Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика некоммерческих организаций как юридических лиц 2 страница




В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа, включающих материнские и дочерние компании, объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, создаваясь обычно для координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов. Они возникают исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении своих участников, которые полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК; п. 3 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

Ассоциации и союзы не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них.

Учредителями объединения юридических лиц вправе быть коммерческие и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК), хотя практическая необходимость в координации своих действий или совместной защите общих интересов обычно возникает у юридических лиц, занимающихся сходной деятельностью. Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, оставляя решение этого вопроса на усмотрение учредителей. Полностью сохраняя свою самостоятельность, юридическое лицо может одновременно являться членом нескольких объединений, даже однородных по характеру деятельности.

Учредительными документами объединения юридических лиц служат учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В договоре определяются цели создания объединения и условия членства в нем, в уставе - статус самого объединения. Поэтому при расхождении правил, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано уставу как документу, непосредственно определяющему правовое положение объединения в отношениях с третьими лицами.

Помимо общих сведений, обязательных для включения в устав любого юридического лица, учредительные документы объединения должны содержать условия о целях и задачах его деятельности, в том числе определяющие характер и объем его специальной правоспособности и основной предмет деятельности, который должен быть указан в его наименовании, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Имущество ассоциации или союза первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом права собственности самого объединения. Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество объединения предназначено исключительно для достижения целей, определенных его учредительными документами. Объединение не вправе распределять между участниками доходы от своей деятельности, а должно использовать их только на нужды объединения.

Поскольку данная некоммерческая организация создается на корпоративных началах, то ее высшим (волеобразующим) органом является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять устав объединения (п. п. 1 - 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются высшим органом объединения из числа физических лиц - органов (должностных лиц) или представителей участников.

Ассоциация (союз) реорганизуется, ликвидируется и объявляется банкротом по общим правилам, установленным для юридических лиц. На основании единогласного решения всех участников объединение может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями обязанности по осуществлению предпринимательской деятельности оно подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов объединения по его долгам оно не может быть признано банкротом (ср. п. 2 ст. 65 ГК). Остаток имущества, образовавшийся после завершения ликвидации объединения, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях), и не может распределяться между его учредителями (членами).

2. Права и обязанности участников объединения юридических лиц

Участники ассоциации (союза) не приобретают на имущество объединения ни вещных, ни обязательственных прав (п. 3 ст. 48 ГК). Однако в силу наличия корпоративных (членских) отношений между объединением и его участниками последние обладают в отношении объединения и его имущества корпоративными правами и обязанностями, содержание и порядок реализации которых определяется законом и учредительными документами ассоциации (союза).

В частности, члены объединения имеют право безвозмездно пользоваться его услугами (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях), могут обладать корпоративным правом пользования имуществом объединения. Каждый член объединения наравне с другими вправе участвовать в управлении его делами; может беспрепятственно выйти из его состава, поскольку его выход не влечет для ассоциации или союза обязанностей по осуществлению каких-либо выплат или выдач.

Участник объединения несет корпоративные обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых он может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях).

Важной особенностью гражданско-правового статуса объединения является субсидиарная ответственность его участников по долгам ассоциации (союза). При недостатке имущества объединения для удовлетворения требований кредиторов его участники несут ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации или союза (п. 4 ст. 121 ГК; п. 4 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях; п. 4 ст. 14 Закона о благотворительной деятельности). Дополнительная ответственность по долгам объединения в размере, пропорциональном взносу участника в ее имущество, сохраняется в течение двух лет с момента его выхода из состава ассоциации (союза).

Новые члены принимаются в объединение по единогласному решению его участников. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено возложением на него субсидиарной ответственности личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента его принятия в объединение (п. 3 ст. 123 ГК; п. 3 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях).

3. Разновидности объединений юридических лиц

В форме ассоциаций или союзов, в частности, могут создаваться районные, областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ, а также центральный союз потребительских обществ.

В соответствии со ст. 31 Закона о потребительской кооперации союз потребительских обществ может осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные его учредительными документами, а по смыслу п. 2 ст. 31 данного Закона часть его имущества может быть получена его членами при выходе из союза или после его ликвидации. Очевидно, что такие союзы сохраняют остатки конструкции "кооператива кооперативов", которыми они были в соответствии с прежним законодательством СССР и РСФСР.

К этому виду некоммерческих организаций относятся также территориальные и межрегиональные объединения профсоюзов, а также общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов (п. 5 ст. 2 Закона о профессиональных союзах); ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, учреждаемые органами государственной власти субъектов РФ (Федеральный закон от 17 ноября 1999 г. "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" <1>); общероссийское профессиональное объединение страховщиков (ст. ст. 24 - 29 Федерального закона от 3 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <2>) и др.

Разновидностью объединения юридических лиц является торгово-промышленная палата.

Торгово-промышленная палата является добровольным объединением на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданным с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" <1>).

Торгово-промышленные палаты образуются по территориальному принципу, причем на одной и той же территории (в регионе) может существовать только одна такая палата. Торгово-промышленная палата (ТПП) создается по инициативе не менее 15 учредителей. В отличие от обычного объединения юридических лиц, единственным учредительным документом ТПП служит устав. Членами ТПП являются исключительно российские коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также их объединения (союзы и ассоциации). Главной особенностью ТПП по сравнению с другими разновидностями объединений юридических лиц является отсутствие дополнительной ответственности участников по долгам палаты. В остальном правовое положение ТПП аналогично статусу обычной ассоциации (союза).

Специфической разновидностью ассоциаций можно признать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющие свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам) (ст. ст. 48 - 50 Федерального закона от 20 марта 1996 г. "О рынке ценных бумаг" <1>; п. 1.3 Положения "О саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг" <2>).

Создание похожих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих предусмотрено ст. ст. 21, 22 Закона о несостоятельности (банкротстве).

. Понятие общественного объединения

Общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.

К числу общественных объединений относятся разного рода творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам и пр. Юридическая личность названных организаций, которая дает им возможность участвовать в гражданском обороте, составляет лишь одну, причем не главную, сторону их правового статуса. Не случайно действующее законодательство допускает существование общественных объединений, например общественного движения или органа общественной самодеятельности, без государственной регистрации и без прав юридического лица (ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. "Об общественных объединениях" <1>; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <2>).

Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут выступать учредителями (участниками) коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. Например, профсоюзы вправе учреждать фонды (страховые, культурно-просветительские и пр.), а также коммерческие банки, если их деятельность будет соответствовать уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах). По смыслу закона деятельность таких коммерческих организаций должна не только служить укреплению материальной базы их деятельности, но и соответствовать уставным задачам конкретной организации.

Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Общественные объединения должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.

Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные организации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и др. сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений.

Источниками образования имущества общественного объединения являются вступительные и членские взносы его участников, добровольные пожертвования, доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности, например издательской, проведения выставок, лотерей, других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и пр.

Как правило, собственником имущества является само общественное объединение как юридическое лицо. Однако крупным общественным объединениям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридического лица, закон предоставляет возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество.

Собственником может быть признано каждое правосубъектное звено объединения в отношении имеющегося у него имущества, как это имеет место в профсоюзах, либо объединение в целом, которое может наделять свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество.

Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии - на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Он не может распределяться между участниками организации, которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве общественные объединения, за исключением политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

2. Управление общественным объединением и права и обязанности его членов

Высшим (волеобразующим) органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом объединения. Из числа своих членов общественные объединения в обязательном порядке избирают коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом данного юридического лица. В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Все члены общественных объединений имеют равные права и обязанности, предусмотренные их уставами. Каждый член объединения вправе принимать участие в управлении его деятельностью в порядке, предусмотренном уставом, обладая одним голосом при решении вопросов его деятельности. Уставом общественного объединения для его членов может быть предусмотрено корпоративное право пользования имуществом объединения. Это означает, что в процессе осуществления деятельности объединения все его члены вправе безвозмездно пользоваться его имуществом в порядке и на условиях, определенных уставом объединения.

Члены общественного объединения несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов. В соответствии с уставом объединения за нарушение своих обязанностей его члены могут быть исключены из состава объединения.

Выход участника из состава объединения не влечет для него никаких имущественных последствий, а потому осуществляется беспрепятственно. Никакой взаимной имущественной ответственности объединения и отдельных его членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК).

3. Разновидности общественных объединений

Основными разновидностями общественных объединений являются:

а) общественная организация, т.е. основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов (ст. 117 ГК; ст. 6 Закона о некоммерческих организациях; ст. 8Закона об общественных объединениях);

б) религиозная организация, каковой признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" <1>).

В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные;

в) благотворительная организация - неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для социальной поддержки и защиты граждан, охраны окружающей среды и сохранения культурных ценностей, реализации иных предусмотренных законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (ст. 6 Федерального закона от 7 июля 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <1>);

г) профессиональный союз, т.е. добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Закона о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности);

д) политическая партия, представляющая собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 12.2 Закона об общественных объединениях; Федеральный закон от 21 июня 2001 г. "О политических партиях" <1>);

е) общественное движение, которым признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели (ст. 9 Закона об общественных объединениях);

ж) орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона об общественных объединениях). Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет вышестоящих органов или организаций.

В крупных общественных объединениях юридическими лицами в соответствии с законом и уставами могут признаваться как объединение в целом, так и его отдельные, как правило, территориальные звенья. Например, юридическим лицом может являться как в целом профсоюз, так и его первичные (профсоюзные) организации. Однако в этом качестве не вправе выступать советы, правления и иные руководящие органы таких объединений. Так, согласно закону юридическим лицом является не профсоюзный комитет (профком), а профсоюзная организация в целом.

Следует отметить, что Закон об общественных объединениях рассматривает как одну из разновидностей (организационно-правовых форм) общественных объединений не только общественные организации, но также общественные фонды и общественные учреждения, что не вполне соответствует нормам ГК РФ. Дело в том, что фонды и учреждения являются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц наряду с обладающими правосубъектностью общественными организациями.

Понятие и виды фондов

Фонд относится к числу некоммерческих организаций, не являющихся корпорациями, т.е. не имеет членства. Фонды создаются для материального обеспечения социально-культурной, благотворительной, образовательной и иных общественно полезных видов деятельности, а потому их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда.

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях (п. 1 ст. 118 ГК; п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

Правовое положение юридических лиц, именуемых в законодательстве фондами, отличается большим своеобразием. Классическими разновидностями фонда как организационно-правовой формы некоммерческой организации следует признать благотворительный фонд (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях) и общественный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

Негосударственные пенсионные фонды, созданные в соответствии с федеральными законами для осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фондов в соответствии с заключенными с ними договорами, а также деятельности в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию, считаются не фондами, а особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций социального обеспечения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 апреля 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах" <1>), хотя их правовое положение весьма близко к статусу обычного фонда. Вместе с тем деятельность таких фондов связана с исключительно коммерческим использованием денежных средств граждан и распределением между ними полученных в результате доходов. Поэтому их некоммерческая природа вызывает серьезные сомнения.

В то же время Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, вопреки названию, являются не фондами, а представляют собой самостоятельные финансово-кредитные государственные учреждения (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации <1>; п. п. 3, 4 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования <2>).

Как и общественное объединение, фонд преследует в своей деятельности исключительно общественно полезные цели. Поэтому он обязан законом к публичному ведению своих имущественных дел (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях; п. 5 ст. 19 Закона о благотворительной деятельности). Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в формах, разрешенных общественным объединениям. Эта деятельность должна непосредственно служить достижению целей фонда и полностью им соответствовать. На тех же условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества только в качестве компаний одного лица, будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать и другие некоммерческие организации.

2. Создание и управление фондом

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), а также публично-правовые образования, если иное не запрещено законом. Так, учредителями благотворительных фондов не вправе выступать публично-правовые образования, а также их унитарные предприятия и учреждения, ибо иное означало бы нецелевое использование публичного имущества (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях). Не исключено создание фонда единственным учредителем.

Учредители фонда не обязаны участвовать в его деятельности и, как правило, не делают этого. Однако важнейшей обязанностью учредителей является передача имущественного взноса в уставный капитал фонда, хотя закон не устанавливает требований к минимальному размеру такого взноса либо к минимальному размеру уставного капитала фонда. Поэтому в роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность, но не внесли вклад в имущество фонда. К сожалению, при создании первых российских благотворительных фондов такие лица нередко становились руководителями или занимали иные ответственные должности в фондах, получая возможность бесконтрольно распоряжаться имуществом, полученным от благотворителей.

Единственным учредительным документом фонда служит устав, утвержденный его учредителями. Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, в уставе фонда должны содержаться данные о целях его деятельности, об органах фонда, их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия или утверждения попечительского совета), о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможность внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами, что затрудняет изменение статуса фонда вопреки воле его учредителей.

Подобные изменения могут быть самостоятельно внесены органами фонда лишь в случаях, когда это прямо разрешено уставом, утвержденным учредителями фонда, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).

Источниками образования имущества фонда являются прежде всего добровольные взносы его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

Учредители вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования имущества фонда. С этой целью в фонде из числа его учредителей или их представителей, а также иных авторитетных лиц создается попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, его исполнительных органов и должностных лиц. В фонде также образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями либо попечительским советом. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица фонда в совершении сделки от имени фонда такая сделка подлежит предварительному одобрению попечительского совета под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Фонды могут реорганизовываться на основании решения их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Однако они не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании имущества фондов, особенно при их самоликвидации, перечень оснований ликвидации фондов определяется законом, а не уставом конкретного фонда, причем ликвидация допускается только по решению суда, но не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества фонда направляется на цели, предусмотренные его уставом, или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Фонд может быть объявлен банкротом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.