КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления
Правовые формы деятельности.Основными формами правовой деятельности местных представительных органов являются правотворчествои правоприменение.По общему мнению, правоприменение — наиболее распространенная форма правовой работы представительных органов местного самоуправления. Применение правовых норм признается формой и необходимым условием реализации законодательства. Подчер кивая это назначение правоприменительных актов, В. А. Пер-тцик отмечает, что они выполняют функции реализации законодательства и обеспечения существующих правоотношений1. С. С. Алексеев указывает, что названные акты есть формы бытия, реального существования государственно-властных велений, инструменты, при помощи которых проводится решение юридических дел2. В приведенных суждениях общей является позиция о том, что акты применения права служат цели воплощения правовых норм, установленных государством. Правовые акты представительных органов местного самоуправления. Порядок подготовки и принятия. Издание правовых актов представительными органами местного самоуправления обусловлено публично-правовым характером их деятельности. Данное право закреплено в законодательстве. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование, виды актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставами муниципальных образований. Таким образом, подробно регламентированная прежде правовая деятельность местных органов власти сегодня отличается значительной степенью свободы усмотрения. При этом она может быть реализована только в рамках предусмотренных законом требований. Имеется в виду, что издание правовых актов осуществляется лишь по вопросам ведения представительных органов местного самоуправления. По своему содержанию их правовая деятельность носит подзаконный характер, т. е. осуществляется на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Правотворческая (нормотворческая) деятельность местных органов власти направлена на регулирование различных сторон общественной жизни, установление должного правового порядка'. Следует добавить, что нормотворческая работа связана также с восполнением существующих пробелов в законодательстве и конкретизацией законодательных норм. В современных условиях деятельности местных представительных органов, когда сфера их правотворческой работы расширена самим законодателем, доля нормотворческих актов возрастает. Ее трудно выразить в суммарной величине в сопоставлении с актами применения права, но говорить об устойчивой тенденции увеличения нормативных документов можно с полным основанием. Виды правовых актов. Они соответствуют формам правовой деятельности представительных органов местного самоуправления. В литературе отмечаются различные основания классификации правовых актов: по юридическим свойствам; юридической силе; теории и времени действия; порядку издания4. Классификация актов по юридическим свойствам позволяет различать нормативные и ненормативные акты. Нормативные акты устанавливают или содержат правовые нормы. Теорией права сформулированы основные признаки, указывающие на нормативный характер правового документа. Это: неконкретность адресата, возможность неоднократ ного применения и сохранение действия предписания независимо от его исполнения1. Достаточно наличия этих признаков, чтобы считать правовой акт нормативным. Нормативные акты регламентируют наиболее важные общественные отношения, устанавливают общие положения, адресованные широкому кругу субъектов. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. таковыми признаются акты, закрепляющие общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления, регламентирующие иные вопросы, находящиеся в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления. Нормативный характер носят основные финансовые и плановые документы. Речь идет о бюджетах, планах и программах социально-экономического развития муниципальных образований. Так, О. Е. Кутафин подчеркивает, что хозяйственные планы, утверждаемые местными представительными органами, являются важнейшим видом нормативных плановых актов. Содержащиеся в них предписания обладают всеми необходимыми общими признаками правовой нормы2. В литературе высказывалась и другая точка зрения в отношении природы плановых актов. Г. И. Петров характеризовал их как акты общего значения, т. е. не имеющие ни нормативного, ни индивидуального характера'1. Важнейшими нормативными актами являются документы, устанавливающие организацию и порядок проведения местных референдумов, собраний, уличных шествий и демонстраций. Нормативными являются акты Дум, утверждающие уставы муниципальных образований, организацию территориального общественного самоуправления. Таковыми же выступают акты, устанавливающие административную ответственность должностных лиц и граждан, находящихся на территории муниципального образования. Отличительной особенностью является то, что в таких актах содержатся меры государственного, властного воздействия (административные взыскания) на субъектов правонарушений. Ненормативные акты, которые часто именуются индивидуальными актами применения нормы права, не содержат правовых норм, они направлены на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений. Ненормативные акты принимаются местными представительными органами власти по кадровым вопросам (выборы руководящих органов, утверждение постоянных комиссий, избрание и освобождение от должности руководителей этих комиссий и т.д.). Таким образом, ненормативные правовые акты преимущественно посвящены внутренним вопросам, связанным с совершенствованием структуры, организационных форм и методов деятельности местных органов представительной власти. Правовые акты следует различать по порядку издания. Общим правилом ранее являлось то, что они вступают в силу с момента их принятия и подписания руководителем Думы или председательствующим на заседании местного представительного органа. Однако ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. закрепляет особое положение в отношении нормативных правовых актов. Они вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), поскольку затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. Наименования правовых актов. Конкретное наименование правовых актов представительного органа местного самоуправления устанавливается в уставе муниципального образования. Союзное и республиканское законодательство прошлых лет закрепляло в качестве правовых актов местных представительных органов два вида: решения и распоряжения. Ведущее место в системе актов занимали решения. Справедливо считалось, что в решениях выражается общая воля выборных представителей народа. Решениями регулировались все наиболее важные вопросы местной жизни, хотя конкретный перечень отношений, регламентируемых решениями, не определялся. Наверное, в этом не было особой необходимости, и поэтому правовая деятельность местных органов власти строилась исходя из практического опыта и теоретических выводов юридической науки. При рассмотрении конкретных вопросов применялись правовые акты в форме распоряжений. В то же время отчетливо просматривалась связь между юридическими свойствами правового акта и его наименованием (формой). Нормативному акту соответствовали решения, ненормативному — распоряжения. Подобное соотношение остается действенным и на современном этапе деятельности представительных органов местного самоуправления. На практике городская Дума принимает решения и постановления. Решения как нормативные правовые акты, принятые в пределах компетенции Думы, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города государственными, муниципальными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами. Решения гордумы подписываются Главой муниципального образования. Они могут быть им возвращены для повторного рассмотрения Думой. В случае, если решение принимается повторно, Глава города подписывает его либо обращается в суд. Правовые акты Думы в форме постановлений подписываются председателем Думы. Обычно постановления принимаются по вопросам внутренней организации представительного органа и его структурных звеньев. Следует обратить внимание на то, что в публицистике, а иногда и в правовых актах встречается досадная ошибка, когда акт правотворчества и правоприменения отождествляются не с представительным органом местного самоуправления, а с организационно-правовой формой его работы. Речь идет о такой юридически неверной формуле, как "решение сессии (заседания)"1. Правовые акты принимаются органом местного самоуправления, поэтому юридически безупречной будет такая формула: "решение (постановление) Думы, принятое на сессии (заседании)". Депутат — это избранное лицо, уполномоченное представлять в выборном органе местного самоуправления интересы населения. Правовая материя депутатского мандата определяется несколькими существенными моментами. место жительства в этот округ. Депутат может представлять в Думе интересы трудового коллектива, в котором он работает или учится, избирательного объединения, выдвинувшего его. з Таким образом, возможно утверждение, что в широком смысле депутат представляет интересы всего населения, проживающего на территории органа местного самоуправления. Так, кстати, данный вопрос решался в законе РСФСР "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР" от 30 октября 1990 г. Статья 1 устанавливала, что "народный депутат местного Совета народных депутатов РСФСР является полномочным представителем населения, проживающего на территории соответствующего Совета". Тем не менее, /думается, что депутат в первую очередь является представителем населения того избирательного округа, где он баллотировался и где был избран; здесь он ведет прием избирателей, встречается с общественностью, осуществляет иные формы депутатской деятельности. В-третьих, депутат представляет также соответствующий выборный орган местного самоуправления перед своими избирателями, населением того избирательного округа, в котором он был избран. По поручению Думы депутат вправе представлять ее в других избирательных округах, перед населением муниципального образования, перед органами и должностными лицами государственной власти. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий недопустимо изменять в течение текущего срока полномочий. Это — требование п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава (п. 3 ст. 18 Закона). Вопрос о начале и об истечении срока полномочий депутатов имеет практический характер, а потому требует дополнительного разъяснения. На первый взгляд, кажется странным, что полномочия депутата начинаются в день его избрания (обычно это следующий день за голосованием), когда могут быть известны только предварительные итоги выборов. Следует иметь в виду, что соответствующая территориальная комиссия в этот момент окончательно не установила результатов голосования, не опубликовала итоги выборов в печати, не осуществила регистрацию депутата. Все эти действия, предусмотренные законом, еще только предстоит выполнить. Кроме того, на первом заседании местный представительный орган будет утверждать по докладу мандатной комиссии полномочия вновь избранных депутатов. И, тем не менее, полномочия депутатов начинаются в день их избрания. Думается, это верное положение. В нем есть внутренняя логика, так как депутатский мандат приобретается в результате выборов и, следовательно, начало полномочий связывается с волеизъявлением избирателей. Наступление депутатского срока полномочий не всегда совпадает с началом полномочий представительного органа. Итак, общий срок депутатских полномочий не может быть менее двух лет, за исключением случаев избрания депутата на повторных выборах. Это минимальное время продолжительности депутатского мандата. Уставы муниципальных образований закрепляют полное время осуществления депутатом своих обязанностей. Обычно законодательство устанавливает основания досрочного прекращения депутатских полномочий. Закон РСФСР "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР" от 30 октября 1990 г. содержал семь таких оснований. По нашему мнению, поводом для досрочного прекращения полномочий депутата должны быть следующие основания: 1. Письменное заявление депутата о сложении своих полномочий. Пойти на такой шаг депутата могут побудить различные обстоятельства. Длительная болезнь, продолжительная командировка, лишающие депутата возможности полноценно выполнять свои обязанности, могут заставить его обратиться в местный представительный орган с личной просьбой о сложении с себя полномочий. При наступлении указанных либо еще каких-то причин основанием для рассмотрения данного вопроса в Думе может стать только заявление депутата. В заявлении должны быть исчерпывающим образом изложены обстоятельства, препятствующие выполнению полномочий, и недвусмысленно выражена просьба о сложении депутатских функций. В случае возникновения иных оснований, влекущих досрочное прекращение полномочий, личное заявление депутата уже не будет играть обязательной роли при изучении и решении подобного вопроса в представительном органе местного самоуправления. Это связано с тем, что иные обстоятельства, делающие исполнение депутатских обязанностей невозможным, предусмотрены законодательством Российской Федерации и ее субъектов. 2. Избрание депутата в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления других муниципальных образований. Соответствующие запреты на совмещение депутатских мандатов отражены в российском законодательстве. Так, ч. 2 ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутат Государственной Думы не может быть одновременно депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Часть 2 ст. 35 Устава Свердловской области предполагает, что депутат областного Законодательного Собрания не может быть депутатом органа местного самоуправления. 3. Занятие депутатом должностей, не совместимых с выполнением депутатских функций. Например, занятие должности государственного или муниципального служащего повлечет за собой прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления. Депутатам, работающим на постоянной профессиональной основе, запрещено также заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 4. Прекращение депутатом гражданства РФ в соответствии с законом РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. 5. Выезд депутата на постоянное место жительства за пределы муниципального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Выбытие депутата за пределы муниципального образования, как правило, влечет утрату постоянной связи с избирателями и представительным органом местного самоуправления. 6. Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом. Статья 356 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РСФСР) устанавливает, что приговор вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если он не был обжалован или опротестован. В свою очередь ст. 328 УПК РСФСР предусматривает, что жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение семи суток со дня провозглашения приговора. 7. Признание гражданина, являющегося депутатом, по решению суда, вступившему в законную силу, недееспособным. Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст.- 29 ГК РФ). 8. Объявление гражданина, являющегося депутатом, по решению суда, вступившему в силу, безвестно отсутствующим или умершим. Безвестно отсутствующим считается лицо, о котором в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ). Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев (ст. 45 ГК РФ). 9. Отзыв депутата. В советский период истории народные избранники всех уровней государственной власти в принципе могли быть отозваны в случае, если они не оправдали доверия избирателей или совершили действия, недостойные "высокого звания депутата". Процедура отзыва представляла собой волеизъявление избирателей соответствующего округа, выраженное путем голосования. В соответствии с Законом РСФСР от 27 октября 1967 г. "О порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов РСФСР" в ред. Закона от 12 декабря 1979 г. депутат считался отозванным, если за отзыв голосовало большинство избирателей данного округа1. Институт отзыва составлял важнейшую часть принципа императивного мандата, характерного для социалистического периода развития России. В последующем он был воспринят критически, утверждалось, что он носит декларативный, фиктивный характер. Тем не менее в период с 1959 г. до начала 90-х гг. было отозвано 2,5 тыс. депутатов местных Советов. Современное законодательство предполагает, что отзыв депутата местного представительного органа может быть предусмотрен уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г.). Устав г. Екатеринбурга предусматривает возможность отзыва депутата в результате утраты доверия населения. Голосование по отзыву депутата назначается гордумой по инициативе населения при наличии подписей в пользу этой меры не менее 1% от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа. 10. Смерть депутата. 11. Досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |