Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Именно к этим светлым прибежищам




В дни больших потрясений и материальных и духовных

Культура и мир являются священным оплотом человечества.

КОНЦЕПЦИЯ РОССИЙСКОГО ГОДА КУЛЬТУРЫ

устремляется дух смущённый»

/Н.К.Рерих/

Президент России В.В.Путин уже высказывал, свою озабоченность, растущим кризисом нравственности и произнёс, однажды, неслыханные ранее от Президентов, а, теперь, народом подхваченные чудные слова - «духовные скрепы». А, вот, и 2014 год объявлен Путиным «Российским Годом культуры», что не может не радовать, тех, кто культуру, с гуманизмом связанную, по-настоящему духовными скрепами считает.

Тема Года инициирована гражданкой Валентиной Ивановной Матвиенко - Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, женщины, матери, бабушки. Валентина Ивановна нацеливает российских граждан на Культуру с большой буквы. 19 июня 2013 года состоялось заседание Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации по проведению Года культуры в 2014 году. На открытии совещанияМатвиенко говорила о своём видении концепции Года культуры. Она сказала, что «при проведении Года культуры важно преодолеть сложившийся у многих утилитарный, отраслевой подход к культуре». /ниже приведены выписки из стенограммы заседания Совета/

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В.И.Матвиенко, опираясь на мысли видного русского гуманиста, признававшего эволюционное значение культурного наследия Рерихов, отметила, что «Совершенно прав был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999), понимавший под культурой, прежде всего, систему норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура в современном мире — это духовный фундамент государственности и патриотизма. Без подлинной культуры человек, попросту говоря, дичает, общество вырождается в стадо манкуртов, а государство утрачивает свою цивилизационную идентичность и притягательность для граждан».

«Великий гуманист Альберт Швейцер когда-то очень точно сформулировал непреложную истину, что культурный человек — это тот, кто в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Именно так мы и должны воспитывать подрастающее поколение. Именно такие задачи поставлены, в том числе в утвержденной Президентом России Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года. …» - продолжила Валентина Ивановна в своей краткой формулировке концепции «Года культуры».

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Совсем не случайно Валентина Ивановна в своих убеждениях о роли Культуры опирается ещё и на немецко-французского гражданина А. Швейцера (1875-1965), лауреата Нобелевской премии мира. Швейцер известен в мире как практикующий в Африке врач-европеец, учёный-теолог, музыкант, историк, миротворец, философ, писатель. Он яркий мыслитель ХХ века, написавший двухтомник по этике «Философия культуры» (его главное философское сочинение). В своей Нобелевской речи он говорил о необходимости пробуждать дух человека, о том, что дух формирует нравственное мировоззрение, порождает этическое убеждение, а этическое убеждение трансформирует социальные институты.

Уместно напомнить коротко ещё мысли этого немца, богатого знаниями и талантами, сострадателя и труженика, бескорыстно служившего людям в одном веке с Рерихами и, созвучащего с ними по альтруизму и по образу мышления. «…море несправедливости, насилия и лжи, захлестнувшее ныне всё человечество, лишится своей разрушительной силы, если только нам удастся противопоставить ему хоть какое-то подобие раздумий о смысле мира и жизни!». «Путь к новым убеждениям людям укажет только истинное и полноценное мировоззрение. Единственным полноценным мировоззрением является оптимистически-этическое мировоззрение. Его возрождение зависит от нас». «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность». «Не культура одной расы, а культура всего человечества, нынешнего и будущего, будет обречена на гибель, если иссякнет вера в возрождение наших творческих сил».

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В.И.Матвиенко: «Тамбовская область у нас является одним из лидеров региональных по поддержке культуры».

ОЛЕГ ИВАНОВИЧ БЕТИН – Глава администрации Тамбовской области:

«Но все эти предложения сегодня идут, знаете, как-то сверху, вся инициатива. Мы говорим о массовой культуре, а давайте себе представим, а что такое сегодня народ? А будет он воспринимать это или нет? Какова реакция? Ведь в последнее время произошли и сейчас происходят огромные изменения, и люди по-разному воспринимают то, что делается сегодня. Вот будет ли удовлетворенность основной массы людей от тех мер, которые мы сегодня им предлагаем?

Знаете, по мере изменения экономической ситуации в стране (а улучшение можно количественно измерить) мы попытались оценить: а вот неудовлетворенность, накопленные завышенные ожидания в обществе, жестокость, количество зла можно измерить, улучшилось, изменилось или нет? И, знаете, мы не нашли таких критериев оценки, и сказать, что больше произвели продукции товарной, и люди стали добрее... Вы знаете, даже наоборот — жестокости больше стало появляться. И вот если мы сегодня в сфере экономики правильные задачи ставим: не менее чем на 5 процентов валовой продукт должен расти ежегодно, строить жилье и так далее... Я вам скажу, мы уже более 10 процентов в прошлом году получили объем прироста валового продукта, в этом году около 10 процентов, но у меня нет понимания того, что у людей возникла такая удовлетворенность, они считают, что это само собой разумеющееся, так и должно быть. В принципе, это правильно: власть должна делать все, чтобы изменялась ситуация к лучшему.

Вывод, к которому мы пришли. Вы знаете, нужны идеи, объединяющие идеи и конкретные шаги, для того чтобы людей объединить. На принципах созидания. Знаете, наверное, создать атмосферу оптимизма, подъёма... Вот если у нас этого не будет, мы и экономические простые задачи не решим. Вот это надо будет сделать.

А вот как её создавать, с кем это всё делать? Знаете, можно только достигнуть этого, воспитав грамотных и образованных людей, которые обладали бы внутренней культурой, твёрдыми принципами и позицией своей.

Ну, мы все говорим, что мало денег. Вы знаете, это даже стало штампом. Почему? Отвести от себя критику, снять ответственность. Мол, мало и мало — чего мы можем сделать? Но вопрос-то ведь по большому счёту... ответственность за людей ведь никто не снимает за настроение, за то, как они живут, как относятся друг к другу. Поэтому вопрос возникает: ну а люди-то готовы к этой культуре или нет, насколько они в ней нуждаются?

Вы знаете, культура сегодня всё-таки чаще понимается как досуг на потребу дня, развлечение и отдых. Но подлинная-то культура требует усилий души, ума, сопереживания, нужно трудиться над собой. А вот этого нет. Вы знаете, как-то девальвировали атмосферу труда. Конечно, проще наслаждаться, видя фасад жизни, звёзд, поющих под «фанеру», там, кто где отдыхает, с кем живёт, от кого рожает и так далее. Каждый вечер у нас «Вечерний Ургант». Ну, я не за то, чтобы у нас был какой-то запрет. Да нет, вовсе не так, но всё-таки нужна широкая, я считаю, общественная дискуссия о ценностях сегодняшнего дня нашего общества, …Вы знаете, мы проводили съезд сельской интеллигенции. И какие тенденции обнаружились? Вот мы, как и все, укрупнили там школы, создали условия для хорошего обучения, Интернет (вот Владимир Ростиславович сказал, что всё есть). Вы знаете, что у нас произошло? Культурное слово «интеллигенция» ушло из села.

Вот мы будем строить дома культуры для кого? Кто там будет сейчас работать и эту культуру привносить? У нас и так домов культуры много, которые не работают или пустотой занимаются.

Поэтому вопрос сегодня не только в строительстве, а в разрушении той традиционной культурной среды, которая там была. Мы новой не сформировали, не создали, старую разрушили, и мы хотим, чтобы у нас Год культуры был эффективным. Нам надо найти подходы с учетом сегодня идущих процессов в России. Одно дело Москва, Санкт-Петербург (о чем говорить?), куда можно на экскурсии ездить, а другое дело там, где эта среда сегодня терпит бедствие. И вы знаете, новым строительством там уже сегодня не поправить. Нам нужно подумать, какие подходы нужны еще.

Знаете, что бы еще хотелось сказать? Вот про нашу позицию. Все-таки, вы знаете, у нас какое-то сегодня существует преклонение перед привнесенной культурой, но происходят большие изменения сегодня и в Европе, и в Азии. Вы знаете, у нас уже сегодня культура во многих странах, окружающих нас... этап, наверное, постхристианский развития истории. Если мы считали, что это передовое, всё это здорово и хорошо, то сегодня по взглядам многих людей... и моя позиция такова, что сегодня это не прогресс, а регресс, который там видим, и упадничество, потому что эти ценности русской интеллигенцией неприемлемы.

И, вы знаете, у нас сегодня возникает удивительная уникальная возможность объединить, стать центром здравомыслящих людей, и авторитет России может быть при объединении людей на этих принципах, как в послевоенные годы Советского Союза. Кто-то должен выступить инициатором и создать базу для объединения всех здравомыслящих людей и в Европе, и в Азии, и вообще выдвинуть идеи созидания, а не разрушения, которые сегодня начинают доминировать в Евросоюзе. Вот мы с вами в прошлый раз, помните, когда детство обсуждали, из Евросоюза приезжали комиссары... Ну и что они нам показывали? То, с чем мы не согласились все. Поэтому нам нужно сегодня не просто ждать изменения ситуации, но и сделать всё для того, чтобы авторитет России был сегодня на соответствующем уровне. Если мы этого не добьемся, то тяжело будет решать и внутренние проблемы.

Вы знаете, мы для того, чтобы заниматься этими процессами, сделали всё, чтобы культуру вывести в социальный блок. Это неправильно! Это всегда остаточный принцип, руки не доходят и так далее. Потому что... культуру мы перевели из социального блока в идеологический, ей стали уделять больше внимания.

…очень важна позиция руководителя — ходит ли он в театры, ходит ли он в музеи, смотрит ли он современные выставки. Люди на это очень ориентируются».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Владимир Ильич Толстой, советник Президента Российской Федерации по культуре:

«… достаточно посмотреть на статистику, на количество автомобилей на наших дорогах и в семьях, на то, что бытовая техника — это вообще уже теперь не вопрос. Сегодня очевидна нехватка другого, очевидна нехватка других ценностей — духовных. И создает их исключительно культура. Мне казалось бы важным превратить Год культуры как минимум в десятилетие, а то и в век культуры в Российской Федерации, понимаете? культура — это, прежде всего, культура, которую мы даем нашим детям. Прививку культурой должны получить все дети страны от самого маленького возраста. Поэтому Год культуры невозможен без принципиального изменения в сфере воспитания и образования. Это и детские сады, и школы, из стен которых постепенно культура вытеснялась и, в общем, сегодня занимает там крайнее такое, боковое и малозначимое место. Не удастся сделать это, не удастся сделать ничего.

И нам необходимо сделать нашими деятельными союзниками и Президента, и всё Правительство, и губернаторов, глав муниципальных образований, то есть осознать, что это вообще ключевая проблема для страны. Откуда взять деньги? Какая экономическая основа для того, чтобы так рассуждать, для того, чтобы сделать культуру приоритетом из приоритетов? Здесь нужна серьезная аналитика.

Один маленький пример. Есть такие понятия, как «выпадающие доходы», «будущие неоправданные расходы». Кто-нибудь когда-нибудь считал? Мы постоянно увеличиваем расходы на систему подавления негативных явлений в обществе: на подавление наркомании, коррупции, подростковой, детской и взрослой преступности и так далее. А кто-нибудь посмотрел, какой процент подростков, находящихся в колонии, посещал кружки, какой процент подростков учился в музыкальных школах, в школах искусства. Это ничтожный процент. Дети, попавшие в колонии, — это фактически повторное попадание.

Может быть, нам выгоднее вложить долгосрочно деньги в культуру детей, для того чтобы не растить преступников, а растить если не будущих выдающихся деятелей культуры, то будущих зрителей и слушателей. Без этой прививки, без того, чтобы приучить ребенка к культуре в детском саду и школе, никто не будет посещать Мариинский театр, который сейчас недостаточно заполняется, несмотря на все великолепие и программ, и самого Мариинского театра, его новой сцены. 18 процентов людей ходят в кинотеатры, еще меньший процент посещают... Это просто отсутствие привычки, и если эта привычка не будет выработана, то этот процент будет бесконечно снижаться. И какое бы финансирование мы ни вкладывали в поддержку учреждений культуры, мы не получим ни новых мастеров культуры, ни, самое главное, новых слушателей и зрителей. Вот о чем надо позаботиться сегодня.

И действительно, культура должна прийти во все регионы, в самые удаленные точки. У нас конституционно закреплено право каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям. Не будем кривить душой, равного доступа нет, и, конечно, он не может быть сегодня. Сегодня невозможно по всей нашей огромной стране отправить с гастролями наши ведущие театры, музыкальные коллективы.

Давайте пока хотя бы... хотя живое искусство, живую культуру никто не заменил, и живое посещение музея, и живой концерт никто не подменит виртуальным, но, тем не менее, как первую меру, просто для того, чтобы именно эту привычку к культуре привить, давайте воспользуемся интернет-возможностями. Интернет проведен сегодня в подавляющее большинство школ, библиотек, во все избирательные участки. Нужно создавать контент подлинной и настоящей культуры и отправлять ее в каждую точку, в каждый регион, в труднодоступное место.

Госсовет... Совет Безопасности предлагает включить в свою повестку дня. И это действительно становится вопросом национальной безопасности …».

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Юрий Дмитриевич Куклачев – клоун, бессменный руководитель Театра кошек.

и автор «уроков Доброты и самопознания»:

«Друзья мои, … у меня очень важное предложение, которое я давно разрабатывал вместе с учеными. То, что сегодня хочу предложить, не просто моя личная забота. Дело в том, что культура зависит от образования, и что бы мы ни хотели, но если в образовательном процессе... в 1990 году кто-то мудро подумал, и убрали из образования слово «воспитание». И что произошло? Вы видите, что произошло. Наконец, спохватились, поняли, надо срочно поднимать эту проблему. И вспомнили слова Менделеева: «Образование без воспитания — это, то же самое, что меч в руках сумасшедшего». Но в те годы, когда это произошло, я понял, что что-то надо делать, надо спасаться.

