КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Избирательность и направленность восприятия
Категоризация и идентификация как свойства восприятия Сенсорная депривация Депривация – прекращение восприятия какого-либо вида. Депривация может иметь две основные причины: органические нарушения в деятельности нервной системы и искусственно созданные условия, при которых нарушается восприятие одного или нескольких видов. Слепота и глухота наиболее распространенные примеры депривации органического происхождения. Искусственно сенсорная депривация создается, как правило, в научно-исследовательских целях. При депривации вследствие поражения какого-либо органа чувств другие анализаторы значительно повышают свою чувствительность. Например, при зрительной депривации (слепота) обостряется чувствительность слухового, обонятельного, вестибулярного и суставно-мышечного анализатора. При слуховой депривации – вестибулярный, мышечно-суставный и особенно зрительный анализаторы. Воспринимая различные объекты окружающего мира, мы прежде всего идентифицируем их в соответствии с определенными признаками. При этом исходя из имеющихся у нас знаний, мы классифицируем данные объекты. Так, стол относится к категории мебели, чашка - к категории посуды, а кот - к категории домашних животных. В каждую категорию попадают объекты, имеющие какие-либо существенные общие черты и свойства. Такая категоризация облегчает нам познание мира, дает возможность успешно действовать в нем. Мы не обходимся без категоризации и тогда, когда речь идет о людях, как из непосредственного окружения, так и тех, с которыми никогда не встретимся. Эта постоянно демонстрируемая нами тенденция называется процессом социальной категоризации. От того, к какой социальной категории мы относим какого-либо человека, зависит и наше отношение к нему, и последующие действия.
Юмор. На вопрос «как пройти к такому-то дому?» люди в соответствии со своими интересами и общей направленностью личности отвечали по-разному. Мужчина: «Идите по этой улице мимо пивного ларька, доходите до винно-водочного магазина, поворачиваете за угол – там отделение милиции, затем направо и дальше наискосок от вытрезвителя будет нудный вам дом». Женщина: «Идите прямо в сторону парикмахерской, до косметического салона, переходите улицу напротив магазина женской одежды, поворачиваете за угол рядом с кафе будет нужный вам дом». На человека всегда воздействуют различные стимулы со стороны окружающей среды. В соответствии со своими потребностями и интересами, ценностными ориентациями, осознаваемо или неосознаваемо, человек осуществляет определенный отбор (селекцию) этих стимулов. Они являются важными для жизнедеятельности человека в данной ситуации, и именно их человек выделяет и использует из всей массы получаемой информации. В зависимости от своего опыта, профессии, ряда различных обстоятельств человек обращает внимание на те или иные стороны одного и того же стимула.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Дайте определение понятия «познавательная сфера».
Практическое задание № 1 "Свойства восприятия"
Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
Задания в тестовой форме обучающего типа
а) интероцептивные б) кинестезические в) проприоцептивные г) экстероцептивные
а) интероцептивные б) кинестезические в) проприоцептивные г) экстероцептивные
а) интероцептивные б) кинестезические в) проприоцептивные г) экстероцептивные
а) сенсибилизация б) чувствительность в) сенсорика г) синестезия
а) интероцептивные б) кинестезические в) проприоцептивные г) экстероцептивные
а) кинестетические б) слуховые в) вкусовые г) органические
а) разностный порог б) абсолютный порог в) нижний порог г) верхний порог
а) ощущения б) восприятие в) апперцепция г) сенсорика
а) ощущения б) восприятие в) апперцепция г) сенсорика
а) ощущения б) восприятие в) иллюзии г) сенсорика
а) сравнение б) избирательность в) осмысленность г) предметность
а) константность б) избирательность в) предметность г) структурность
а) константность б) осмысленность в) предметность г) структурность
а) константность б) избирательность в) предметность г) структурность
а) константность б) избирательность в) предметность г) структурность
а) константность б) избирательность в) предметность г) структурность
а) константность б) избирательность в) целостность г) структурность
а) восприятие б) ощущение в) память г) внимание
а) абсолютный б) подпороговый в) верхний г) средний
а) слуховых б) зрительных в) обонятельных г) вкусовых
ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Изд. 4-е, исправленное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 2. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. Дополнительная литература: 1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2010. 2. Психология ощущений и восприятия: Учебное пособие/ под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Г.Ю. Любимовой. Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: АСТ: Астрель, 2009. 3. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - ПИТЕР 2009. Интернет – ресурсы: 1. Психологическая библиотека. http://www.psylib.org.ua/books/index.htm 2. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/ 3. Портал психологических изданий http://psyjournals.ru/journal_catalog/ 4. Словари и энциклопедии на Академике. http://dic.academic.ru/ 5. Национальная психологическая энциклопедия http://vocabulary.ru/dictionary 6. Психология, С.-Петербургский университет, библиотека электронных книг и учебных материалов http://psihologia.biz/meditsinskaya-psihologiya.html
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |