Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Раскройте сущность денег; опишите их функции




Раскройте сущность денег; опишите их функции.

Дайте характеристику понятий совершенная и несовершенная конкуренция.

Л-ра: 1 –ст.102-113, 4 –ст.129-131, 7 –ст.146-153, 9 –ст.156-160.

 

4. Решите задачу. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом:

Б- безработный, З- занятый, Н – не включённый в состав рабочей силы.

- работник, уволенный по собственному желанию,

- работник, переведённый на режим работы неполного рабочего дня,

- учитель, который по состоянию здоровья не может больше работать,

- уволенный рабочий, который в течении длительного времени не мог

найти работу и поэтому прекратил её поиски,

- автомеханик, который учиться на вечернем отделении учебного

заведения,

- домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьёй,

- домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.

Вариант 10

 

1. Ответьте, что такое инвестиции и каково их влияние на объём национального производства.

Л-ра: 1 –ст.218-234, 2 –ст.252-261, 5 - ст.145-149, 6 –ст.503-509,

7 –ст.232-235, 10 –ст.159-160.

 

Л-ра: 1 –ст.31-42, 2 –ст.32-43, 3 –ст.4-46, 6 –ст.159-176, 9 –ст.87-93,

10 –ст.178-185.

 

3. Дайте характеристику понятия международная торговля и раскройте её роль в системе экономических отношений.

Л-ра: 1 –ст.243-249, 2 –ст.277-283, 5 –ст.213-220, 6 –ст.668-676,

7 –ст.353-356, 9 –ст.276-288, 10 –ст.213-214.

4. Решите задачу. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:

а) защиты молодых отраслей от иностранных конкурентов,

б) увеличения внутренней занятости,

в) предотвращения демпинга,

г) обеспечения обороны страны,

д) все предыдущие ответы верны.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999

 

2. Зубко Н.М. Экономическая теория/ Н.М. Зубко, А.Н.Зубко – Мн.:

«ТетраСистемс», 2002

 

3. Кравцов Т.Н. Деньги, кредит, банки, - Мн.: 2003

 

4. Экономическая теория/ под общ. ред. В.Л.Клюни, И.В.Новиковой – Мн.:«ТетраСистемс», 2002

 

 

5. Основы экономической теории: Учебное пособие/ А.А.Баканов, В.А. Воробьёв,

М.Г. Баканов и др.. – Мн.: Ураджай, 1995

 

 

6. Экономическая теория/ под ред. Базылева Н.М. Гурко С.П. – Мн.: БГЭУ, 2001

 

7. Экономическая теория (общие основы). Учебное пособие/ М.И. Плотницкий,

М.К. Радько, Г.А. Шмарловская и др.; под общ. ред. М И Плотницкого,

Мн.: ООО «Современная школа», 2006

 

8. Экономическая теория/ под ред. В.Л.Клюни, И.В. Новиковой – Мн.: «ТетраСистемс», 2003

 

9. Экономическая теория / под общ. ред. Л.Н.Давыденко- Мн.: «Вышэйшая

Школа», 2002

 

10. Основы экономической теории/ под ред. В.Л.Клюни, Н.В Черченко –

Мн.: «Вышэйшая школа» 2005.

 

Методические рекомендации по решению задач.

 

 

Большую помощь в усвоении теоретического материала оказывает применение задач и упражнений, которое заставляет учащихся внимательно изучить теоретический материал, более серьёзно относиться к чтению учебной литературы, повышает уровень творческого подхода к изучаемому предмету.

В контрольной работе задачи даются для развития и углубления определённых теоретических положений, содержащихся в варианте. Далее приведены методические рекомендации и примеры решения типовых задач.

Задача № 1. Норма обязательных резервов коммерческих банков составляет 20% от суммы вкладов до востребования. Вклады – 250 тысяч денежных единиц. Какое количество новых денег может быть создано банковской системой на основе избыточных резервов?