Первое. В 1990 году я создал театр, где силой добра и любви можно творить чудеса. Театру скоро 25 лет. Мало того, что у меня появился этот театр в Москве, у меня появилась идея создать школу доброты.

Мы говорим сегодня о молодежной программе. Что такое молодежь? Это детский садик. Через 20, 30, 40 лет они будут руководить страной. Кто бы чего ни хотел, они вырастут и будут руководить страной. И все будет зависеть от того, сможем ли мы дать им свою сердечную теплоту, сможем ли наполнить их внутренней силой.

Первое. Павлов открыл условный и безусловный рефлексы. Он сказал самое главное, как только он открыл условный рефлекс: «Родители, учителя, воспитатели, развивайте у детей рефлекс цели. Рефлекс цели дает ребенку в жизни устремление. А устремление воспитывайте, чтобы было идеальным».

Вы слышали о «Школе Доброты»? (Смех в зале.) Вот так вот. А уже 12 лет она работает по всей России. Сегодня черновой разговор и такие наметки к будущей серьезной концепции».

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В.И.Матвиенко: «Важнейшей задачей Совет Федерации считает рассмотрение законодательных предложений, связанных с возрождением меценатской деятельности, использованием различных форм и инструментов государственно-частного партнерства в сфере культуры. Полагаю, что нам следует активнее здесь использовать и наработки Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Еще в 2008 году она приняла модельный закон о меценатстве и спонсорстве, который может быть полезен и для нас.

Думаю, что, наконец, в преддверии Года культуры парламент Российской Федерации примет соответствующий закон о меценатской и спонсорской деятельности. Кроме того, будет вполне уместно учредить и провести в регионах на федеральном уровне масштабную акцию «Меценат Года культуры».

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Сегодня наблюдается тревожная тенденция в том, что Россию планетарные отрицательные силы направляют по пути, в основном, экономического развития, где приоритетными науками объявляются те, которые являются прикладными и смогут принести скорейшие материальные выгоды стране.

Добавляет тревоги и то, что уже достаточно много сторонников мнения, что образовательное обучение необходимо рассматривать как экономическую составляющую, и они относят педагогическую деятельность к обслуживающим /да и культурную деятельность подводят к той же черте/, которые должны давать денежные доходы. Таких реформаторов не беспокоит ситуация, при которой платные услуги образования становятся недоступными, малообеспеченным материально, довольно широким слоям общества.

Наш современник, учёный-эколог Анатолий Георгиевич Назаров пишет в статье «Ноосферная реальность безначального космоса»: «Только развитие системы получения ноосферных целостных знаний способно приблизить нас к пониманию законов организованности динамично развивающейся ноосферы и к возможности научного управления ею». «Ноосферная концепция, в своей фундаментальной основе включающая социально-культурную сферу человека, выдвигает проблему образования в число приоритетных, ставит задачу всеобщего обучения всех слоёв общества в связи с новыми, стремительно возрастающими потребностями и вызовами информационной эры. Но прежней системы «отраслевых» знаний недостаточно. Нужны новые, интегрированные ноосферные знания, и отвечающая им, ноосферная система образования. Мироздание становится центральным объектом ноосферного образовательного процесса».

«Плодом нового мышления на уровне “эволюции, осознавшей себя”, считает Л.В.Шапошникова – мыслитель-космист, стало Учение Вернадского о биосфере и ноосфере, которое в науке произвело сдвиг в осознании роли разумных существ на планете. «Ноосфера, или сфера Разума, следующий, высший этап в развитии биосферы земли, есть результат сознательной мыслительной деятельности человека. Формирование ноосферы идёт через великое противостояние созидательной мысли силам разрушения».

Русский академик А.Л.Яншин писал: «Пока войны не ликвидированы биосфера ещё не сможет стать на всей поверхности земли сферой разумной человеческой деятельности».

Мудрый Н.К.Рерих, для кого-то просто художник, но для многих признан мировым Водителем Культуры, был провидцем. Он, предвидя неизбежность войн в ХХ веке, как следствия, которые само человечество породило к концу тысячелетия, придумал международный документ о защите культуры в военных конфликтах. Этот юридический документ назван «Пактом Рериха», так как он инициировал и от своего лица боролся за его подписание лидерами стран. «Пакт Рериха» положен в основу концепции Организации Объединённых Наций (ООН).

Николай Константинович писал, что «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, прежде всего, заключалась в создании импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество». Рерих-историк далеко видел и для нас, нынешних подчёркивал свою мысль: «…для всех подрастающих поколений повторим, что во все лучшие периоды человеческой истории, возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания культуры».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.