Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восточная цивилизация




Классификация цивилизаций

Цивилизационный подход

Формационный подход

Подходы к изучению общества

Тема 4. Общество и цивилизация

 

1. Значение понятия «цивилизация»

 

Цивилизация - от лат. civilis — гражданский, государственный),

1) синоним культуры.

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

4) в некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

5) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству», высший этап развития человечества

Цивилизация – это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

 

Факторы, определяющие сущность цивилизации:

─ Географическая (природная) среда

─ Экономика (система ведения хозяйства)

─ Социальная организация (тип общества, социальной структуры)

─ Религия (идеология)

─ Духовные ценности

─ Политико-правовая система

 

Изучение человеческого общества

Существуют 2 точки зрения:

1) Формационный подход

2) Цивилизационный подход

─ в пространстве (локальные цивилизации) - Восток – Запад

─ во времени (стадиальные)

Уязвимые места формационного подхода:

  1. Вся история человечества – смена способов производства.
  2. Развитие общества – результат экономического развития, другие факторы не учитываются.
  3. Плохие возможности улавливать особенности развития различных обществ.

 

Но! Хорошо вычленяет общие черты.

 

С середины 80-х гг. российские историки ухватились за теорию цивилизаций, которая возникла в Европе в начале ХХ в. (М.Вебер, Тойнби, К.Ясперс), в дальнейшем развивали Февр, Бродель, Хейзингер.

Теория цивилизаций хорошо работает, т.к. улавливает различия в обществах.

Недостаток теории цивилизаций – не выделяет общего.

 

А) античная, средневековая, индустриальная, постиндустриальная

Античная цивилизация:

─ высокоразвитая культура)алфавит, письмо, архитектура, философия)

─ полисное устройство Древней Греции (очаги зарождения идеи свободы, равенства)

─ римские ценности (республиканизм, демократия)

 

Средневековая цивилизация:

─ Феодализм как основа цивилизации средневековья (экономический строй, при котором собственник земли – феодал – эксплуатирует зависимых крестьян)

─ Иерархичность (выстраивание людей по степени приближенности к Богу)

─ Наличие сословий (молящиеся, воюющие и работающие), их обособленность и замкнутость

─ Главная производительная сила – крестьянство (и самая бесправная часть общества)

─ Чрезмерная регламентация жизни

─ Монотеизм, особая роль религии - христианства

─ Корпоративность

─ Мистицизм

─ Замедленный темп жизни

─ Консерватизм и постоянство

─ Образование современных городов

 

Индустриальная цивилизация:

─ Ускорение общественного прогресса (основа – техника)

─ Зарождение капитала и утверждение капиталистического способа производства

─ Переход к массовому производству, развитие рыночных связей, совершенствование транспорта и средств коммуникации

─ Зарождение парламентаризма

─ Начало процессов формирования правового государства и правового состояния общества

─ Появление идеи гражданского общества

─ Изменения в характере взаимоотношений человека и природы, потребительский характер взаимоотношений.

─ Увеличение числа крупных городов – центров оживленной экономической жизни.

─ Углубление межнациональных и межгосударственных противоречий

 

Б) аграрная, индустриальная, постиндустриальная

Традиционное общество (аграрная цивилизация) — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни.

В мире еще немало народов, сохраняющих традиционный уклад. Например, племена кадаров в Южной Индии по-прежнему занимаются собирательством: значительную часть года они проводят в продолжительных походах за лесными продуктами.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

─ традиционная экономика

─ Ориентация производства главным образом на удовлетворение непосредственных потребностей, а не на продажу;

─ преобладание аграрного уклада;

─ стабильность структуры;

─ сословная организация;

─ тесная связь человека с первичным коллективом, группой – родом, семьей, кастой, религиозной общиной;

─ стремление обособиться от чужаков;

─ низкая мобильность;

─ высокая смертность и высокая рождаемость при низкой ожидаемой продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Индустриальное общество (нем. Industriegesellschaft) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

Большинство стран современного мира можно отнести к обществам индустриального типа.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере с/х падает с 70-80% до 10-15%, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85%, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество.

Характерные черты:

─ преобладание промышленного производства

─ развиты рыночные отношения, международная торговля

─ быстрый рост городов (урбанизация) и городского населения

─ в политическом плане преобладание демократических режимов

─ устремление человека к личному успеху, развитию духа предпринимательства и инициативы

─ развитие науки и техники

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Расширяются коммуникативные возможности (спутниковые каналы связи, Интернет). Взаимоотношения общества и природы характеризуются формулой «экологический кризис».

Причины появления постиндустриального общества:

· Усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве.

· Современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень.

· Благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества.

· Люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, занятые интеллектуальным трудом, предъявляют повышенный спрос на услуги.

· Повышение роли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение.

 

В) восточная и западная цивилизации

 

Английский ученый Тойнби первоначально выделил 100 локальных цивилизаций, затем довел их число до 13. Универсальным является подход к выделению цивилизаций Восток-Запад.

Основные духовные ценности восточных цивилизаций сложились очень давно на основе первых религиозно-философских учений – даосизма, буддизма, конфуцианства. Согласно древневосточной картине мира существует единый мир, объединяющий все сущее. Человек, как и все в этом мире должен следовать естественному ходу вещей, он не является центром мироздания. Только так можно достичь гармонии с окружающим миром

Более того, один человек вообще величина не очень значимая. Его силы умножаются, когда он выступает как неотъемлемая часть какого-либо коллектива – семьи, племени, касты, сословия, религиозной общности. Такие воззрения означают, что личностное начало приглушается, подчиняется принципу коллективизма.

Социальный мир стран Востока и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, сословно-кастовыми группами. Внутри групп складываются, как правило отношения поддержки и солидарности, в то же время между группами возможны противоречия и конфликты. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную иерархию. Ярким примером этого может служить кастовый строй Индии.

Установки человека на коллективную солидарность и неизбежность иерархического устройства общества влияют на отношение к труду и богатству.

На Востоке издревле ценился труд, но конкретный труд мастера, профессионала. К труду относились как к средству приобретения необходимых благ, удовлетворяющих насущные потребности человека. Но труд во имя накоплений, которые можно использовать для последующего расширения своего дела, так ценимый западным обществом, не поощрялся, а нередко и осуждался на Востоке. На это повлияли не только религиозные ценности, но и представление о богатстве как постоянной величине. Значит, если один будет стремиться получить больше, другому неизбежно достанется меньшая доля.

Восточные цивилизации относятся к традиционному обществу. Традициям, обычаям здесь придавалось и придается особое значение. Хранителем традиций выступает старшее поколение, и именно оно окружается почетом и уважением.

Особую роль на Востоке играло государство. В древности и Средневековье восточные государства были преимущественно деспотиями. Во главе стоял верховный правитель – царь, император, шах, султан, считавшийся верховным собственником всей земли – главного богатства аграрных обществ. Существовал довольно многочисленный слой чиновничества, выполнявший разнообразные функции: от сбора налогов до контроля за состоянием ирригационной системы. Бесконтрольность высшей власти, ее произвол не могли ограничить и существующие с древности во всех восточных цивилизациях письменные своды законов, хотя они и давали некоторую гарантию прав, в частности, защиты имущественных прав.

Восточное государство нередко становилось теократическим, когда верховный правитель являлся и религиозным главой. Такое государство стремилось поставить под свой контроль духовную сферу общества, заставить население руководствоваться религиозными нормами в повседневной жизни. Наиболее полно принцип единства религиозной и государственной власти воплотился в странах мусульманского мира.

Отношение к государству на Востоке всегда было весьма противоречивым, поскольку само государство осуществляло в обществе довольно разнообразные функции. С одной стороны, деспотизм власти, ее покровительство высшим классам рождали в общественном сознании представление о «неправедных» властителях, с которыми необходимо вести борьбу. С другой стороны, государство осуществляло функции, необходимые для нормальной жизнедеятельности всего общества, сплачивало его, стремилось обеспечить социальную стабильность. Людьми руководило стремление добиться «хорошей власти», «справедливого царя».

Подводя итог, можно выделить следующие особенности, присущие восточным цивилизациям:

1) общинная замкнутость

2) ориентация на коллектив, формы жизни и труда, слабое развитие института частной собственности

3) государство пронизывает всё общество и напрямую вмешивается во все сферы его деятельности

4) политическая форма – деспотия (вся власть сосредотачивается в руках одного центра или человека, и опирается при этом на военно-бюрократический аппарат)

5) накопившееся недовольство и социальные конфликты выливаются в периодичные восстания, которые приводят к большим разорениям, а затем общество возвращается к прежнему состоянию.

6) жесткая иерархия

7) религия ориентирует на внутренний мир, созерцательное отношение и внутренне самоусовершенствование (религии спасения – буддизм, иудаизм)

8) тип личности - интроверт – человек, направленный внутрь самого себя.

9) ценности коллективизма




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 4071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.