Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Официальные акты высших судебных органов




Основная

Официальные акты высших судебных органов

Нормативные акты

Занятие 9, по теме 9. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Особенности правового регулирования брачных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Особенности правового регулирования родительских отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Особенности правового регулирования отношений усыновления с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

"Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (заключена в Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994)// "Бюллетень международных договоров", N 2, 1995

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ// "Российская газета", N 17, 27.01.1996

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"// "Российская газета", N 100, 05.06.2002

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"// "Российская газета", N 159, 22.08.1996

Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"// "Российская газета", N 72, 13.04.2000

Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением"// "Российская газета", N 257, 16.11.2006

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"// "Российская газета", N 92, 03.05.2006

 

Антокольская М. В. Семейное право. – М.: Юрист, 2004*

Грудцына Л.Ю. Семейное право. - М.: Юстицинформ, 2006*

Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник. – М.: Норма, 2008*

 

Влаардингербройк П. Международное усыновление (удочерение) и принцип субсидиарности // Семейное и илищное право. 2006. № 4.

Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан // СПС "КонсультантПлюс". 2009

Ерпылева Н.Ю. Статус физических лиц как субъектов международного семейного права // Законодательство и экономика. 2010. N 4. С. 55 - 66.

Маркова О.В. Алиментные обязательства в международном частном праве // Международное публичное и частное право. 2011. N 3. С. 24 - 29.

Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права: вопросы усыновления // Журнал российского права. 2012. N 5. С. 93 – 103

Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М.: Волтерс Клувер, 2007. 328 с

Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" и Федеральному закону "Об актах гражданского состояния" / О.Г. Алексеева, В.В. Андропов, А.А.

Сидлик К.В. Порядок заключения брака // Семейное и жилищное право. 2012. N 1. С. 22 – 24

Трофимец И.А. Особенности в правовом регулировании ничтожных и оспоримых браков по зарубежному законодательству // Семейное и жилищное право. 2011. N 5. С. 20 - 27.

Трофимец И.А., Ли С.Ю. К вопросу о международно-правовом регулировании брачных отношений с участием иностранцев // Семейное и жилищное право. 2010. N 6. С. 21 - 26.

Щурова И.С. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан // Общество и право. 2010. N 4. С. 99 - 105


Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Учебная программа курса "Семейное право" подготовлена с учетом положений Семейного кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 1996 года. Данная программа предназначена для подготовки юристов. В процессе преподавания учебной дисциплины "Семейное право" и ее самостоятельного изучения студентами решаются следующие основные задачи:

- выработка умений применения в практической деятельности полученных знаний и норм семейного права к решению конкретных задач в сфере брачно-семейных отношений;

- усвоение теоретических положений науки семейного права и норм семейного законодательства, а также отдельных институтов соответствующего зарубежного законодательства.

В результате изучения курса "Семейное право" студенты должны знать действующие нормы семейного права, уметь применять нормы семейного права в процессе работы по юридической специальности и ознакомиться с практикой применения семейного законодательства судами, прокуратурой, органами опеки и попечительства, воспитательными учреждениями и другими государственными органами; перспективами и основными направлениями дальнейшего развития семейного права; некоторыми положениями иностранного законодательства о браке и семье.

Учебная программа курса "Семейное право" составлена в объеме, необходимом для глубокого и полного изучения студентами основных положений семейного законодательства.

В процессе освоения курса студенты должны изучить рекомендуемые нормы Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, других федеральных законов, а также некоторых постановлений Правительства РФ. Кроме того, студентам необходимо ознакомиться с разъяснениями семейного законодательства, данными в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, ознакомиться с судебной практикой по различным вопросам.

В связи с тем, что семейное право тесно связано с гражданским правом и гражданским процессуальным правом, в курсе семейного права студентам рекомендуются для изучения соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ.

Для более полного и глубокого изучения курса полезно использовать статьи, публикуемые в журналах: "Государство и право", "Хозяйство и право", "Российская юстиция", "Законность", Закон" и др., в газетах и других источниках.

На лекциях даются основы теоретических знаний по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы семейного права, практика применения семейного законодательства. На семинарских занятиях у студентов проверяется степень усвоения теории семейного права по соответствующим вопросам, норм семейного законодательства, вырабатываются практические навыки в решении конкретных жизненных ситуаций, взятых из материалов судебной практики, органов опеки и попечительства. Усвоение курса предполагает также систематическую самостоятельную работу студентов. Система контроля усвоения студентами учебного материала включает опросы обучаемых на семинарских занятиях, индивидуальные собеседования с ними, тестирование и решение задач. Итоговой формой контроля является зачет, который имеет целью проверку теоретических знаний студентов по семейному праву, выявление наличия навыков применения полученных знаний при решении конкретных задач, а также умение самостоятельно работать с научной и учебной литературой. При подготовке к семинарским занятиям студентам необходимо уделять внимание нормативным правовым актам не только федерального уровня, но субъектов Российской Федерации.

Кроме того, при подготовке отдельных тем необходимо учитывать их специфику и особенности.

Например, особое внимание при изучении первой темы необходимо обратить на предмет и метод семейного права. Как известно из теории государства и права отрасли отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования.

Если исходить из того, что семейное право является отраслью права, то ее предметом являются личные неимущественные и имущественные отношения. Исследования правоведов позволили выявить следующие специфические черты отношений, регулируемых семейным законодательством:

1. Субъектами семейных отношений могут быть только граждане.

2. Семейные правоотношения возникают из своеобразных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство и т.д.

3. Семейные правоотношения являются, как правило, длящимися и связывают между собой близких людей: супругов, родителей и детей, других родственников.

4. Для семейных отношений характерны строгая индивидуализация их участников, их незаменимость в данных отношениях другими людьми, и как следствие этого, неотчуждаемость семейных прав и обязанностей.

5. По своему содержанию семейные отношения являются преимущественно личными и лишь затем имущественными.

6. Семейным отношениям присущ особый лично-доверительный характер, поскольку главное место в них занимают именно личные связи членов семьи.

Метод семейного права - это совокупность способов, средств, приемов регулирования отношений, входящих в предмет семейного права. В теории семейного права отсутствует единый подход к определению сущности метода семейно-правового регулирования. Увеличение числа диспозитивных норм в семейном законодательстве привело лишь к расширению применения дозволительного метода. Однако число императивных предписаний в семейном праве по-прежнему велико, что позволяет говорить о методе семейно-правового регулирования как о дозволительно-императивном.

Приведенные положения не являются аксиомой, и студент может с ними не согласиться, высказав свою точку зрения и, аргументировав ее.

Предпосылками возникновения семейных правоотношений являются, во-первых, нормы регулирующие данные общественные отношения; во-вторых, правосубъектность, в третьих, юридический факт.

Семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с момента рождения, но ее содержание зависит от возраста. С достижением определенного возраста семейная правоспособность расширяется. Так, с достижением возраста совершеннолетия появляется способность стать усыновителем, опекуном, приемным родителем.

Полная дееспособность в семейном праве, как и в гражданском, возникает с 18 лет. Однако в семейном праве для участия в семейных правоотношениях не обязательно обладать полной дееспособностью. Так, ребенок, достигший возраста 14 лет, может самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав.

Под юридическими фактами в семейном праве понимаются конкретные жизненные обстоятельства, с наличием которых нормы семейного права связывают наступление предусмотренных в них юридических последствий.

Единственным специфическим юридическим фактом является состояние. Состояние не есть какая-то разновидность юридических фактов. В одних случаях его можно отнести к событиям, в других - к действиям.

И последнее, на что следует обратить внимание - сроки исковой давности. Исковая давность применяется к семейным отношениям в строго определенных случаях. Их несколько:

1. Годичный срок исковой давности установлен для требований супруга, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации, другим супругом не было получено, о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 35 СК).

2. Трехлетний срок исковой давности установлен для требований разведенных супругов о разделе общего имущества (п. 7. Ст. 38 СК).

В этих случаях срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо, чье право нарушено, узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

3. Годичный срок исковой давности установлен для предъявления одним из супругов требования о признании брака недействительным, когда другой супруг скрыл от него наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции при вступлении в брак. Срок исковой давности исчисляется со дня, когда супруг-истец узнал или должен был узнать о сокрытии болезни супругом-ответчиком, т.е. об обстоятельствах, дающих основания требовать признания брака недействительным (п. 2. Ст. 9 СК; п. 1. Ст. 200 ГК).

Центральное место в курсе "Семейное право" занимает тема: "Брак и правовое регулирование его заключения". Именно с этого юридического факта возникают семейно-правовые отношения.

В СК отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семейного права. В теории брак определяется как сложное комплексное социальное явление, которое находится под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, экономических законов. В связи с этим существует множество различных точек зрения на понятие брака.

Проанализировав их, можно дать следующее определение брака. Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона и направленный на создание семьи.

В ст. 12 СК закреплено два условия заключения брака:

1. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.

2. Достижение ими брачного возраста.

Брачный возраст установлен в 18 лет. Лицо должно достигнуть установленного законом возраста на момент государственной регистрации заключения брака.

В соответствии со ст. 13 СК брачный возраст может быть снижен до 16 лет при наличии уважительных причин. Данный вопрос отнесен к компетенции органов местного самоуправления по месту жительства лиц, вступающих в брак. Другими словами, федеральное законодательство предусматривает возможность снижения брачного возраста не более чем на два года.

В этой же статье субъектам РФ предоставлено право в соответствующем законе устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет. Речь идет о снижении брачного возраста более чем на 2 года.

Основные положения, связанные с порядком заключения брака, содержатся в ФЗ "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 года.

Если говорить об основаниях для признания брака недействительным, то к ним прибавилось еще одно: сокрытие одним из лиц, вступающих в брак, венерической болезни или ВИЧ-инфекции. Правовое значение имеет не факт наличия заболевания, а факт его сокрытия. Круг лиц, имеющих право требовать признания брака недействительным, определен ст. 28 СК и зависит от основания признания брака недействительным в каждом конкретном случае.

В теме "Расторжение брака" особое внимание необходимо обратить на процедуру расторжения брака.

К юридическим фактам, прекращающим брак, относятся следующие обстоятельства: а) смерть супруга; б) объявление судом одного из супругов умершим; в) расторжение брака.

СК несколько изменил процедуру расторжения брака. По процедуре СК традиционно подразделяет развод, осуществляемые в органах ЗАГСа и в суде.

В органах ЗАГС предусматривается расторжение брака при взаимном согласии на это супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей (если у одного из супругов имеется несовершеннолетний ребенок, родителем или усыновителем которого не является другой супруг, то для расторжения брака в органах ЗАГС препятствий не имеется); по заявлению одного из супругов, если другой супруг судом признан безвестно отсутствующим либо недееспособным, либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3 лет. При этом срок расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства сокращен с трех лет до одного месяца.

В судебном порядке браки расторгаются в трех случаях:

1. При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, за исключением случаев, указанных выше. В этом случае суд может назначить срок для примирения в пределах трех месяцев;

2. Если один из супругов согласен на развод, но уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГС;

3. Если у супругов есть общие несовершеннолетние дети. Суд расторгает брак, причем без выявления мотивов развода, с применением мер по защите несовершеннолетних детей, если об этом нет соответствующего соглашения между супругами.

