Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налогового права




  1. принцип юридического равенства налогоплательщиков, плательщиков сборов означающий, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п.2 ст.3 НК РФ);
  2. принцип всеобщности налогообложения, устанавливающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ, п.1 ст.3 НК РФ);
  3. принцип равного налогового бремени, предполагающий учет законодателем фактической способности налогоплательщика к уплате налога (п.1 ст.3 НК РФ) и запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства и места происхождения капитала (п.2 ст.3 НК РФ);
  4. принцип, запрещающий налоги и сборы, если они препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав (п.3 ст.3 НК РФ);
  5. принцип, запрещающий произвольность налогообложения и предусматривающий, что налог должен иметь именно экономическое (а не какое-либо иное) основание (п.3 ст.3 НК РФ);
  6. принцип ясности налогового законодательства, предусматривающий, что нормы налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п.6 ст.3 НК РФ).

Кроме того, данный принцип подразумевает, что в ситуациях различного понимания налогового законодательства участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками и налоговыми органами) приоритет отдается "слабой" стороне, т.е. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика. Очевидно, что такое толкование в пользу налогоплательщика должен осуществить, в первую очередь, суд, однако, и вышестоящие налоговые органы также обязаны руководствоваться этим принципом при рассмотрении жалоб налогоплательщиков.

Можно говорить о том, что п.7 ст.3 НК РФ закрепляет презумпцию добросовестности налогоплательщика. Этот принцип связывает возникновение налоговой обязанности, а также принудительное ее исполнение и привлечение к ответственности с определенным уровнем качества налоговых законов, делающих их доступными пониманию каждого налогоплательщика. Так, например, привлечение к ответственности за совершение некоторых правонарушений, предусмотренных в НК РФ, невозможно именно в силу недоступности понимания содержания правовой нормы.

На этапе становления и дальнейшего развития российской налоговой системы, особое значение имеет правовая оболочка, которая облекает реальные связи между абстрактным государством и конкретным налогоплательщиком в юридически значимые действия. Качество налоговых нормативных актов, их ясность, простота, непротиворечивость существенно влияют на процессы отторжения или восприятия налоговой системы обществом, способствуют формированию уважения налогоплательщиков к своим налоговым обязанностям.

В результате изменений, внесенных в ст.3 НК РФ, утраченным оказался принцип справедливости налогообложения, который присутствовал в п.1 этой статьи. Представляется, что отказ законодателя от использования принципа справедливости свидетельствует об отходе от правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных по вопросам ответственности налогоплательщиков и размере налогового изъятия.

В принципе справедливости налогообложения должно проявляться самоограничение государства в своем фискальном интересе, недопустимость непомерного налогообложения применительно и к отдельному налогоплательщику, и уровню налоговых изъятий в целом. В то же время, этот принцип указывает на непризнание за налогоплательщиком права на отказ от уплаты налогов или использование неправомерных способов уменьшения налогообложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.