КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. 8. Возняк М.П. Матеріали та трубопровідна арматура трубопроводів та сховищ: методичні вказівки для самостійної та індивідуальної роботи студентів
Методичні вказівки 8. Возняк М.П. Матеріали та трубопровідна арматура трубопроводів та сховищ: методичні вказівки для самостійної та індивідуальної роботи студентів. / М.П. Возняк - Івано-Франківськ: ІФНТУНГ, 2010. - 45 с.: іл., табл.
Настоящий лабораторный практикум предназначен для студентов, выполняющих лабораторные занятия по дисциплине «Пищевые и биологически активные добавки». Применение пищевых добавок согласно Закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предполагает строгий контроль за содержанием ПД в пищевых продуктах в соответствии с основными критериями безопасности: ПДК, ДСП, ДСД. Соблюдение этих требований приводит к разумному (по технологической необходимости) использованию ПД и как результат – обеспечивает гарантированную безопасность пищевых продуктов.
Лабораторный практикум для студентов дневной формы 3 к (ДФО), заочной 5 к (ПФО) и 3 к (СФО) всех технологических специальностей)
Лабораторная работа №1. Определение органолептических показателей качества упаковочных (полимерных) материалов для пищевых продуктов.
1. Цель работы: Освоить метод органолептической оценки безопасности полимерных упаковочных материалов и посуды, непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами.
2. Задание: Оценить органолептически пригодность упаковочных материалов (или посуды) из полимерных материалов контактирующих с пищевыми продуктами.
3. Краткая теория: Согласно общепринятой классификации пищевые добавки условно разделяют на две большие группы: прямые пищевые добавки, которые рассматриваются как пищевые ингредиенты и предусмотрены в составе готового пищевого продукта и вспомогательные материалы, которые используются для различных технологических целей и должны быть удалены из готового продукта полностью или содержаться в количествах, предусмотренных ПДК. Все упаковочные материалы и посуда, непосредственно контактирующие с пищевыми продуктами, также относятся к группе пищевых добавок – вспомогательным материалам и должны соответствовать всем необходимым требованиям безопасности. Надзор за внедрением новых полимерных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами осуществляет государственная санитарно-эпидемиологическая служба на основании ряда законодательных актов и нормативно-технической документации. Основными документами являются «Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами (№ 880-71) и «Предельно допустимые количества химических веществ, выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами» ГН 2.3.3.972.-00. Метод органолептической оценки безопасности полимерных упаковочных материалов и посуды основан на использовании в анализе модельных растворов, имитирующих различные пищевые продукты, обеспечении контакта их с исследуемыми образцами упаковки (или посуды) соответствующей экспозицией и по следующей оценке. Во избежании ошибок органолептическое исследование должно проводиться комиссионно (не менее 5 человека). Данный метод позволяет оценивать качество и безопасность упаковочных материалов (посуды), используемых в контакте со следующими пищевыми продуктами: свежими мясом и рыбой; копченными и солеными мясо- и рыбопродуктами; молоком и молочными продуктами; мясными, рыбными, овощными, фруктово-ягодными консервами; безалкогольными и алкогольными напитками, спиртом пищевым, ликером, ромом, пивом; с фруктами, ягодами; хлебными и крупяными изделиями; готовыми блюдами и горячими напитками и др.
4. Материалы, оборудование, реактивы.
4.1. Исследуемые полимерные образцы:
1. Стаканы (лотки или тарелки) одноразовые (или для непродолжительного хранения) на основе полистирола (АБС – пластик). 2. Оберточные упаковочные пленки на основе ПВХ или пакеты на основе полиэтилена (полипропилена). 3. Оберточный материал на основе целлофана.
4.2. Используемые пищевые продукты (по выбору преподавателя):
1. С влажностью < 15% (крупы, сахар, макароны, мука пшеничная, грибы сушенные). 2. С влажностью > 15% (хлеб пшеничный, кондитерские изделия или масло сливочное, овощи, фрукты, консервы, мясо и рыба свежие, соленые, копченые, напитки алкогольные и безалкогольные, готовые блюда и горячие напитки).
Продукты для анализа подбираются в соответствии со специальностью студентов.
4.3. Лабораторная посуда и оборудование
1. Эксикатор на 7,5 л – 3 шт; 2. Эксикатор на 3 л – 2 шт; 3. Электроплита – 1 шт; 4. Химический стакан на 200 мл – 3 шт на 300 мл – 3 шт.
4.4. Реактивы
Для приготовления модельных растворов: · молочная кислота – 60 г (для 0,3 %-ного и 3% -ного растворов); · уксусная кислота – 30 мл (для 1%-ного и 2%-ного растворов); · лимонная кислота – 20 г (для 2%-ного раствора); · спирт этиловый 96%-ный – 70 мл (в т.ч. для 20%-ного и 40%-ного растворов); · поваренная соль – 150 г (для 2%-ного и 5%-ного растворов); · нерафинированное подсолнечное масло – 100 мл; · дистиллированная вода.
5. Порядок выполнения работы
Для исследования образцов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами с влажностью более 15%, образец, вымытый тепловой водой и вытертый, обрабатывают модельным раствором (путем погружения) или же наливают модельный раствор в образец (стакан, лоток). Далее, образец помещают в эксикатор объемом 7,5 л. В качестве контроля используют стеклянный химический стакан, в который тоже наливают модельный раствор (по объему, равному с исследуемым) и ставят в другой эксикатор на 7,5 л. При исследовании изделий применяются различные температурные режимы: для исследования образцов, контактирующих с горячей пищей, соответствующий модельный раствор подогревают (в химическом стакане) до t° = 80 °С; при исследовании образцов, контактирующих с пищевыми продуктами, модельный раствор должен быть комнатной температуры. Компонентный состав модельных растворов, имитирующих соответствующие пищевые продукты (или горячую пищу), представлен в таблице 5.1. Время экспозиции в зависимости от времени контакта исследуемого образца с модельным раствором представлено в таблице 5.2.
Таблица 5.1. - Перечень модельных растворов, используемых при исследовании образцов из полимерных материалов.
Таблица 5.2. – Время экспозиции исследуемых образцов с модельными растворами
После соответствующей экспозиции прежде всего производят органолептическое исследование образца на наличие летучих веществ – т.е. оценивают запах (комиссионно), сравнивая с контролем, и пользуясь данными таблицы 5.3.
Таблица 5.3. – Определение интенсивности запаха.
После оценки запаха, исследуемый образец вынимают из эксикатора, и содержимое образца выливают в чистый химический стакан для органолептического исследования жидкости на наличие мути, осадка, вкуса (привкуса). Оценку производят в соответствии с данными таблиц 5.4. и 5.5. При исследовании образов из полимерных материалов с контактом пищевых продуктов влажностью менее 15%. Методика аналогична. Однако, необходимо использовать натуральные продукты, и величина площади контакта продукта с исследуемым образцом должна быть максимально приближена к величине площади контакта в контрольном варианте (химический стакан + продукт). Фактические показатели органолептической оценки исследуемых образцов должны соответствовать контролю. В противном случае исследуемый образец признается непригодным для использования по назначению (т.е. для контакта с пищевыми продуктами).
Таблица 5.4. – Определение мутности вытяжек
Таблица 5.5. Определение осадка и его свойств
По результатам анализов необходимо сделать выводы о пригодности исследуемых полимерных материалов для контактов с пищевыми продуктами.
Лабораторная работа№ 2. Определение консерванта SO2 в пищевых продуктах.
1. Цель работы: Освоить метод определения остаточных количеств диоксида серы в пищевых продуктах.
2. Задание: Определить количество SO2 в готовом пищевом продукте.
3. Краткая теория: Среди специально добавляемых веществ для консервирования особое значение имеют химические соединения, получившие название консервантов. К ним относятся сернистый ангидрид и его производные, бензойная кислота и ее производные, сорбиновая кислота и ее соли и т.д. Количество консервирующих средств регулируется Госстандартами РФ. Сернистый ангидрид. Сернистый газ (диоксид серы) является одним из широко распространенных химических консервантов. Диоксид серы Е 220 и соли сернистой кислоты (Е 221- Е 227) применяются в бродильной, консервной, рыбоперерабатывающей, кондитерской, зерноперерабатывающей отраслях пищевой промышленности, в технологии производства продуктов общественного питания. Антимикробная активность SO2 и сульфитов заключается в их восстанавливающем действии на дитиогруппы микробных апоферментов, что обусловливает их высокую активность по отношению к плесневым грибам, дрожжам и аэробным бактериям. Наибольшую активность SO2 проявляет в кислой среде. Готовые пищевые продукты перед употреблением должны быть освобождены от основной массы консерванта. Это связано с тем, что диоксид серы активно разрушает витамины группы В в готовом продукте, а попав в организм человека, разрушает токоферолы. По этой причине соединения серы максимально должны быть удалены из готового продукта. Однако полностью удалить SO2 нельзя, поэтому нужен постоянный контроль за его остаточным количеством в пищевых продуктах. Действующими нормативами (СанПиН 2.3.1078-01) содержание остаточных количеств диоксида серы в готовом продукте ограничивается и нормируется. Большая часть методов количественного определения SO2 основана на способности сернистой кислоты легко окисляться в серную:
H2SO3+1/2O2 →H2SO2
При этом учитывают количество образовавшейся H2SO4 (весовой метод) и пересчитывается ее на H2SO3. В другом случае учитывают количество затраченного окислителя – обычно иода (объемный метод):
SO2+H2O+I2 → 2HI+SO3
Различают несколько методов определения SO2 в продуктах: объемный весовой, йодометрический, полярографический и т.д. Данная лабораторная работа предполагает освоение несложного, но довольно удовлетворительного по точности йодометрического метода.
4. Оборудование, посуда, материалы, реактивы: · ступка – 2 шт; · колба мерная 250 см3 – 2 шт; · колба коническая – 4 шт; · бумажный фильтр – · титровальная установка – 1 шт; · NaCl 20%-ный – 300 мл; · NaOH р-р (40 г/дм3) – 100 мл; · р-р иода (0,02 моль/дм3) – 20 мл; · р-р формалина – 100 мл.
5. Порядок выполнения работы: Для проведения анализа берут навеску анализируемого продукта массой 25-30 г, переносят в ступку, предварительно смешав с 90-100 см3 20%-ного NaCI, и добавляют 5 см3 буферного раствора рН 4,2-4,6, тщательно перемешивая. Затем содержимое ступки помещают в мерную колбу вместимостью 250 см3 и доводят до метки раствором NaCI (200 г/дм3). Полученный раствор перемешивают и фильтруют. Использование NaCI позволяет избежать улетучивания SO2, так как образуется соль Na2SO3. Далее берут две конические колбы и приливают в них по 50 см3 фильтрата и по 2 см3 раствора NaOH (40 г/дм3) для разрушения связанных форм SO2, закрывают пробками и оставляют на 1-2 мин. После этого в каждую колбу добавляют по 2 см3 раствора NCI (223 г/дм3) для нейтрализации щелочи. Содержимое одной колбы сразу же титруют раствором йода (0,02 моль/дм3), а в другую колбу добавляют 1 см3 раствора формалина (400 г/дм3) и оставляют на 10 мин для полного связывания сернистой кислоты. Затем содержимое второй колбы титруют раствором йода; при этом окисляются органические вещества, содержащиеся в продукте. Массовую долю находят в формуле:
XSO2 (в %)
XSO2 = 100 AbKCM / (1000 m), (1)
где А – разность между объемами раствора иода при первом и втором титровании, см3; b – фактор разведения; K – поправочный коэффициент к концентрации раствора иода; C – молярная концентрация раствора иода, моль/дм3; M – молекулярная эквивалентная масса SO2, равная 32 г/моль; m – масса навески продукта, г. При исследовании жидких пищевых продуктов в конические колбы вносят 50 см3 анализируемого образца, добавляют в каждую по 2 см3 раствора NaOH (40 г/дм3) и далее – анализы выполняют так же, как указано выше.
Таблица 5.1. – Предельно-допустимые концентрации диоксида серы в пищевых продуктах
По окончании анализа произвести следующие расчеты: 1. Определить %-ное содержание диоксида углевода в исследованном образце пищевого продукта, пользуясь формулой (1). 2. Определить фактическое количество диоксида серы, используя метод пропорции. 3. Сравнить полученные данные с нормативными (по таблице 5.1.). 4. Оформить результаты расчетов в виде таблицы по формуле:
5. Сделать выводы в письменной форме.
6. Выполнить дополнительное задание: С целью сохранения пищевых продуктов помимо сернистого газа, в пищевых отраслях используются сернистые соединения (сульфат калия и кальция, тиосульфит натрия и калия). Однако, консервирующим эффектом обладает собственно диоксид серы. Рассчитать максимально допустимый уровень сернистых соединений в пищевых продуктах с учетом коэффициента пересчета на SO2, равный 0,78.
В письменной форме ответить на вопрос: «С чем связан существенный диапазон цифровых значений МДУ для различных пищевых продуктов?».
Антонова Ирина Александровна
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |