Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет, метод и система трудового права 6 страница




 

— свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5);

 

— добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т. е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);

 

— реальность принимаемых сторонами на себя обязательств:

 

сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);

 

— систематичность контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;

 

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.

 

Целью как коллективного договора, так и соглашений является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством.

 

§ 5. Коллективный договор

 

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК).

 

 

В этом легальном понятии кратко указаны стороны и содержание коллективного договора. Это всегда двусторонний акт. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

 

Ныне все более возрастает роль коллективного договора как локального специфического источника трудового права, учитывающего конкретную специфику данного производства.

 

Сторонами коллективного договора являются работники одной какой-то организации, т. е. трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель. Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения переговоров и составления проекта коллективного договора выделяются представители каждого из этих профсоюзов с учетом количе­ства их членов.

 

Поскольку проект коллективного договора, как правило, утверждает общее собрание (конференция) трудового коллектива', то сторонами его являются трудовой коллектив работников организации и работодатель. От сторон коллективного договора надо отличать лиц, которые указаны в договоре как конкретные исполнители определенных обязательств сторон. Их принято называть субъектами-исполнителями коллективного договора.

 

Моментом начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим представителем работников, о формировании комиссии для переговоров и разработки коллективного договора. Если со стороны работников выступают несколько представителей (когда несколько профсоюзов), то они в течение пяти календарных дней формируют единый представительный орган для заключения единого договора.

 

Инициатором заключения и изменения коллективного договора вправе выступать любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив, профсоюзный орган.

 

Единый проект коллективного договора обсуждается сначала работниками в подразделениях предприятия, затем дорабатыва-

 

Кодекс не указал порядок принятия коллективного договора, а ст. 42 предусматривает, что порядок разработки его проекта и заключения определяется сторонами в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривает его принятие на общем собрании работников. Этот Закон более подробно регламентирует также порядок обсуждения коллективного договора.

 

 

ется с учетом их замечаний; доработанный проект утверждается общим собранием (конференцией) и подписывается всеми участниками единого представительного органа. Если в представительном органе возникают разногласия или такой орган не создан, то общее собрание (конференция) может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить проф-органу, разработавшему проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием коллек­тивный договор от имени трудового коллектива организации. Если участвуют разные профсоюзы и не достигают согласия, каждый может от имени представляемых им работников предложить заключить приложение к единому коллективному договору. Подписанный сторонами договор в 7-дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

 

Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны через своих представителей.

 

Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида:

 

— нормативные, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (дополнительные отпуска, выходные дни, различные доплаты, виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, производственные надбавки к пенсиям, дополнительные права профкома организации и иные сверх законодательства права и льготы). Статья 41 ТК более подробно указывает это. Они действуют весь срок действия коллективного договора;

 

— обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;

 

— организационные — о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т. п.

 

Условия договора, ухудшающие против законодательства условия труда, считаются недействительными.

 

По структуре коллективные договоры могут содержать от двух до восьми и более разделов (как договорятся стороны). Но почти во всех договорах есть разделы об оплате, охране труда, о повышении квалификации. Частью договора являются приложе-

 

 

ния к нему, конкретизирующие по цехам, подразделениям меры по улучшению условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т. д.

 

Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Следовательно, он улучшает против законодательства эти условия и развивает производственную демократию. Ныне возросла регулятивная роль коллективного договора, и его локальные нормы права расширяются. Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального партнерства, а также средством укрепления дисциплины труда (работники берут обязательства и в этой области) и направлен на совершенствование производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда, повышение его производительности. В этом и состоит народнохозяйственное, производственное значение этого договора.

 

Порядок заключения коллективного договора установлен законом. Коллективный договор заключается на предприятиях, в организациях, учреждениях, а согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» — и в производственных кооперативах (правлением кооператива с работниками — не членами кооператива). Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации. Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, установленного в договоре. Стороны могут продлить его действие на срок не более трех лет. По окончании срока он продолжает действовать до момента заключения нового договора или изменения, дополнения сторонами действующего. Свое действие коллективный договор сохраняет и в случае изменения состава, структуры, наименования, органа управления организации, увольнения ее руководителя. При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем по инициативе одной из сторон может быть пересмотрен. При смене формы собствености производства он сохраняет свое действие в течение трех месяцев, когда стороны могут начать переговоры о заключении нового или сохранении, изменении и дополнении действующего коллективного договора.

 

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособленного подразделения.

 

 

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют стороны и их представители, а также органы по труду. Стороны отчитываются о выполнении договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

 

Изменения коллективного договора производятся в том же порядке, какой установлен для его заключения.

 

§ 6. Социально-партнерские соглашения

 

В первые годы советской власти и до 1933 г. (когда была введена централизованная тарифная система) в нашей стране существовали отраслевые тарифные соглашения, устанавливавшие тарифы оплаты труда в конкретных отраслях народного хозяйства (их обычно называли отраслевыми коллективными договорами), но они не были четко урегулированы трудовым законодательством. Этот вид правовых договоров появился лишь с принятием Закона РФ 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях».

 

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории. Это понятие соглашения указывает на его стороны, предмет ре­гулирования и четыре возможных уровня или вида социально-партнерских соглашений выше уровня предприятия, организации. Поэтому регулирование условий труда соглашениями мы относим к централизованному в отличие от локального — коллективно-договорного.

 

Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта) предусмотрено в ст. 3 Закона; этой же статьей запрещено включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Соглашение — это вид правового договора коллективного значения представителей работников и работодателей с участием представителей органа исполнительной власти, заключенный на централизованном уровне (Федерации или ее субъекта и др.) по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

 

Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их содержания):

 

— генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, например Генеральное соглашение между общероссий-

 

 

скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996—1997 годы (Российская газета. 1996. 16 янв.). Федеральный уровень может быть также и у отраслевого (межотраслевого) соглашения. Таким образом, есть два вида федеральных соглашений, и в каждом из них свои субъекты и свое содержание. ТК профессиональный уровень не предусматривает;

 

— региональное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона;

 

— отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, устанавливающее нормы оплаты и другие условия труда и социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Отраслевое соглашение может быть не только федеральным, но и региональным;

 

— территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

 

Все эти виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двух- или трехсторонними (трипартизм), когда третьей стороной является соответствующий орган исполнительной власти. Соглашения, которые предусматривают какое-то бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителя соответствующего органа исполнительной власти.

 

Участниками соглашений могут быть на федеральном уровне:

 

генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ;

 

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие отраслевые общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы и Министерство труда РФ.

 

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе этих субъектов участниками соглашений могут быть:

 

регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган исполнительной власти субъекта;

 

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган по труду субъекта РФ;

 

 

территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные их представительные органы) и соответствующий орган местного самоуправления.

 

К заключению и действию социально-партнерских соглашений, так же как и к коллективным договорам, относятся принципы, указанные ранее, а также порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договора и соглашения.

 

Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем.

 

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются трехсторонней комиссией. Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК).

 

Термин «социальные партнеры» закреплен в Конвенции МОТ № 87 (1948 г.) «Свобода ассоциации и защита права на организацию», определившей право социальных партнеров (работников и предпринимателей) на защиту своих интересов, а также право организации трудящихся и предпринимателей свободно выбирать своих представителей и формулировать свою программу действий. Конечно, эти программы отражают противоположные интересы труда и капитала. Поэтому для социального мира необходимо их социальное партнерство как условие обеспечения развития экономики страны.

 

Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на:

 

— улучшение условий труда работников, повышение его оплаты;

 

— обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников;

 

— повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников;

 

— обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого.

 

Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения, устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением. Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров (сторон соглашения). Подписанное соглашение в 7-дневный срок направляется представителями работодателей на федеральном уровне—в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта федерации — в орган по труду данного субъекта для уведомительной реги-

 

 

страции. Если этот орган при регистрации выявит в соглашении условия, противоречащие трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения. Этот порядок действует и при внесении изменений и дополнений в соглашение.

 

Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны и их представители, а также соответствующие органы по труду.

 

Ответственность представителей работодателей за уклонение от участия в переговорах или необеспечение в срок работы соответствующей комиссии установлена Законом (ст. 25—28) — штраф до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый судом. Эти лица несут такую же ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения, а виновные в непредоставлении информации для коллективных переговоров или осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения несут или такую же ответственность, или дисциплинарную. Для представителей профсоюзов и исполнительного органа власти правовой ответственности Закон не устанавливает.

 

ТК несколько иначе в гл. 8 представляет ответственность сторон социального партнерства. В ст. 52 предусмотрена правовая ответственность для представителей сторон, уклоняющихся от участия в коллективных переговорах по заключению и изменению соглашения или коллективного договора: они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.

 

Статья 53 ТК предусматривает также правовую ответственность и представителей работников (а не только работодателей) за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению или коллективному договору. Они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.

 

Нормативные акты и литература по теме б

 

Конвенция МОТ № 87 «Свобода ассоциации и защита права на организацию» (1948). Резюме международных правовых норм // Женева, 1988. С. 5.

 

Конвенция МОТ № 98 «Право на организацию и ведение коллективных переговоров» (1949). Там же. С. 6.

 

Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981). Там же. С. 9.

 

Трудовой кодекс. Раздел II.

 

Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» (в редакции от 24 ноября 1995) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558.

 

 

Закон РФ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 11, 13) // Российская газета. 1996. 20 янв.

 

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» //СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.

 

Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Утвержден постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229 // СЗ РФ. 1999. № 46. Ст. 5572.

 

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительства Российской Федерации на 2000—2001 годы // Российская газета. 1999. 31 дек.

 

Власов В. Н. Соглашения и коллективные договора // Государство и право. 1995. № 8.

 

Комментарий к законодательству о коллективных договорах и соглашениях. М.: Республика, 1993; Комментарий к законодательству о коллективных договорах и соглашениях / Под ред. проф. И. О. Снигиревой М., 1996.

 

Курс российского права. Т. I, ч. общая. СПб., 1996.

 

С. 552-558.

 

Нуртдинова А. Ф; Хохрякова О. С. Некоторые проблемы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений // Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. Труды НИИЗ. № 60. М., 1995.

 

Силин А. Содержание коллективных договоров и соглашений //Профсоюзы и экономика. 1996. № 3.

 

Шебанова А. И. Соглашения и коллективные договоры // Государство и право. 1993. № 3.

 

 

РАЗАЕЛ II

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

ТЕМА 7

 

СОДЕЙСТВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ

 

План

 

Гарантии права на труд и их связь с правом на обеспечение занятости. Государственная политика в области содействия занятости. Общая характеристика законодательства о занятости. Понятия занятости, обеспечения занятости и безработного. Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройства. Государственная служба занятости, ее права и обязанности. Социальные гарантии при потере работы и безработице. Правовой статус безработного.

 

§ 1. Гарантии права на труд и их связь с правом на обеспечение занятости. Государственная политика в области содействия обеспечению занятости

 

Два основных принципа правового регулирования труда конкретизируются в нормах института обеспечения занятости и трудоустройства: принцип обеспечения свободы труда и занятости, запрещающий принудительный труд и дискриминацию в труде, и принцип обеспечения права на труд и защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице (ст. 17, 18, 32, 34 и 37 Конституции РФ). Оба они обеспечиваются юридическими гарантиями.

 

Гарантии трудовых прав — это условия, средства и способы обеспечения реализации и защиты их от нарушений. Гарантии могут быть социально-экономические (условия), юридические и организационные. И одно право может быть гарантией другого, более емкого. Так, одной из существенных ныне гарантий обеспечения права на труд является право гражданина на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора занятости, бесплатное содействие Федеральной службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве, бесплатное обучение новой про-

 

 

фессии (специальности), повышение квалификации через службу занятости, предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданной заявкой подходящей работы выпускникам учебных заведений, правовую защиту от необоснованного увольнения и др. Это лишь основные гарантии. Каждая из — них довольно емкое понятие, гарантированное определенной системой норм трудового законодательства. Гарантии реализации права на труд являются в то же время и гарантиями обеспечения занятости, поскольку реализовать свое право на труд — значит быть занятым.

 

Принципы государственной политики в области содействия занятости закреплены в ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». В новой его редакции подчеркивается, что государство проводит политику содействия реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей граждан без всякой дискриминации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, обеспечение социальной защиты в области занятости и помощь особо нуждающимся в трудоустройстве, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие рабочие места и создающих новые, и др. Согласно ст. 12 Закона РФ о занятости государство гарантирует гражданам свободу выбора деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приме на работу, а безработным — обеспечение социальной поддержки, бесплатную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, возможность заключения срочных трудовых договоров на оплачиваемые общественные работы. В Законе РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение занятости инвалидов путем проведения различных мероприятий, способствующих их жизнедеятельности и повышению конкурентоспособности в сфере труда (ст. 20—24).

 

В учебнике «Трудовое право» под ред. профессора О. В. Смирнова (М., 2001. С. 137) в 4-м издании появилось новое название данного института трудового права: «Основы правового регулирования рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости». Не могу согласиться с таким изменением названия, потому что, во-первых, это противоречит Филадельфий-

 

 

ской Декларации 1944 г., включенной в Устав МОТ, которая прямо предусмотрела, что «труд не является товаром». А раз так, то он и не должен продаваться на рынке, где продаются только товары. То, что часто у нас ныне употребляют старый, отживший свой век термин «рынок труда», а в указанном учебнике еще подчеркивает­ся его правовое регулирование трудовым правом, что неверно по существу, свидетельствует лишь об определенном консервативном догматизме.

 

Во-вторых, замена «рынком труда» слова «обеспечение занятости» противоречит также и Европейской социальной хартии, так как она обязывает государства обеспечить эффективное осуществление права на труд (а не регулировать рынок труда, как сказано в данном учебнике), имея в виду достижение полной и эффективной занятости.

 

В-третьих, указанная замена противоречит и действующей в России Конвенции МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости», провозглашающей главной целью государственной деятельности активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения в целях роста экономики, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы. Российский Закон о занятости населения в своей преамбуле также это подчеркивает. Именно он направлен на содействие обеспечению занятости и трудоустройства. Трудовой кодекс не имеет, как указывалось ранее, ссылок на этот Закон и не воспроизводит его норм.

 

§ 2. Общая характеристика законодательства о занятости

 

Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства осуществлялось и раньше, но указанным Законом оно усилено, поскольку у нас появилась безработица, которой не было с 1930 г. Рыночная экономика создала безработицу и необходимость содействовать безработным в трудоустройстве.

 

Еще Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., в ст. 23 провозгласила, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН в 1966 г., предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. А Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ закрепила обеспечение занятости. Международные нормы вошли в государственную по-

 

 

литику Российской Федерации в области занятости и в право. И ныне мы имеем уже систему российского законодательства в области занятости, в которую входят:

 

статья 37 Конституции РФ, предусматривающая защиту от безработицы, на что направлена такая важная ее гарантия, как содействие обеспечению занятости и трудоустройству;

 

статья 23 (п. 1) Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г., предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 января 1993 г.;

 

Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»» (в редакции от 22 марта 1996 г.);

 

Положение о Федеральной службе занятости, конкретизирующее основные задачи, права и обязанности этой службы, предусмотренные указанным Законом. С 1 декабря 2000 г. действует положение о Департаменте этой службы в системе Минтру-да РФ;

 

постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (с изменениями от 12 ноября 1999 г.) — органы местного самоуправления по согласованию с органами службы занятости создают рабочие места для безработных на этих общественных работах, на которые безработный принимается временно, и в этот период на него распространяется трудовое законодательство как на временного работника; одновременно он может получать в органе службы занятости пособие по безработице;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.