Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы современной организации




Организация – система связей и социальных ролей, создаваемая для достижения определенной цели и характеризующаяся жесткостью функциональных связей, устойчивостью к внешним воздействиям. Общие черты: объединение 2-х и более лиц, наличие общей цели, совместная деятельность, ограничение членства, наличие формальной структуры правил, регулирующей поведение членов, наличие руководителя.

Закон – это зависимость, которая либо:

а) зафиксирована в законодательных документах (конституции);

б) является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций;

в) получила признание и поддержку авторитетных учёных.

Объективные законы – законы организации, субъективные – законы для организации. Законы организации по важности делятся на 2 уровня: - основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития) - менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).

Значения законов: а) образуют теоретический фундамент;б) способствуют от перехода от эмпирического подхода к профессиональному;в) позволяют правильно оценить возникшую ситуацию;г) позволяют анализировать зарубежный опыт.Законы организации:1. Закон самосохранения2. Закон развития3. Закон синергии4. Закон информированности5. Закон гармонии6..Закон анализа синтезаСуть всех этих законов одна та же - это те реальные законы любой организационной системы, которые определяет жизнестойкость организаций, ее направленность. 1. Закон самосохранения: Каждая организованная динамическая система обычно противостоит внутренним и внешним разрушающим воздействиям, используя для этого значительную часть своего потенциала. Каждая организационная система стремиться сохранить себя (выжить), используя для этого всю совокупность и комбинацию внутренних и внешних ресурсов, т.е. максимизировать свой совокупный потенциал. Когда создается организация, то у нее существуют как внутренняя цель, которая позволяет организации соответствующим образом функционировать внутри самой себя, так и внешняя цель, которая наиболее важна и которая определяет насколько данная организация способна удовлетворить внешние потребности среды. Т.е. для того, чтобы организация выжила, она должна быть кому-то нужна, должна быть востребована внешней средой. Это необходимое условие. Организация может потерпеть кризис, когда ее внутренняя структура была неустойчивая и совокупность ресурсов не обеспечивала выживаемость организации или же когда внешняя среда была настолько сильна, что организация не смогла соответствующим образом адаптироваться. В организационной системе происходит разбиение на 2 подсистемы: управляемая и управляющая. Это деление объективно необходимо для выживания организации, и предполагается, что управляющая подсистема возьмет на себя функцию самосохранения, т.е. дирекция или высший менеджмент занимаются обеспечением этих условий. К компонентам внутренней среды организации относятся следующие ресурсы:1) Персонал (уровень профессиональной и квалификационной подготовки, культурный и образовательный уровни).2) Техническая и технологическая подсистема организации (производство, оборудование и т.п.).3) Социальная среда (условия труда, организация труда). 4) Уровень социально-психологических отношений в коллективе. Организация без конфликтов не бывает. И если оно есть то необходимо управлять ими, т.к. конфликты могут привести не только к отрицательным, но и к положительным последствиям.5. Управление финансовыми потоками (показателями финансовой и бухгалтерской отчетности), т.е. на сколько; рационально и оптимально будут распределены финансовые потоки и настолько и зависит совокупный потенциал организации)6) Подсистема материального и морального стимулирования, подсистема стимулирующей мотивации (программа долгосрочного мотивирования: работников, управление статусным положением, карьерой и т.п., т.е. что надо сделать, чтобы в данной организации было престижнее работать, чем в аналогичной).7) Структура управления организацией (способ построения организационной структуры, подготовка и реализация управленческого решения).8) Информационное обеспечение организации (система информации, информационные потоки). Задача менеджмента заключается в том, чтобы не просто совершенствовать каждую из этих систем в отдельности, а найти способ комбинаций этих различных ресурсов для достижения максимального потенциала, т.е. менеджер за счет своей компетенции, своих знаний сможет скомбинировать недостаток ресурсов и уменьшить уязвимость организации. Внешние факторы организационной системы: 1) Уровень конкурентной среды (степень конкуренции, маркетинговая деятельность)2) Уровень научно-технического прогресса, инноваций.3) Политическая среда организации4) Экономические мотивы5) Уровень законодательства (налогового, арбитражного, административного и т.д.)6) Уровень образовательной и культурной среды7) Факторы международной политики и макроэкономики. Закон самосохранения организации является основополагающим и все другие законы как общие так и специфические предназначены для его реализации.

