КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок образования, изменения и упразднения муниципальных образований
Виды муниципальных образований. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях: • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга). Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом. Состав муниципальных образований в конкретных субъектах Федерации весьма изменчив — причины разного рода приводят к появлению новых муниципальных образований, к упразднению некоторых из действующих, к изменению границ между муниципальными образованиями, к иным существенным изменениям их статуса. Все эти отношения требуют своего нормативного упорядочения. Для описания изменений муниципально-территориального устройства на нормативном уровне основными являются категории "образование", "преобразование", "упразднение"; остальные категории, такие, как "объединение", "выделение", "разделение" и т. п., служат их детализации. Образование муниципальных образований — это процесс создания самостоятельных или внутригородских муниципальных образований. Данный процесс должен основываться на волеизъявлении населения обособляемых территорий и заключается в "закладке" на обособляемых территориях обязательных для муниципального образования признаков: самостоятельной структуры местного самоуправления (включающей выборный представительный орган местного самоуправления), муниципальной собственности, местного бюджета. Юридически создание нового образования фиксируется в его уставе, принимаемом непосредственно населением обособляемой территории или ранее избранным представительным органом местного самоуправления, и окончательно — в акте государственной регистрации этого устава. Хотя появление подлинно самостоятельного муниципального образования требует еще и включения нового образования в состав субъектов межбюджетных отношений. Образование муниципальных образований протекает в форме: 1) объединения двух или более муниципальных образований в одно новое, 2) разделения муниципального образования на два и более новых, 3) выделения одного муниципального образования из состава другого, 4) выделения территорий из двух и более муниципальных образований с целью их последующего объединения в одно новое муниципальное образование, 5) придания статуса муниципального образования вновь возникшим населенным пунктам и вновь присоединенным к субъекту Федерации территориям. Упразднение муниципальных образований — это процесс прекращения существования самостоятельных или внутригородских муниципальных образований. Процесс упразднения противоположен процедуре образования новых муниципальных образований; его суть — в утрате действующим муниципальным образованием конституирующих признаков: обособленной муниципальной собственности, собственного бюджета, самостоятельной структуры самоуправления, включающей представительный выборный орган. Однако порядок упразднения в принципе совпадает с порядком образования муниципальных образований и предполагает решение тех же вопросов, что решаются при образовании муниципальных образований. Здесь также необходимо первичное волеизъявление населения или учет его мнения по вопросу о возможности упразднения муниципального образования, если, конечно, последнее не упраздняется в связи с утратой признака населенности, например, по причине выезда людей в другую местность. К сожалению, демографический кризис выражается в умирании целых населенных пунктов. В Свердловской области областным Законом от 7 августа 1996 г. по этой причине упразднено 43 населенных пункта. Упразднение муниципальных образований может быть связано: 1) с объединением двух и более муниципальных образований в одно новое, 2) разделением муниципального образования на два и более новых, 3) присоединением к муниципальному образованию новых территорий, населенных пунктов с последующим созданием на базе муниципального образования и присоединенных к нему земель нового муниципального образования, 4) с вхождением земель одного муниципального образования в состав другого, 5) прекращением существования местного сообщества, на базе которого ранее было создано муниципальное образование, 6) с утратой местным сообществом, на базе которого ранее было создано муниципальное образование, способности к самостоятельному существованию. Юридически упразднение муниципальных образований должно завершаться процедурой их исключения из реестров муниципальных образований, один из которых ведется на федеральном уровне, а второй — на уровне субъекта Федерации. В случаях исчезновения местных сообществ или их> недееспособности (невозможность собрать сход, собрание жителей в течение длительного времени; самороспуск представительного органа местного самоуправления и т. д.) решения об упразднении соответствующих муниципальных образований, видимо, вправе принимать органы государственной власти субъектов Федерации. Преобразование муниципальных образований — это процесс существенного изменения статуса действующих муниципальных образований без их упразднения. В широком смысле преобразование есть любое изменение статуса муниципального образования, которое влечет изменение устава последнего. В узком смысле преобразование заключается в изменении территориальных рамок муниципального образования. Здесь требуется не только изменение устава, но и обязательный предварительный учет мнения населения либо муниципального образования в целом, либо тех его территорий, чей статус подлежит непосредственному изменению. Преобразование муниципальных образований в узком смысле может осуществляться путем: 1) изменения границ между сопредельными муниципальными образованиями, 2) выделения из преобразуемого муниципального образования вновь создаваемого муниципального образования, 3) выделения в составе города одного или более внутригородских муниципальных образований, 4) вхождения в состав города на правах внутригородских муниципальных образований новых территорий, населенных пунктов. К существенным преобразованиям, не связанным с изменением территориальных границ муниципальных образований, относятся, например: 1) перенос их центров из одних населенных пунктов в другие, 2) смена их наименований, наименований их центров, 3) изменение административного статуса населенного пункта, в границах которого действует муниципальное образование (преобразование поселка в город и т. д.). Любые преобразования муниципальных образований, влекущие изменения их уставов, подлежат государственной регистрации. Своеобразно решен вопрос об образовании, преобразовании, упразднении муниципальных образований в Законе Свердловской области "О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Свердловской области" от 12 ноября 1997 г. Данные процедуры максимально приближены областным законодателем к предусматриваемым гражданским законодательством процедурам образования, реорганизации, ликвидации юридических лиц (гл. 4 ГК РФ). Под образованием муниципального образования понимается создание нового муниципального образования, не сопряженное с преобразованием или упразднением других муниципальных образований. Упразднение — прекращение муниципального образования без передачи его территории, прав и обязанностей другим муниципальным образованиям в порядке правопреемства. Упразднение может иметь место только при утрате им признака населенности. Преобразование — объединение, разделение, выделение, присоединение муниципальных образований, а также приобретение или утрата ими части населенной территории. Приобретение или утрата муниципальными образованиями части ненаселенной территории не рассматриваются как формы преобразования и осуществляются в более упрощенной процедуре, чем процедура преобразования. Не рассматриваются как формы преобразования перенос центров муниципальных образований, изменения их наименований. В условиях существования сложившейся системы районных муниципальных образований, охватывающих собой всю территорию субъекта Федерации (а именно это имеет место в Свердловской области), изложенное толкование образования и преобразования делает процедуру образования неработающей, поскольку образовать новое муниципальное образование можно только на территории субъекта Федерации, не входящей в состав действующего муниципального образования, а таких территорий просто нет! При данном положении вещей речь может идти только о процедурах преобразования существующих муниципальных образований. Однако в случае перехода субъекта Федерации к одноуровневой модели местного самоуправления, при которой в качестве муниципальных образований могут выступать исключительно городские и сельские поселения, но не районы, приведенное толкование процедуры образования окажется приемлемым. Данная процедура будет необходима, например, при создании муниципального образования во вновь возникшем населенном пункте. Формы преобразования муниципальных образований толкуются в Законе Свердловской области следующим образом. Объединение — слияние двух или более муниципальных образований в одно новое муниципальное образование с переходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся муниципальных образований к вновь возникшему муниципальному образованию. Разделение — разделение одного муниципального образования на два и более муниципальных образований. При этом разделяемое муниципальное образование прекращается с передачей его территории, прав и обязанностей вновь создаваемым муниципальным образованиям. Выделение — создание одного или нескольких муниципальных образований путем выделения их из состава преобразуемого муниципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего. Присоединение — вхождение одного муниципального образования в состав другого с передачей преобразуемому муниципальному образованию своей территории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существования. Приобретение (утрата) части населенной территории — передача одним муниципальным образованием другому муниципальному образованию части его территории с расположенным на ней поселением (частью поселения). Таким образом, создание и прекращение муниципальных образований в ходе объединения, разделения, присоединения, выделения не рассматривается в анализируемом Законе как образование и упразднение, видимо, потому, что при преобразовании муниципальных образований в названных формах решаются сложные вопросы правопреемства, перехода от одних муниципальных образований к другим прав, обязанностей, что исключено при образовании, упразднении муниципальных образований в том их значении, которое заложено в данном Законе. Приведем фрагмент анализируемого Закона, где и определяются отношения правопреемства. Следует заметить, что законодатель Свердловской области одним из первых в стране попытался поставить и урегулировать вопросы правопреемства в сфере образования, преобразования, упразднения муниципальных образований, которые ранее по большей части находились вне правового пространства.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |