КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение правосубъектности физических лиц
Институты обеспечения правосубъектности граждан. Опека и попечительство. Признание гражданина отсутствующим. Объявление гражданина умершим. Акты гражданского состояния и их регистрация.
1. Между рождением и смертью физического лица, как правило, проходит значительное, во всяком случае, по общечеловеческим меркам, время. Приобретаемая с рождением правоспособность поэтапно дополняется дееспособностью. Лицо приобретает имущество, устанавливает связи с другими лицами, участвует в имущественных и неимущественных правоотношениях. Правосубъектность гражданина - это по существу базовый элемент экономической сферы общества. Вместе с тем каждое физическое лицо, каждый индивид проживает не только юридическую жизнь (от появления правоспособности до ее прекращения), но и жизнь человеческую, биологическую, от особенностей которой зависит объем дееспособности гражданина и, следовательно, его правосубъектность. Гражданское право, заботясь о стабильности правоотношений, о равных для всех участников возможностях участвовать в юридической жизни, о непрерывности имущественных связей, об интересах контрагентов и третьих лиц, обеспечивает различными способами надлежащий и необходимый "уровень" правосубъектности граждан. Так, ГК РФ, другими законами и нормативными актами предусмотрены следующие особые институты по обеспечению правосубъектности граждан: а) опека и попечительство; б) признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим; в) регистрация актов гражданского состояния. 2. Опека и попечительство "восполняют" недостаточную дееспособность некоторых категорий граждан, обеспечивая полноценное участие последних в гражданских правоотношениях.
Правовой акт
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Необходимо строго различать две категории: а) опека и б) попечительство. Опека устанавливается над малолетними и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки. Попечительство, которое устанавливается в отношении несовершеннолетних (14-18 лет), а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Попечители в необходимых случаях дают согласие на совершение сделок подопечными, оказывают несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В ГК РФ (а также в Семейном кодексе, Федеральном законе "Об опеке и попечительстве", других законах и подзаконных актах) подробно урегулированы административные и технико-юридические вопросы опеки и попечительства. Специальное законодательство об опеке и попечительстве детализирует положения гражданского права: об органах опеки и попечительства (ст. 34); о правах и обязанностях опекунов и попечителей (ст. 35); об исполнении опекунами своих обязанностей (ст. 36); о распоряжении имуществом подопечного (ст. 37); о доверительном управлении имуществом подопечного (ст. 38); об освобождении и устранении опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей (ст. 39). При этом в ГК РФ предусмотрено, что доходы подопечного расходуются исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, иных сделок, влекущих уменьшение его имущества. Они, их супруги, близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным. При необходимости орган опеки заключает договор об управлении имуществом подопечного на началах доверительного управления, предусмотренного в ГК РФ. В ГК РФ и Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Распоряжение имуществом в этом случае осуществляется на основании договора поручения или доверительного управления, а сделки совершаются с согласия подопечного.
Особое мнение
Специальное законодательство об опеке и попечительстве, в том числе упомянутый Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", рассматривают по сути гражданско-правовую конструкцию опеки и попечительства преимущественно как способ решения социальных задач, связанных с материальным содержанием малолетних и иных недееспособных лиц, воспитанием несовершеннолетних и пр. Отношения органов опеки и попечительства с опекунами и попечителями выстроены на отношениях публичного порядка - власти и подчинения, с большим содержанием фискальных элементов. На первое место в указанных нормативных актах выходит публично-правовая составляющая. Несомненно, что всестороннюю заботу о недееспособных (а это несовершеннолетние и лица, страдающие недугами) общество должно взять на себя. Однако социальные основы этой заботы не должны повлиять на цивилистическую конструкцию опеки и попечительства как способов обеспечения правосубъектности граждан.
3. В гражданском праве выработаны институты, призванные устранять неопределенность в отношении лиц, сам факт существования которых неизвестен. Это особо существенно именно для гражданского права, которое призвано обеспечивать определенность в регулируемых им отношениях, их участниках (И.А. Покровский). Такими институтами являются: а) признание гражданина отсутствующим и б) объявление гражданина умершим.
Авторитетное мнение
Безвестно отсутствующим гражданин признается, а умершим объявляется. Это означает, что в первом случае констатируется факт, но не какая-нибудь презумпция, тогда как во втором случае сам факт уже не может быть выявлен, и потому его существование презюмируется.
(О.С. Иоффе)
Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Годичный срок исчисляется со дня получения последних сведений об отсутствующем, а при отсутствии таковых - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, или даже с 1 января следующего года. Имущество безвестно отсутствующего при необходимости поступает в доверительное управление лица, действующего по договору с органом опеки. Это имущество может быть использовано для осуществления сделок и выполнения обязанностей отсутствующего. При явке безвестно отсутствующего по решению суда устраняются все указанные ранее правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Объявление гражданина умершим также производится судом, если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал при обстоятельствах, дающих основания предполагать о его смерти или гибели, - в течение шести месяцев. Вместе с тем военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, является по общему правилу день вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |