрибутисты полагают, что информация как семантическое свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех элементов и систем объективной реальности, она существовала и существует вечно.
  2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах. То есть информация - это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
  3. Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами и определяют ее как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира.

Все точки зрения имеют право на существование и исследуются в соответствующих областях науки: информация как семанитческое свойство материи изучается в философии, информациологии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание воспринятого сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.

Информатика изучает прежде всего информационные процессы в социотехнических (человеко-машинных) системах. Эти системы относятся к типу управляемых и самоуправляемых систем и обязательно включают в себя субъекта-человека. Поэтому информатике как науке “ближе” второй и третий подходы, то общее, что в них есть. Это не означает, что информатика отрицает наличие информации в неживой природе - просто эти проблемы сейчас ее интересуют в меньшей степени.

Цель этого параграфа - познакомить вас с основными подходами к определению понятия “информация”, которые чаще всего используются в информатике. А поскольку информатика - это совокупность многих областей научного знания (теория информации, кибернетика, робототехника, computer science, программирование и пр.), то в каждой из них есть свои особенности в трактовке феномена информации и определения этого понятия.

Сравните следующие определения понятия “информация” и определите, какое общее свойство информации в них отмечается и в чем состоят различия.

Наиболее общим философским определением будет следующее определение: информация - это отраженное многообразие.

ПРИМЕР
Чтобы лучше понять, о чем идет речь, представьте себе, что Вас поместили в темную комнату, стены, пол и потолок которой сделаны из одинакового материала, в которой не слышно ни одного звука, температура постоянна. Вокруг Вас все неизменно... Человек не может долго выдержать такое состояние однообразия, неизменности. Установлено, что если кого-либо полностью лишить информации об окружающем мире, лишить всякого восприятия, то он очень скоро почувствует себя крайне неуютно. После нескольких дней лишения всех ощущений он не сможет выполнять самые простые движения, например, такие, как взять стакан.

Мы привыкли к тому, что мир вокруг нас изменчив, мы и замечаем его именно в процессе изменения, то есть информация возникает, когда, нарушается однообразие и это нарушение каким-то образом отражается, проявляет себя в сигналах.

В быту под информацией понимают сведения, которые нас интересуют. Но заинтересовать нас могут только те сведения, которые мы восприняли и осознали. Поэтому восприятие поступающих извне сигналов и их интерпретация - основа превращения этих сигналов в информацию для нас.

ПРИМЕР
Все ли сигналы внешнего мира несут информацию для вас? Конечно же, нет. Два человека вместе идут по улице, но “видят” они ее по-разному. Один замечает (воспринимает и осознает) все проезжающие мимо автомобили, а второй обращает внимнание на собак и котов. Попросите рассказать их, что они видели, и вы услышите описание совершенно различных “улиц”.

В журналистике под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной.

В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность сигналов, которая хранится, передается или обрабатывается с помощью технических средств, не учитывая их смысл.

В кибернетике под информацией понимается только та часть сообщения, которая участвует в управлении.

Человечество тысячи лет обрабатывало информацию, прежде чем изобрело машину для ее обработки, которая Вам известна как электронно - вычислительная машина (ЭВМ) или компьютер. Параллельно с этим возникли чисто практические задачи хранения, поиска и передача уже имеющихся знаний (информации). С появлением технических средств хранения и обработки информации появилось новое толкование самого понятия “информация”, при котором вводится различие таких понятий, как информация и данные.

Вы знаете, что все физические объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которые сопровождаются обменом энергии и переходом ее из одной формы в другую. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими объектами в последних возникают определенные изменения свойств. Это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами, при этом образуются новые сигналы - данные. Но мало зарегистировать сигналы и получить данные - надо знать, что и как с этими данными можно делать. То есть необходимо владеть методами обработки данных.

ПРИМЕР
Вы хотите узнать, который час. Вы смотрите на часы и видите лишь положение стрелок относительно делений на циферблате - это зарегистрированный сигнал - данные, которые при наличии соответствующего метода обработки могут стать информацией для вас. В данном случае методы обработки данных включают в себя знание цены деления шкалы (5 минут или 1 час), арифметические правила умножения и сложения и пр. Применение этих методов к данным о положении стрелки позволит вам получить информацию о текущем времени.

ПРИМЕР
Все файлы, хранящиеся в памяти компьютера записаны в двоичном коде. Но если вы в текстовом редакторе откроете файл, созданный в графическом редакторе, то в лучшем случае увидите на экране рабор малопонятных символов. Методы обработки двоичных кодов в этих программных средствах различны. Только применение соответствующих методов обработки (в нашем случае - выбор нужного редактора) позволит вам увидеть, какой рисунок содержится в файле.

Итак, в информатике информацию можно рассматривать как продукт взаимодействия данных и адекватных им методов обработки.

Поскольку взглядов на феномен информации, видимо, столько же, сколько людей, существуют и другие ее определения.

Основные подходы к определению понятия “информация”

ЗАДАНИЕ 1
Сформулируйте, какое общее свойство информации и какая отличительная ее особенность для каждой отрасли науки отмечается во всех приведенных определениях этого понятия.

Какое определение понятия “информация” дали бы Вы?

ЗАДАНИЕ 2
Проанализируйте следующие объекты и ситуации с точки зрения различных подходов к определению понятия информация. Что можно считать информацией в этих ситуациях?

 

  Основные подходы к определению
Объект анализа Воспринятые сведения Сведения, хранящиеся в форме сигналов Снятая неопределенность Новизна Данные + методы обработки
Фотография наскальных рисунков          
Телефонный разговор          
Телеграмма          
Просмотр телепередачи          
Пограмма, хранящаяся в памяти компьютера          
Письмо, отправленное по электронной почте          

Основные подходы к определению понятия “информация”

1. Является ли информацией для Вас сведения, содержащиеся в библиотеке затонувшей Атлантиды или, хотя бы, в библиотеке конгресса США.

2. Получаете ли Вы информацию при повторном прочтении книги, учебника.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.