Нельзя обойти вопрос, связанный с моментом прекращения брака при его расторжении в суде. Кодекс по-новому решает данный вопрос. Ранее действовавшее семейное законодательство предусматривало двухступенчатую процедуру развода - суд, а затем орган ЗАГС. По СК моментом прекращения брака является день вступления решения суда в законную силу (ст. 25 СК) При этом суд обязан в течение трех дней направить выписку из этого решения в соответствующий орган ЗАГС.

Изучая данную тему, также необходимо уяснить, в каком порядке восстанавливается брак в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.

Серьезное внимание должно быть уделено и теме " Права и обязанности супругов". Как было сказано выше, брак порождает разнообразные по своему содержанию права и обязанности супругов (отношения между супругами).

Отношения, возникающие между супругами, подразделяются на личные неимущественные и имущественные.

Личные права и обязанности супругов тесно связаны с личностью супругов, неотделимы от нее и не могут отчуждаться. Крайне важно, что личные права и обязанности супругов не могут быть прекращены или изменены соглашением между супругами. Личным правам и обязанностям посвящена глава 6 СК, которая состоит из двух статей. В ст. 31 СК закреплен принцип равенства супругов в семье, а в ст. 32 СК закреплено право супругов на выбор фамилии при заключении и расторжении брака. Право выбора супругами фамилии при заключении брака расширено возможностью присоединения каждым супругом к своей фамилии фамилию супруга. Правда, есть ограничение, если до этого была двойная фамилия или если иное не установлено законами субъектов РФ.

Имущественные отношения между супругами регламентированы СК достаточно подробно. Как известно, наряду с существовавшим ранее правилом, по которому имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, в ГК РФ супругам предоставляется возможность заключений договора по поводу юридической судьбы приобретенного имущества (ст. 256). СК развивает данное положение, называя такое соглашение брачным договором.

Брачный договор, по своей природе, является гражданско-правовой сделкой. Однако такая сделка имеет свои особенности, которые относятся к субъектам договора; ко времени его заключения; к предмету договора и к его содержанию.

Брачный договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Если договор заключен до вступления в брак, то он вступает в силу после регистрации брака. В тех случаях, когда договор заключается между супругами, решившими определить свое имущественное положение, договор вступает в силу с момента нотариального оформления.

Предметом брачного договора могут быть только имущественные отношения между супругами. Какие-либо другие семейные отношения им не регулируются.

При изучении темы необходимо обращаться и к положениям Гражданского кодекса. Общая собственность супругов является разновидностью совместной собственности. Регламентация данных отношений, наряду с Семейным Кодексом, осуществляется нормами Гражданского кодекса (ст. 244, 253-256).

Следует обратить внимание на главу, посвященную ответственности супругов по гражданско-правовым обязательствам (гл. 9 СК). Взыскание по обязательствам одного из супругов обращается в первую очередь на имущество этого супруга. При недостаточности его имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника из общего имущества для обращения на нее взыскания.

Усилены гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора путем установления обязанности супруга-должника уведомлять об этом своих кредиторов (ст. 46 СК).

Права и обязанности родителей и детей. Конституция РФ закрепляет, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). Данная конституционная норма определяет содержание и сущность родительских прав. Родительские права предоставляются гражданам (родителям) государством, чтобы они заботились о своих детях, воспитывали их надлежащим образом (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). В соответствии с Семейным кодексом РФ каждый из родителей обладает одинаковым, равным объемом родительских прав в отношении их общего ребенка или любого из их общих детей (ч. 1 ст. 61 СК РФ), родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (ч. 1 ст. 63 СК РФ).

Согласно ст. 47 Семейного кодекса РФ основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является установление происхождения детей, удостоверенное в установленном законом порядке. Известно, что происхождение ребенка от отца может быть установлено в административном и в судебном порядке.

В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке.

Родители обязаны и должны осуществлять свои права в соответствии с интересами детей, но не действовать в противоречии с ними. Основной заботой родителей должно быть обеспечение интересов детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Опираясь на п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления (удочерения) детей", под интересами детей следует понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера), необходимых для надлежащего воспитания, содержания, образования, подготовки к самостоятельной жизни, благополучного и всестороннего развития.

Наукой семейного права выделяются следующие виды осуществления родительских прав: 1) осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; 2) осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями.

В связи с тем, что осуществление прав и обязанностей по воспитанию ребенка предполагает достаточную зрелость и самостоятельность родителей, появляется проблема осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями. Наука семейного права подразделяет несовершеннолетних родителей на две группы: состоящие в браке и не состоящие. Различие между ними состоит в том, что при вступлении несовершеннолетних лиц в брак они приобретают гражданскую дееспособность в полном объеме, а если брак не был заключен, то несовершеннолетние родители не приобретают полную дееспособность, а обладают лишь объемом дееспособности, который предусмотрен гражданским законодательством.

Алиментные обязательства членов семьи. Алименты представляют собой материальные средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одни лица другим в силу существующих между ними брачных и иных семейных отношений (например, родители детям, дети родителям, один супруг другому, одни члены семьи другим нуждающимся нетрудоспособным членам семьи).

В семейном праве Российской Федерации алиментными обязательствами признаются имущественные обязательства лиц о предоставлении алиментов, возникающие в силу существующих между ними брачных или других семейных отношений в случаях, предусмотренных законом и (или) договором.

Семейное законодательство закрепляет два порядка уплаты алиментов: по решению суда и по соглашению сторон. Исполнение алиментной обязанности по решению суда является наиболее актуальным вопросом, поскольку в российском обществе ответственность за невыполнение своего родительского долга наступает крайне редко, в частности применяются меры только в отношении злостных неплательщиков.

Следующие темы "Усыновление (удочерение) детей", "Опека и попечительство над детьми", "Приемная семья" можно объединить в одну "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей".

Ряд норм СК посвящен обязанностям граждан и должностных лиц сообщать органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения таких сведений обязаны: во-первых, провести тщательное исследование факта отсутствия попечения родителей, во-вторых, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Руководители учреждений, в которых находятся такие дети, обязаны в течение семи дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, сообщить об этом соответствующему органу опеки и попечительства. В свою очередь, орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления указанных сведений обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью, направляет сведения о таком ребенке соответствующим органам субъекта РФ.

Общие вопросы установления и прекращения опеки и попечительства, в том числе над несовершеннолетними детьми, регламентируются ГК РФ (ст. 31-40 ГК РФ). Семейный кодекс положения ГК развивает и конкретизирует.

По семейному законодательству опека и попечительство над несовершеннолетними детьми являются формами семейного воспитания, формами устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, правовыми формами защиты личных и имущественных прав детей. СК не содержит исчерпывающего перечня случаев назначения опеки и попечительства.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям), изложены в статьях СК.

Необходимо отметить, что в отдельные статьи СК выделены положения о детях, находящихся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения. Таким детям опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение этих обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

При подготовке к данной теме рекомендуется изучить ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 4 декабря 1996 г.

При изучении темы "Усыновления (удочерение) детей" необходимо обратиться к следующим основным нормативным актам: Семейному кодексу, Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновления (удочерении) детей". Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.

Порядок усыновления только судебный. В деле участвуют усыновители, орган опеки и попечительства и прокурор. В целях сохранения тайны усыновления заседание объявляется закрытым. Между усыновителем и усыновленным возникают взаимные права и обязанности, такие же, которые существуют между родителями и детьми.

Отмена усыновления возможна, в основном, по тем же основаниям, что при лишении родителей родительских прав. Есть только одно исключение: основания к отмене усыновления не включают отказ без уважительной причины взять своего ребенка из родильного дома или детского воспитательного учреждения (ст. 69, 141 СК). Особо следует обратить внимание на последствия отмены усыновления ребенка.

Правовое регулирование вопросов приемной семьи дано впервые в СК.