2. Закон развития: Каждая организация в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации как целого, так и составных элементов своей основы, их активности и динамичности равновесия. Каждая организационная система стремится достичь своего максимального суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации:

1)Зарождение - поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта. 2)Становление - происходит создание организации: легкие неформальные коммуникации, все работают за идею, руководитель участвует в процессе, нет формализованности и бюрократизованности. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия -приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.

3)Рост/Развитие – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны. Формируется организационная культура, смена стиля управления, увеличение числа сотрудников, разделение труда и рост специализации, формализация коммуникаций, внедрение системы стимулирования, бюджетирования и пр. Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

4)Зрелость - период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность). На этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания. Достижение лидирующего положения на рынке, расширение структуры, усиление централизации. Сохраняется устойчивое положение во внешней среде.

5) Упадок. Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков). Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация. Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.

3. Закон синергии: Любая сложная динамическая система стремится создать максимальный эффект засчет своей целостности и стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов. Синергия – совместное содружественное взаимозависимое действие 2-х или нескольких сил, факторов в одном направлении. Современное понимание сложных систем требует иного отношения к функционированию их подсистем — не как к подчиненным целому элементам, а как к синергически взаимодействующим частям, рождающим целое. Синер­гетика исследует особое состояние сложных систем в области неус­тойчивого равновесия, точнее, динамику их самоорганизации вблизи неравновесных состояний, состояний в области бифуркации. На состояние и эффективность функционирования любой органи­зации действует множество внутренних и внешних факторов. Согласно свойству эмергентности совместное действие нескольких факторов всегда или почти всегда отличается от суммы раздельных эффектов. Именно это отличие, которое обычно называют эффектом синергии, фактором взаимодействия или кооперативным эффектом, является ко­личественным или квазиколичественным выражением эмергентности, или синергии. Эффект синергии — это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение, связи, отношения, — одним словом, весь набор параметров, характеризующих сложную развивающуюся систему. Для того чтобы использовать совместные синергетические эффекты, необхо­димо знать синергетические характеристики фирмы и выстраивать стратегию развития, используя синергетический потенциал. Можно следующим образом представить некоторые совместные синергетиче­ские эффекты:

- Синергизм «масштаба». По мере усложнения организации роль кооперативности, синергии будет возрастать. Чем разнообразнее сис­тема, тем больше потенциал синергии. Эффект масштаба заключается в том, что крупное производство имеет более низкие издержки производства единицы продукции, чем несколько мелких, имеющих в сумме тот же объем продаж.

- Комбинирование труда как объединение разнородных усилий. Эко­номический и производственный принцип разделения труда с точ­ки зрения закона синергии выглядит, скорее, не как разделение, а как объединение (например, конвейер).
- Синергизм продаж. Продавцы объединяются и используют для продажи различных товаров одни и те же каналы распределения, скла­ды, транспорт, персонал.

- Оперативный синергизм. Позволяет более эффективно использо­вать основные средства и персонал: совместное обучение, крупные закупки оборудования и транспортировка из-за рубежа, распределе­ние накладных расходов и пр.

- Инвестиционный синергизм. Проявляется при совместном ис­пользовании краткосрочных и долгосрочных кредитов, производст­венных площадей, НИР, общей технологической базы и пр.

- Модель «общих товаров». В экономике общие товары произво­дятся благодаря взаимозависимым совместным усилиям. Кооперация различных отраслей во имы выработки совместной цели.

- Синергизм менеджмента. Растущие компании, как правило, испы­тывают дефицит компетентных руководителей высшего звена. Любое улучшение в руководстве дает значительный эффект синергизма.

Одним словом, фирма ищет такие комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем просто сумма эффектов составных частей. Все синергетические эффекты можно описать тремя переменными: а) увели­чение прибыли; б) снижение текущих расходов; в) снижение потребности в инвестициях.

Признаки достижения синергии в организации:

а) хорошее настроение в коллективе;

е) частичный отказ от услуг сторонних организаций;

ж) рост числа предложений по совершенствованию произ­водства и управления;

з) усиление интереса работников к повышению профессио­нального образования;

к) выработка и поддержка традиций организации;

л) усиление технологической и организационной дисциплины;

м) усиление лояльности к своей организации и непосредст­венному руководству;

п) устойчивость организации к небольшим внешним возму­щающим воздействиям; благотворительная деятельность, постоянный спрос на продукцию, выполнение бизнес-плана.

4. Закон единства анализа и синтеза. Суть анализа - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности. Закон: каждая материал система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроится на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней и внутренней среды. Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

1. предварит анализ с позиций стороннего наблюдателя

2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации

3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития

4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.