Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подростковые реакции, отношения со взрослыми и сверстниками




Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их контроля и в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга, и нот в «запойные» — характерны для подросткового возраста. Считают, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную по- требность, и некоторые другие.

Именно в этот период у детей появляется потребность в и я тивном, самостоятельном, творческом познании. В принципе они может быть реализована и в учебной деятельности. По мнении) Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к иг реходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка новый личностный смысл — стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. К сожалению, это случается не очень часто. Руководить интересами подростка в этом направлении могут взрослые — любимые учите­ля и родители, искренне увлеченные своим делом. Побудить его i дополнительным занятиям определенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции — нежеланию де­лать то, что навязывают, к апатии или бунту.

Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересе­каться со школьным обучением могут только увлечения интел­лектуально-эстетические (по классификации А.Е. Личко) и то не все. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию — истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов и т.д. Это наиболее ценные с точки зрения развития ребенка увле­чения, но и они иногда усложняют жизнь детям и их родителям.

Бывает, что поглощенные своим делом подростки запускают учебу в школе.

На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические. Изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, уча­стие в художественной самодеятельности и т.п. — любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться, воз­выситься в глазах окружающих. Детям с аналогичной личностной направленностью бывают свойственны и лидерские увлечения, ко­торые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовы­вать, руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки. Помимо спорта, это вождение мо­тоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и т.д. В основном, это увлечения мальчиков, которые таким образом раз­виваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. Но иногда удовольствие им доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты.

Накопительские увлечения — прежде всего коллекционирова­ние во всех его видах. Страсть к коллекционированию может со­четаться с познавательной потребностью (например, при коллек­ционировании марок), со склонностью к накоплению материаль­ных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих кам­ней), с желанием следовать подростковой моде (собирание накле­ек, этикеток от импортных бутылок) и т.д.

Самый примитивный вид увлечений — информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком обще­нии со сверстниками — во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это многочасовые пустые разго­воры в привычной «дворовой» компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг (от витрин магази­нов до уличных происшествий), длительное просиживание перед телевизором или видеомагнитофоном. По телевидению часами может просматриваться все подряд, но особенно — фильмы детек­тивно-приключенческого жанра, боевики. Вся информация усваи­вается на достаточно поверхностном уровне, иногда тут же передается другим и забывается, заглушаясь следующей порцией» времяпрепровождение трудно назвать увлечением в собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной чшч

и подростков. В среде подростков, лишенных содержательных упт чений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор интересней!» занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или секциям не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но, тем не менее, это — один из ш\п более действенных путей их профилактики.

В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнооб разными делами, но и столь же эмоционально общаютс! со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, ни кладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на от ношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержатель ное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях, Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление, Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих от­ношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверен­ность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной цен­ности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый сво­ими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возмо­жен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одино­ким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, лю­бят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельни­ка». Представление о счастье мальчик смог отразить в одной фра­зе: «Счастье — это когда тебя понимают».

Как показано в американских исследованиях, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило, — ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в уче­нии. Встречаются и исключения. Например, для серьезной девоч-

ки, хорошо успевающей в школе, лучшей подругой может стать девочка шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлека­тельные черты, которых ему самому недостает.

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков мо­жет объединять в lpynny не только взаимная симпатия, но и об­щие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Чтобы представить уровень развития группы, перечислим сна­чала критерии ее развития, выделенные Л.И. Уманским. Это (1) единство целей, мотивов, ценностных ориентации членов группы, определяющее ее нравственную направленность, (2) организаци­онное единство, (3) групповая подготовленность в определенной сфере деятельности, (4) психологическое единство. Диффузная группа, имеющая самый низкий уровень развития, существует только формально и не обладает ни одной из этих характеристик. Примером может служить класс в новой школе, набранный из де­тей, еще не знающих как следует друг друга. Более развитая груп­па — ассоциация, она имеет общую цель и структуру. Группе- кооперации присуще единство целей и деятельности, здесь есть групповой опыт и подготовленность.

Наиболее развитые группы — корпорация и коллектив. Они от­вечают всем критериям, приведенным выше; разница между ними заключается в нравственной направленности. Для корпорации ха­рактерны групповой эгоизм и индивидуализм, противопоставление себя другим группам. Корпорацией может стать хорошо организо­ванная дворовая компания, закрепляющая за собой территорию и воюющая с соседними 1руппами; асоциальная группа, члены кото­рой совершают более или менее серьезные правонарушения, на­пример кражи. Корпорация может возникнуть и в классе. Такая замкнутая группа, сплоченная общими интересами, даже будучи высокоинтеллектуальной, всегда отчужденна, несколько враждебна по отношению к другим детям. Наоборот, коллектив более открыт и доброжелателен к тем, кто в него не входит. Здесь не бывает от-

троженности, кастовости, группового эгоизма. В коллективе обладают отношения взаимопомощи и взаимопонимания, благодм ря чему эффективнее, чем в других группах, решаются общие §л дачи, а трудности не вызывают дезорганизованности. Эмоциональ ная совместимость членов коллектива позволяет создать в групп* благоприятную психологическую атмосферу.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким ypoi* нем социального развития, это благотворно отражается на разви тии его личности. При неудовлетворенности внутригрупповымм отношениями он ищет себе другую группу, более соответ ствуюгцую его запросам. Подросток может входить одновременно • несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях ш спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказы* вают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их об-щение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, цен­ности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех под­ростков принимают в группы, часть из них оказывается изолиро­ванной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе осо­бого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.