Институт приемной семьи возник из идеи создания детских домов семейного типа. Специфика приемной семьи заключается в том, что она не порождает прав и обязанностей родителей и детей. Граждане, желающие взять ребенка (детей) на воспитание, заключают договор о передаче ребенка с органом опеки и попечительства. Условия такого договора несколько специфичны. К ним относятся: срок, на который передается ребенок; определение порядка воспитания, образования и содержания ребенка в приемной семье; обязанности органов опеки и попечительства по отношению к приемной семье; формы контроля органов опеки и попечительства за приемной семьей; права и обязанности приемных родителей; льготы для приемной семьи; размер оплаты труда приемных родителей (он зависит от количества детей, принятых на воспитание, и устанавливается законами субъектов РФ). Дети в заключение договора никакого участия не принимают.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть прекращен досрочно: либо по инициативе приемных родителей, либо по инициативе органа опеки и попечительства.

Серьезное внимание должно быть уделено теме "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства". В последнее время вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. СК четко зафиксировал привязку к закону гражданства вступающих в брак иностранцев при определении условий заключения брака. Форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством России. Установлен приоритет российского законодательства в отношении материальных условий заключения брака в случаях, когда вступающий в брак наряду с гражданством иностранного государства имеет и российское гражданство. Лицо, состоящее одновременно в гражданстве различных иностранных государств, само выбирает, законодательство какого государства подлежит применению. В отношении лиц без гражданства, постоянно проживающих в России, действует принцип национального режима, т.е. условия заключения ими брака регулируются СК РФ.

Решение вопроса о действительности или недействительности брака, заключенного на территории РФ или за ее пределами, регулируется по-разному, в зависимости от того, гражданами какого государства являются супруги.

Расторжение браков независимо от гражданства супругов производится в России в соответствии с законодательством РФ. Российский закон регулирует и процессуальные вопросы, связанные с расторжением брака.

Применительно к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов основной коллизионной привязкой является закон страны совместного места жительства. Данное положение полностью соответствует нормам международных договоров и соглашений, в которых участвует РФ (нормативные акты указаны в списке литературы).

Отношения родителей и детей регулируются законом того государства, где совместно проживают родители и дети. При отсутствии совместного места жительства применяется закон страны гражданства ребенка, а по требованию истца возможно применение законодательства страны, на территории которой постоянно проживает ребенок.

 


Примеры контрольных заданий

По теме «Понятие и предмет семейного права. Семейные правоотношения»

Из отдельных разделов Семейного кодекса (в дальнейшем – СК) выпишите по 5 норм диспозитивного и (или) императивного характера и на основе их анализа определите сущность семейно-правового метода регулирования общественных отношений.

Выполните схему “Принципы семейного права” с указанием конкретных норм семейного права, в которых они нашли закрепление или развитие.

Составьте схему “Объекты семейных правоотношений”.

Выполните схему “Виды семейных правоотношений” и со ссылкой на отдельные нормы СК РФ приведите 2-3 их примера.

Выполните схему “Юридические факты в семейном праве”.

Выполните схему “Виды сроков в семейном праве”.

Раскройте основные положения применения в семейном праве сроков исковой давности.

 

По теме «Источники семейного права»

Раскройте сущность нахождения семейного законодательства в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

С указанием времени принятия и источника опубликования выпишите и дайте краткую характеристику международно-правовых актов по семейному праву.

Назовите нормы гражданского права, которые, на ваш взгляд, могут субсидиарно применяться к семейным отношениям.

С указанием времени принятия и источника опубликования выпишите основные постановления Пленума Верховного Суда РФ по семейным делам и раскройте их содержание.

 

По теме «Брак и правовое регулирование его заключения»

Сформулируйте понятие брака по семейному праву и раскройте его сущность.

Выполните схему "Признаки брака по российскому семейному праву"

Выполните схемы “Условия заключения брака”, “Препятствия к заключению брака”.