 

Перед решением задачи необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Создание банками денег». Банки путём кредитования способны создавать новые деньги. Как это происходит? Коммерческий банк должен иметь установленные законом обязательные резервы. Их размер определяет центральный банк: он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности. Этот процент называется резервной нормой и в задаче составляет 20% от суммы вкладов до востребования или 50 тысяч денежных единиц 250тыс.*20%

------------------ = 50 тыс. денежных единиц. Остальные денежные сред

100%

ства- избыточные резервы Е- (250 тыс.ден.ед.-50 тыс. ден.ед.=200 тыс.ден.ед.) банк может использовать для приращения денег, т.е. может отдавать в ссуду.

Конкретные размеры расширения денежной массы путём создания банками новых денег характеризует денежный мультипликатор m –коэффициент, который показывает во сколько раз возрастёт или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему в расчёте на одну денежную единицу.

m=----------- *100%

R

 

Где R- обязательная резервная норма (%)

В нашей задаче m =---------- * 100% = 5

20%

 

Как видим, каждая денежная единица избыточных резервов создаёт 5 денежных единиц.

Максимальное количество новых денег Д, которое может быть создано банковской системой на основе избыточных резервов равно произведению избыточных ресурсов и денежного мультипликатора. Д=Е * m, в задаче Д=200000 * 5 = 1000000 денежных единиц.

 

 

Задача №2. Банк выдал кредит на сумму 1млн. ден.единиц сроком на 1год по ставке 5%.

Какова будет сумма долга и величина процента в условиях отсутствия инфляции?

 

Для решения задачи необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Кредит и его формы», выяснить сущность таких понятий, как кредит, ссуда, норма процента, заёмщик, кредитор.

В задаче сумма долга – 1 млн. ден. Ед.

Но, кроме долга заёмщик должен вернуть процент – плату за предоставленную ссуду. Ставка 5%, следовательно, заёмщик должен уплатить процент 50 тыс. ден. ед.

1 млн. ден. ед. * 5%

------------------------------ = 50 тыс. ден. ед.

100%

 

 

Задача № 3. Производственные возможности выпуска продукции представлены в таблице.

Таблица. Возможности выпуска продукции.

Вид продукта Производственные альтернативы
А В С Д Е
Пироги (млн. шт.) 0 1 2 3 4
Роботы (тыс. шт.) 10 9 7 4 0

А) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой?

Б) Обозначьте на графике производственных возможностей точку M внутри зоны, ограниченной кривой, точку N вне зоны, ограниченной кривой. Что показывают эти точки?

 

Для решения задачи необходимо изучить теоретический материал по теме «Проблема экономического выбора». При решении задачи необходимо построить ось координат. На оси Y отложить производство промышленных роботов (тыс. шт.), на оси Х –производство пирогов(млн.шт.). Чтобы получить кривую производственных возможностей, необходимо зафиксировать цифры таблицы на графике и соединить их. Все точки на кривой производственных возможностей обозначить так, как это отмечено в таблице. Точки внутри и вне кривой обозначаются произвольно.

Получена кривая производственных возможностей. Каждая точка представляет собой максимально возможный объём производства двух продуктов при данных ресурсах.

Если точка сочетания выпуска находится внутри кривой, то ресурсы общества используются неэффективно (М).

Достижение сочетания выпуска продукции, характеризующегося точкой вне кривой при данных ресурсах невозможно (N).

 

 

Задача № 4. Объяснить суть понятий «валовой национальный доход» и «чистый национальный доход» как основных показателей национального производства. Какая между ними взаимосвязь?

 

Для решения задачи необходимо изучить теоретический материал по теме «Система национальных счетов. Макроэкономические показатели».

Основным показателем, с помощью которого измеряется объём национального производства, служит валовой национальный продукт (ВНП). Он определяется как суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в экономике за год, при этом исключаются все непроизводственные сделки (финансовые или связанные с перепродажей конечной продукции). Хотя ВНП отражает только стоимость конечных товаров и услуг, он всё таки содержит повторный счёт, так как включает валовые инвестиции и, следовательно, амортизационные отчисления. Поэтому для более точного измерения национального производства используется показатель чистого национального продукта (ЧНП).Он отличается от ВНП на величину амортизации:

ЧНП = ВНП – амортизация.

 

 

Задача № 5. В 2002 году индекс цен на потребительские товары составил 120%, а в 2003году – 129%. Определить темп инфляции.

 

Для решения задачи необходимо изучить теоретический материал по теме «Инфляция, сущность, причины, измерения».

Темп инфляции измеряется с помощью индекса цен. Индексы цен – это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они показывают, на сколько выросли или уменьшились цены на «потребительскую корзину» за определённый период времени.

Темп инфляции определяется как разница индексов цен анализируемого и базисного года и умноженная на 100% В задаче анализируемый год – 2003, базисный -2003.

Темп инфляции = (129 – 120) /120 * 100% = 7,5%

 

№ Задача 6. За первые 4 недели продаж холодильников новой модели было реализовано 150 единиц продукции по цене 1000000руб., но во время предновогодней продажи цены были снижены на 5%,и за 2 недели было реализовано 160 единиц продукции. Определить эластичность спроса по цене.

 

Для решения данной задачи необходимо изучить материал по теме «Эластичность спроса по цене и доходу».

Спрос по разному реагирует на изменение как цен так и доходов потребителей.

Показатель эластичности спроса по цене Ed определяется следующей формулой:

Qd / Qd

Еd = ----------------

P / P

Находим величину изменившейся цены продажи товара:

(1000000/100%) * 5% = 50000 руб.

1000000 – 50000 = 950000 руб.

Новая цена на холодильники составила 950000руб.

По условию задачи у нас Qd = 160 ед. продукции, Qd = 150 ед. продукции, новая цена = 950000руб., прежняя цена = 1000000руб.

Подставляем значения в формулу:

 

160 / 150

Еd = ------------------------- = 1,123

950000 / 1000000

 

 

Задача № 7. Участок земли приносит 400 ден. ед. ренты, а норма ссудног7о процента ровна 4%. По какой цене будет продан участок земли?

 

Для решения задачи необходимо изучить теоретический материал по теме «Земельная рента.Цена земли».

Земля является фактором производства, количество которого строго ограничено, в связи с чем предложение земли абсолютно не эластично. Экономическая рента представляет собой плату за пользование землёй и другими строго ограниченными ресурсами.Её величина определяется спросом на земельные участки и зависит от их плодородия и местоположения. Земля не имеет ценности, но поскольку приносит доход своему владельцу, имеет цену. Цена земли зависит от величины получаемой ренты и уровня ссудного процента. Земельный собственник продаст свой участок за сумму, которая будучи положена в банк, принесёт ему доход равный ренте.

В задаче Цз = ---------------* 100% = 10000 ден.ед.

4%

 

 

Задача № 8. Личные потребительские расходы – 3100 млрд.руб., амортизация – 700 млрд.руб., косвенные налоги на бизнес – 350млрд.руб., арендная плата – 50 млрд.руб., чистые инвестиции – 570 млрд.руб., процент – 470 млрд.руб., трансфертные платежи – 980 млрд.руб.. государственные закупки товаров и услуг – 1700млрд.руб.. заработная плата наёмных работников – 3600 млрд.руб., дивиденды – 130млрд.руб., экспорт – 350 млрд.. нераспределённые прибыли корпораций – 140 млрд.. доходы от индивидуальных вложений – 500 млрд., налоги на прибыль корпораций – 250 млрд.. взносы на социальное страхование – 530 млрд.. индивидуальные налоги – 690 млрд.. импорт – 230 млрд.

Определить валовой национальный продукт по расходам и доходам.

 

Для решения задачи необходимо изучить теоретический материал по теме «Валовой национальный продукт и подходы к его измерению».

ВНП - основной показатель, с помощью которого измеряют объём национального производства. Его можно измерить двумя способами: либо суммированием всех расходов общества на приобретение товаров и услуг, произведённых в данном году, либо посредством сложения денежных доходов, полученных в результате производства продукции в данном году.

Метод расчёта ВНП по расходам: ВНП = С + J + G + Xn,

Где С –потребительские расходы населения,

J - частные валовые инвестиции в экономику (амортизация + чистые инвестиции),

G – государственные закупки товаров и услуг,

Xn – чистый экспорт, представляющий собой разницу между экспортом и импортом.

В задаче ВНП = 3100+ (700 + 570) + 1700 + (530 -230) = 6190 млрд.руб.

 

Стоимость ВНП по доходам определяется путём суммирования всех доходов, которые получили производители товаров и услуг в данном году:

- зарплаты работников(до уплаты налогов),

- прибыли фирм и корпораций,

- доходы некорпорированных предприятий, находящихся в индивидуальной или семейной собственности, и доходов самостоятельных работников,

- доходов владельцев собственности,

- процента на ссудный капитал, использованный при производстве ВНП,

- амортизационных отчислений,

- налогов на прибыль корпораций, косвенных налогов на бизнес.

В задаче ВНП по доходам = 3600+140+500+130+470+700+250+50+350 = 6190млрд.руб.

 

Задача № 9. Определите статус лиц, если они классифицируются следующим образом:

Б – безработный, З – занятый, Н – не включаемый в состав рабочей силы.

А) студент, который учится на дневном отделении,

Б) уволенный рабочий, прекративший поиски работы,

В) работник, уволившийся с целью перейти на другую работу,

Г) домашняя хозяйка, которая занимается только домом и семьёй,

Д) работник, работающий неполный рабочий день.

 

Для ответа на вопросы необходимо изучить тему «Безработица, её типы, уровень».

Всё население страны подразделяется на две части: 1) экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы, сюда включаются учащиеся и студенты дневных учебных заведений, лица, ведущие домашнее хозяйство, лица, отчаявшиеся найти работу, лица, которым нет необходимости работать; 2) экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг. В свою очередь экономически активное население делится на две группы: занятые и безработные.

В задаче: а, б, г – не включённые в состав рабочей силы; в – безработный; д – занятый.

 

 

Задача № 10. привести примеры основных форм торговых барьеров и объяснить экономические последствия введения импортных пошлин и неторговых ограничений.

 

Для решения задачи необходимо изучить тему «Международная торговля и торговая политика».

В целях защиты местных производителей от иностранной конкуренции правительство может устанавливать на пути свободной торговли различные барьеры. Такая политика, защищающая внутренний рынок от иностранной конкуренции, называется протекционизмом.

Торговые барьеры выступают в форме импортных пошлин (тарифов) и нетарифных барьеров. Пошлины – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара.

Кроме таможенных пошлин используются импортные квоты. Они запрещают ввоз товаров сверх установленного лимита. Нетарифные барьеры включают в себя импортные квоты, лицензии, добровольные экспортные ограничения, государственную монополию внешней торговли. Все торговые ограничения приводят к повышению внутренних цен на импортные товары и снижают объём импорта.

Основными аргументами, которые приводят сторонники протекционизма для оправдания торговых барьеров, являются:

- необходимость обеспечения национальной обороны;

- сохранение рабочих мест;

- защита молодых отраслей от иностранной конкуренции.

 

 

В отношениях между врачами и их пациентами есть нравственное начало. Хотя многие из этих отношений регулируются юридическими нормами, однако, большинство граждан, обращающихся к врачу, недостаточно хорошо знают свои права и обязанности. Этому способствовало то обстоятельство, что в течение долгого времени отношения врача и пациента в нашей стране регулировались в основном приказами и инструкциями Министерства здравоохранения, издаваемыми с грифом «для служебного пользования» и потому мало доступными для населения, а многие данные медицинской статистики были закрыты.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.
Огромное значение таких благ, как жизнь и здоровье, обусловливает необходимость их всемерной охраны и исследования общественных отношений в сфере здравоохранения.
Согласно ст. 150 Гражданского Кодекса РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Право на здоровье, в отличие от других прав человека, сравнительно недавно стало предусматриваться конституциями многих стран мира. В конституциях XVIII - XIX вв. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека и провозглашались. В международном масштабе право человека на здоровье было признано в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25): «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи».
Конституция РФ 1993 г. в ст. 42 закрепила право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.