Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пирамида как феномен культуры древнего Египта




Каримов М.М.

(УГНТУ г.Уфа)

Гигантские сооружения древних до сих пор поражают вооб­ражение людей. Удивление и чувство уважения к мастерству перво­бытных людей вызывают менгиры, дольмены, кромлехи. Не располагая даже простейшими механизмами для подъема тяжестей, воздвигли они грандиозные каменные сооружения, сохранявшиеся тысячи лет. Поражает «теоретическая» часть работы, точные расчеты по опре­делению плана сооружения, расстановке отдельных камней. Даже в наши дни строительство такого сооружения, как Стоунхендж, потребовало бы сложного управления, организации. Ведь каждый рабочий должен был занимать определенное место на этой стройке, выполнять кон­кретную операцию в полном согласии с общим замыс­лом и ритмом.

В древнем мире египетские пирамиды считали одним из чудес света, сегодня — загадкой. Для могил, даже фараонов, они слишком вели­ки, хотя именно в пирамидах были найдены мумии фараонов. Какие только объяснения ни давали исследо­ватели происхождению пирамид за последние два века, начиная с самых обыденных — да, мол, действительно, это все-таки гробницы фараонов и символы их власти — до крайних, экзотических, напри­мер, что строительство пирамид было способом занять избыточное население Египта и сплотить нацию или что пирамиды — это таин­ственные космические знаки египетских жрецов, свидетельствую­щие о наличии у них прямых связей с живым Космосом. Многие из этих теорий интересны, но или не выдерживают серьезной крити­ки, или малоубедительны, за этими объяснениями не чувствуется правдоподобной реальности.

Самые знаменитые три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до нашей эры. Первоначаль­но она поднималась на 147 метров, но из-за наступле­ния песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Каж­дая сторона квадратного основания пирамиды состав­ляет 233 метра, или, если быть точным, одна сторона длиннее другой на 20 сантиметров, то есть ошибка всего в 0,0009. Площадь пирамиды более 50 тысяч квадрат­ных метров. Пирамида Хеопса почти сплошной камен­ной кладки. Ее внутренние помещения занимают очень небольшой объем — не более 3—4 %.

Пирамида состоит из двух миллионов трехсот тысяч кубических блоков известняка с гладко отшлифован­ными сторонами. Каменных блоков от трех пирамид Гизы хватило бы, чтобы опо­ясать всю Францию стеной высотой в три метра и тол­щиной в 30 сантиметров. Подсчитали, что каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый— 15 тонн. Общий вес пирамиды около 5,7 миллиона тонн. Камни ее держатся собственной тяжестью — никакого связы­вающего материала нет. Несмотря на это, блоки на­столько тщательно пригнаны один к другому, что щели между ними не более пяти миллиметров. Такая искусная работа каменотесов вызывает удив­ление. Известен и зодчий этой пирамиды — Хемиун.

Исследователей, пытавшихся выяснить, каким обра­зом древние строители смогли воздвигнуть такое гран­диозное сооружение, да еще не просто воздвигнуть,придать ему геометрически правильную форму пира­миды, все это ставило в тупик. Иногда, как и о мегали­тических сооружениях, высказывается мнение, что пира­миды не мог построить народ, живший в бронзовом веке, и что в создании этих колоссальных сооружений принимали участие... инопланетяне. Сегодня мы знаем, как строились пирамиды.

При строительстве пирамид использовали примитивные орудия труда: диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глыбы в период разлива Нила переправляли из каменоломни на место строительства по воде, а затем их тащили на деревянных волокушах. По насыпным платформам и деревянным лесам блоки весом около 50 ц доставляли на нужное место. Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном.

Более трудной представляется проблема зарождения идеи пирамиды. Никакой практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшали, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. Древнегреческий историк Геродот называл пирамиды памятниками тщеславию и жестокости восточного деспота. И все–таки пирамиды упорно сооружались. Они строились в период с 1-ой половины III тыс. по 18 век до н.э.

Своей грандиозностью и совершенством пирамиды поражали не только древних (греки относили их к одному из чудес света), но и современных людей. По поводу строительства пирамиды современный специалист замечает: это великое предприятие было осуществлено культурой только выходящей из каменного века, но ни одно сооружение нашего времени не превосходит её в технической виртуозности и смелости... При отсутствии не только сложной строительной техники, но и колеса, ворота и винта, которые использовались впоследствии при строительстве несопоставимо менее масштабных сооружений оказалось возможным соорудить столь монументальные сооружение лишь с помощью наклонной плоскости и рычага. (Вплоть до Эйфелевой башни пирамиды оставались самым высоким сооружением в мире). А точность и тщательность, с какой возводились пирамиды, вряд ли можно объяснить простым отбыванием повинности; здесь не могла не стоять какая-то внутренняя необходимость. По-видимому, здесь имеет место мировоззренческая переориентация, духовный переворот. Нужны были веские причины, заставляющих фараонов, жрецов и все остальное население тратить огромные ресурсы, время и силы на эти поражающие «стройки века».

Разгадать «тайну пирамид» возможно только на пути реконструкции мироощущения и представлений древних египтян о мире, жизни и смерти, богах и власти... В сознании египтян было два мира — людей и богов; боги создали и жизнь и людей, пожертвовав своей кровью или жизнью, в ответ люди должны подчиняться богам и вечно «платить по счетам». Все, что человек делает, он делает совместно с богами, на собственные силы человек рассчитывать не может, успех, благополучие, богатство, счастье — только от богов, от них же и несчастья и бедность.

Кажется, что внешне многое переходит в культуру древних царств из предыдущих эпох: вера в души, демонов, одухотворенных природных стихий. Многое переходит, но понимается по-новому. И, прежде всего, сами боги. Немецкий философ Курт Хюбнер в книге «Истина мифа» отмечает, что в то время «общение богов и людей надлежит признать едва ли не повседневным событием, по крайней мере, боги могут появляться в любой момент, и если они приглашаются на жертвоприношение и пир, то это следует принимать всерьез». Но для древневосточного человека сакральное не просто существует, обнаруживая себя в ритуале, но и присутствует «здесь и теперь». Все значимое для человека в культурном отношении действия совершались древним человеком вместе с богами, причем последние как раз обеспечивали правильность и успех этих действий.

Для раскрытия нашей темы необходимо реконструировать понимание человеком этой культуры феномена смерти. Архаический человек думал, что после смерти его душа просто переселяется в «страну мертвых» (могила понималась как постоянное жилище для души умершего человека); он считал, что душа живет вечно, но в разных домах. Душа после смерти уходит из этого мира в «страну мертвых», где она ведет точно такой же образ жизни, как и при жизни: питается, охотится, занимается хозяйством. Но в некоторых племенах параллельно с могилой могли изготавливаться и временные жилища, где душа жила до тех пор, пока не переселялось в новое тело — ребенка, родившегося в той же семье или племени, из которой происходил умерший. Эти представления о смерти сохраняются и в культуре древних царств. Однако несколько меняются представления об образе жизни после смерти.

Люди культуры древних царств считали, что загробная жизнь существенно отличается от земной. После смерти человек лишался всего. Смерть — это жизнь после смерти как форма существования, имеющая определенное качество. Лучше всего живут боги, они имеют все (власть, имущество и т.п.), и их образ жизни вообще не меняется. Это древние и называют бессмертием. Но послесмертный образ жизни понимается в отдельных регионах древнего мира по-разному. Наиболее дра­матично — в Вавилоне (в "Эпосе о Гильгамеше" описан загробный мир, куда после смерти попадают души людей и судьба их незавидна). Трагично переживает смерть и грек гомеровской эпохи. Наиболее оригинальную концепцию послесмертного бытия создали древние египтяне. Для них смерть — это период "очищения души", после чего человек воз­рождается для новой вечной жизни, причем жизни, уже близкой к богам.

В культуре древних царств по сравнению с архаической куль­турой явно возрастает участие ушедших в страну мертвых в жизни общины и отдельного человека, что касалось в первую очередь культурно значимых фигур — героев, основателей городов или государства, царей. Духи продолжают участвовать в жизни города и государ­ства. Они следят за всем происходящим и в нужную мину­ту поддерживают "своих", а на праздниках появляются и веселят­ся вместе с живущими, вливая в них энергию и силу, укрепляя их дух.

Египет стал первым в истории государством, претендовавшим на мировое господство. Сознание силы, желание ее сохранить и приумножить определили все мировоззрение правящего класса и легли в основу религии египтян. Незыблемость власти и непостижимость ее — были основными принципами, служившими опорой верховной власти в Египте; принципы определившие обожествление фараонов. Такая власть должна быть окутана тайной. Древний Египет стал средоточием этой тайны: обожествление фараонов достигло здесь своего апогея. Идея смерти как очищения и воз­рождения была обобщена древнеегипетскими жрецами и рас­пространена на человека — второго полноправного участника мировой мистерии.

Египетский фараон — не только царь, но и жи­вой бог, воплощение Ра. По мере воз­растания роли египетских фараонов складывалось своеобразное противоречие. С одной стороны, именно боги управляют всей жизнью страны, с другой - египтяне могли видеть каждый день, что все приказы делаются от лица фараона. Идея и ритуал обожествления фараона в конце концов разре­шили это противоречие. После смерти фара­она его душа, с одной стороны, идет на небо и сливается с Солн­цем, но с другой — она проходит цикл очищения и возрождения. А вот тело фараона и его захороне­ние — это место, где происходят очищение и возрождение, и мес­то, куда фараон-бог постоянно возвращается, чтобы общаться со своим народом, вселяя в него силы и уверенность в судьбе. Погребальный обряд стал важным элементом не только религиозной, но и государственной политики.

Отличительной чертой культуры Египта была наглядность и предметность. Вид — вот что главенствовало в культуре. Захоронение должно было обрести соответствующую форму. Фараон-бог поднимается на небо и спускается с него вниз, в свою гробни­цу. Поскольку об­раз фараона все же раздваивался: не только бог, но и человек (понятно, как бог может попасть на небо, а вот как — человек?), то проблему жрецы разрешили весьма придав захоронению фараона форму и вид горы или лестницы, вознесен­ных высоко в небо. Известно, что самые первые древние пирами­ды напоминали собой гору или были ступенчатыми, то есть пред­ставляли собой гигантскую четырехстороннюю лестницу, по которой, как утверждали жрецы, душа фараона поднимается на небо или спускается с него. Фараоны строили свои пирамиды все выше и выше с тем, чтобы они касались самого неба. Но когда пирамиды действительно уперлись в небо, соеди­няя его с землей, т. е. пирамиды стали космическими объектами, идея сакральной лестницы стала ослабевать.

Ближе к вершине пирамиды и на расстоянии от нее ступени переставали различать­ся, а с другой — все большее значение приобретали расчеты объема пирамиды и каменных работ, которые велись на основе математи­ческой модели пирамиды. Для человека той эпохи математические (знаковые) модели вос­принимались как сакральные сущности, сообщенные жрецам бо­гами, сущности, определяющие божественный закон и порядок. Не мудрено, что в скором времени египетские жрецы истинной формой захоронения фараона стали считать не гору или ступенча­тую пирамиду, а математическую пирамиду. К тому же древнеегипетские мифы гласили, что первоначально жизнь возникла на холме, который поднялся (вырос) в океане. В этом плане пирамида воспроизводила и по­добный первохолм (гору) жизни.

Слияние этих двух структур и форм (математической пирами­ды, касающейся неба, и сплошного каменного холма, вырастаю­щего из земли) в конце концов и дало столь привычный нам силуэт пирамиды. Пирамиды с их математически выверенными, предельно рациональными формами предстали как символы вечности и абсолютного покоя и порядка.

Процедура очищения и возрождения, связанная с мифом об Осирисе, соединилась с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. В ней умершего надо снабдить всем, чем он обладал на земле (вплоть до его тела). В момент смерти фараон и женское божество рождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире. Фараон после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Его бальзамировали, чтобы избежать тления тела и оно покрывалось великолепными одеждами и золотой маской. (На случай повреждения мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, причем портрет должен быть очень похожим — иначе душа не опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.) В результате жрецы могли рассчитывать на то, что когда живой бог, спустившись с неба, пожелает воплотиться в свое тело, он найдет его столь же прекрасным, как оно было при жизни фараона.

Пирамида — это не только воплощенная вера египтянина, но и воплощенная наука. Все пирамиды точно сориентированы по сторонам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды. Значительной инженерной находкой было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия.

Как постоянное жилище бога и место, где происходит его очи­щение и возрождение, пирамида была не только святыней, но и излучала на все египетское царство сакральную энергию. Чем боль­ше строилось пирамид, тем более египтяне ощущали себя в окру­жении богов, в атмосфере их божественной поддержки и заботы. И тем боль­ше чувствовали они себя участниками божественных первособытий и вечности. А для человека, окруженного богами и погружен­ного в вечность, смерть как бы уже не существует.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.