Раскройте порядок снижения брачного возраста и укажите юридические последствия снижения брачного возраста.

Выполните схему “Основания признания брака недействительным”

Выполните схему “Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным”

Выполните схему “Правовые последствия признания брака недействительным”.

Охарактеризуйте обстоятельства, устраняющие недействительность брака, и основания их применения судом.

 

По теме «Права и обязанности супругов»

Выполните схему “Виды прав и обязанностей супругов”

Исследуйте вопросы перемены фамилии гражданами на основании общих норм российского права и выбора фамилии супругами при заключении и расторжении брака согласно нормам семейного права.

Составьте схему “Виды имущественных прав и обязанностей супругов”.

Раскройте сущность презумпции согласия одного супруга на совершение одним из супругов сделок по распоряжению совместным имуществом супругов и установленные законом исключение из нее.

Дайте понятие личного имущества каждого из супругов, раскройте его содержание и определите, при каких условиях оно может быть признано общим имуществом супругов.

 

По теме «Расторжение брака»

Выполните схему "Основания прекращения брака".

Дайте понятие расторжения брака и определите общие и отличительные черты расторжения брака и прекращения брака.

Составьте сравнительную таблицу “Особенности расторжения брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака и при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака”.

Выполните схему “Правовые последствия прекращения брака”.

 

По теме «Права и обязанности родителей и детей»

Со ссылкой на нормы семейного права определите основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей.

Раскройте порядок установления происхождения ребенка от родителей, состоящих в браке и не состоящих в браке.

Определите порядок государственной регистрации установления отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка.

Охарактеризуйте особенности государственной регистрации установления отцовства в отношении лица, достигшего совершеннолетия.

Рассмотрите порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка при применении искусственных методов репродукции человека.

Выполните схему "Виды прав и обязанностей родителей и детей".

Раскройте особенности осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями.

Составьте сравнительную таблицу оснований, порядка и правовых последствий лишения родительских прав, ограничения родительских прав и отобрания детей у родителей.

 

По теме «Алиментные обязательства членов семьи»

Охарактеризуйте существенные отличия семейно-правовых алиментных обязательств от гражданско-правовых обязательств, связанных с платежами в пользу граждан (ренты, пожизненного содержания с иждивением и т.п.)

Выполните схему «Виды алиментных обязательств»

Составьте сравнительную таблицу отдельных видов алиментных обязательств по семейному праву, исходя из таких признаков, как: основания возникновения, субъектный состав, формы и размер уплачиваемых алиментов и т.п.

Раскройте порядок взыскания алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей.

Выполните схему “Способы и формы уплаты (взыскания) алиментов”.

 

По теме «Усыновление (удочерение) детей»

Со ссылкой на соответствующие нормативные акты раскройте понятия “дети – сироты”, “дети, оставшиеся без попечения родителей”, “лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, “безнадзорный ребенок” и “беспризорный ребенок” и покажите их соотношение.

Составьте схему “Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей”.

Составьте схему “Формы семейно-общественного воспитания (устройства) детей, оставшихся без попечения родителей” и дайте их краткую характеристику.

На основании соответствующих нормативных актов раскройте порядок усыновления ребенка.

 

По теме «Приемная семья»

Составьте схему “Черты приемной семьи” и раскройте их содержание

Выпишите нормативно-правовые акты России и субъектов РФ, содержащие нормы о приемной семье, и охарактеризуйте их.

Сформулируйте дефиницию и определите правовую природу (отраслевую принадлежность) договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

По теме «Опека и попечительство над детьми»

Определите, в чем состоит сходство и различие фактического воспитания чужого ребенка, воспитания ребенка в приемной семье и в порядке опеки и попечительства.

Определите, в чем состоит сходство и различие опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Составьте схему “Права и обязанности опекунов и попечителей”.

Составьте схему “Права детей, находящихся под опекой (попечительством)” и раскройте их содержание.

 


Литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.