Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая часть 4 страница. 3. Осужденные обладают конституционным правом на свободу совести и свободу вероисповедания, как и остальные граждане




3. Осужденные обладают конституционным правом на свободу совести и свободу вероисповедания, как и остальные граждане. Однако уголовно-исполнительное законодательство предусматривает некоторые особенности его реализации, обусловленные спецификой статуса осужденного, а также видом отбываемого им наказания. Так, осужденные к ограничению свободы обладают не правом, а законным интересом на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров (ч. 3 ст. 14 УИК РФ). Рассматривая просьбу осужденного, администрация учитывает его поведение, а также месторасположения культового учреждения. Осужденные, отбывающие наказания, связанные с изоляцией от общества, могут отправлять религиозные обряды только в пределах учреждений, исполняющих наказания. В этих целях на территории таких учреждений за последние годы возведены храмы, открыты молитвенные комнаты и иные специальные помещения. Закон (ч. 2 ст. 14 УИК РФ, ч. 13 ст. 11 ПВР ИУ) ограничивает возможность реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания лишь условием, что при этом недолжны нарушаться порядок и условия исполнения наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Федеральной службой исполнения наказаний РФ и ее территориальными органами заключаются договоры о сотрудничестве с религиозными конфессиями, закреплении приходов, отдельных священнослужителей за учреждениями уголовно-исполнительной системы. Практика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с убедительностью показала, что возможности проповеднической деятельности различных конфессий, оказываемая ими социальная, гуманитарная и иная помощь могут и должны использоваться для повышения эффективности нравственного и духовного воспитания осужденных.

4. Принцип гуманизма, лежащий в основе всего уголовно-исполнительного законодательства, проявляется и в отношении к тем осужденным, жизнь которых находится в опасности ввиду тяжелой болезни или должна быть принудительно прервана в связи с приведением в исполнение приговора суда. Так, по их просьбе в учреждения, исполняющие наказания, приглашаются священнослужители для совершения религиозных обрядов. Нередко даже закоренелые преступники, ранее не веровавшие, в последние часы своей жизни обращаются к религии. Об этом говорит и практика деятельности исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы.

 

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

1. Комментируемая статья детализирует одно из основных прав осужденных, перечисленных в ст. 12 УИК РФ. Регулирование данного права самостоятельной статьей подчеркивает роль, которую отводит ему законодатель как одной из важнейших гарантий правовой защищенности осужденных (см. комментарий к ст. 12).

Конституционное право граждан России на обращения конкретизировано в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором регулируются правоотношения, связанные с реализацией этого права, а также устанавливается порядок рассмотрения таких обращений.

На региональном уровне приняты законы субъектов РФ. Например, Закон г. Москвы 1997 г. "Об обращениях граждан", одноименный областной Закон 1997 г. Свердловской области и др.

2. Осужденные обладают правом на обращения в той же мере, что и остальные граждане России, однако порядок его реализации различается в зависимости от вида отбываемого ими наказания. Осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, направляют обращения в обычном порядке. Статья 6 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (2005 г.) устанавливает, что уголовно-исполнительные инспекции рассматривают обращения осужденных по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Осужденные, содержащиеся в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, направляют всю корреспонденцию через администрацию данных учреждений.

В соответствии с УИК РФ обращения данной категории осужденных подвергается цензуре, осуществление которой определяется необходимостью профилактики преступлений и правонарушений. Осужденные опускают письменные обращения в конвертах в незапечатанном виде в почтовые ящики, расположенные на территории учреждения в доступном для осужденных месте, либо передают их представителям администрации (лицами, содержащимися в камерах). Исходящая корреспонденция в течение трех суток должна быть направлена адресату.

3. Обращения, направляемые органам и должностным лицам, обладающим правом контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проверке не подлежат, принимаются в запечатанном виде и должны быть направлены адресату в течение суток. К ним относятся: 1) Федеральное Собрание РФ; 2) Президент РФ; 3) Правительство РФ; 4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ; 5) суд; 6) прокуратура; 7) вышестоящие органы управления УИС; 8) Уполномоченный по правам человека в РФ; 9) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ; 10) Международные организации, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека; 11) общественные наблюдательные комиссии, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Обращения в адрес администрации могут иметь как письменный, так и устный характер. И те и другие регистрируются и разрешаются уполномоченными на то лицами.

5. Письменные обращения, поступившие государственному органу или должностному лицу, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением лица, направившего обращение, о переадресации обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие которых обжалуется.

Решения по обращениям граждан, в том числе осужденных, принимаются в срок до 30 дней со дня их регистрации, за исключением тех, которые требуют дополнительного изучения. В этих исключительных случаях, включая направление запроса в другой государственный орган о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней с уведомлением об этом лица, направившего обращение.

Обращения, в которых не содержатся конкретные и обоснованные просьбы, жалобы и предложения или затрагиваются уже решенные вопросы, а также обращения с общими рассуждениями по тем или иным вопросам направляются в дело с обязательным извещением авторов.

6. В Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлены требования к письменному обращению.

Они должны содержать следующую информацию: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение, либо его фамилию, имя, отчество и должность; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; изложение существа дела; фамилия, имя, отчество заявителя, личная подпись и дата. При отсутствии указанных атрибутов они признаются анонимными, а потому регистрации и рассмотрению не подлежат.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

7. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного.

8. Важной формой обеспечения права осужденных на обращения является их личный прием. Так, в соответствии со ст. 30 ПВР ИУ личный прием осужденных осуществляется руководством ИУ, а также начальниками отделов и служб по графику. Учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результаты их рассмотрения производится в Журнале приемов осужденных по личным вопросам. Проверка решений, принятых во время приемов, проводится ежемесячно. Должностные лица вышестоящих органов управления обязаны при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, проводить личный прием осужденных.

 

Глава 3. учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью

 

Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

1. Исполнение уголовных наказаний традиционно признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст. 43 УК РФ - наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России всегда была тесно увязана с видами наказаний, установленными в уголовном законодательстве. В комментируемой статье нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.

2. Исполнение уголовного наказания в виде штрафа согласно ч. 1 комментируемой статьи и ст. 72 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" возлагается на судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) по месту жительства (работы) осужденного. Положение о названной службе, ее структура и штатная численность утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей установлены в ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах". Исполнение уголовного наказания в виде штрафа осуществляется в соответствии с общей процедурой, установленной в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", но с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 31, 32 УИК РФ.

3. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи производится уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, если данный вид наказания является основным. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, лишению свободы либо содержанию в дисциплинарной воинской части оно исполняется соответственно исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.

Уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания не только в отношении лиц, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но и других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Согласно комментируемой статье уголовно-исполнительные инспекции исполняют обязательные работы (ч. 4), исправительные работы (ч. 5), а также осуществляют контроль за условно осужденными (ч. 13).

Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению указанных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества определен постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" и приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества".

4. Для большинства перечисленных в комментируемой статье учреждений и органов исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Однако закон предусматривает существование и иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. К ним относятся администрации организаций, в которой работает осужденный, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (ч. 2), а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы Российской Федерации (ч. 3 комментируемой статьи).

5. Согласно ст. 5 Федерального закона от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2002 г.) наказания в виде ограничения свободы и ареста должны были введены в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее соответственно 2005 и 2006 г. Однако по различным причинам, прежде всего связанным с отсутствием финансовых ресурсов для строительства исправительных центров и арестных домов, этого не произошло. 10 марта 2006 г. Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 241727-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста". В ближайшее время арест как вид уголовного наказания будет исключен из законодательства Российской Федерации.

6. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи наказание в виде лишения свободы на определенный срок исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а также следственным изолятором в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Кроме того, лишение свободы на определенный срок исполняют лечебно-профилактические учреждения (ч. 8 ст. 74 УИК РФ), отдельные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов (ч. 3 ст. 80 УИК РФ).

7. Для содержания осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, создаются специальные исправительные колонии особого режима. Особенности исполнения (отбывания) в них наказания установлены в ст. 127 УИК РФ.

8. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 41 и ч. 3 ст. 42 УПК РСФСР, п. 1 и 2 постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. "О порядке введения в действие Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", УПК РСФСР, УК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" смертная казнь не может не только исполняться, но и назначаться судами до создания судов присяжных во всех субъектах Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в редакции от 27 декабря 2006 г.) суды присяжных с 1 января 2004 г. функционируют во всех регионах России, за исключением Чеченской Республики, где они вводятся с 1 января 2010 г.

9. В отношении военнослужащих наказания исполняются учреждениями или органами Министерства обороны РФ: дисциплинарными воинскими частями, командованием гарнизонов или воинских частей (учреждений).

10. В соответствии с ч. 14 комментируемой статьи уголовно-исполнительные инспекции и исправительные учреждения, а также исправительные центры и арестные дома (в случае их создания), входят в уголовно-исполнительную систему, функционирование которой осуществляется в соответствии с УИК РФ и Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

 

Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания

Независимо от вида назначенного судом уголовного наказания администрация исполняющего его учреждения или органа обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору. Это делается в целях информирования, содействия поддержанию социально полезных связей осужденного с родственниками. Порядок направления такого уведомления конкретизирован в подзаконных актах. Так, п. 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205, устанавливает, что не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы исправительного учреждения, свиданий, телефонных разговоров.

 

Статья 18. Применение к осужденным мер медицинского характера

1. Комментируемая статья регулирует применение к осужденным, отбывающим наказания в виде ограничения свободы, ареста и лишения свободы, мер медицинского характера двух видов: принудительных и обязательных. Принудительные меры медицинского характера по решению суда применяются к осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Обязательное лечение распространяется на осужденных, страдающих заболеваниями, представляющими повышенную социальную опасность (алкоголизм, наркомания, токсикомания, ВИЧ-инфекция, открытая форма туберкулеза).

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи применение принудительных мер медицинского характера к осужденным, отбывающим ограничение свободы, арест, лишение свободы и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, возлагается на учреждения, исполняющие указанные виды наказаний. В отношении осужденных к иным видам наказаний принудительные меры медицинского характера исполняются в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

Применение принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра осуществляется в соответствии с положениями Закона РФ от 2 февраля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Приказом Минздравсоцразвития России N 640, Минюста России N 190 от 17 октября 2005 г. "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" установлено, что принудительное лечение лиц, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости, осуществляется амбулаторно в исправительных учреждениях, имеющих в штатах врача-психиатра, а в случае необходимости - стационарно, в психиатрических больницах и психиатрических отделениях больниц уголовно-исполнительной системы.

3. В целях сохранения психического здоровья осужденных осуществляется своевременная диагностика, лечение и профилактика психических расстройств у осужденных. Для выявления лиц с психическими расстройствами в учреждениях, исполняющих наказания, проводятся различные мероприятия, в том числе обязательным является ознакомление специалистов с материалами личного дела осужденного и медицинской документацией. Осмотры врачом-психиатром лиц, отбывающих наказания, производятся при соблюдении принципа добровольности.

В тех случаях, когда вследствие тяжести своего психического состояния осужденный представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, является беспомощным либо имеющееся у него психическое расстройство в случае неоказания ему психиатрической помощи способно причинить существенный вред его здоровью, освидетельствование может проводиться без его согласия.

При подозрении на наличие психического расстройства свои диагностические заключения врачи учреждения могут выносить только предположительно. Углубленное и всестороннее обследование психического состояния осужденного проводится в стационаре (психиатрических больницах и психиатрических отделениях больниц уголовно-исполнительной системы).

Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера (ч. 2 комментируемой статьи). В этом случае обязательным является психиатрическое освидетельствование осужденного, которое проводится в установленном порядке врачебной комиссией, состоящей из врачей, работающих в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В составе комиссии должно быть не менее двух врачей-психиатров. По результатам составляется акт психиатрического освидетельствования осужденного, который вместе с представлением о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера направляется в суд.

В случае решения суда о применении принудительных мер медицинского характера осужденный этапируется в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением.

4. Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень категорий осужденных, к которым применяется обязательное лечение. К таковым относятся осужденные: больные алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; ВИЧ-инфицированные; больные открытой формой туберкулеза; не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания.

Обязательное лечение назначается учреждением, исполняющим наказание, по решению медицинской комиссии.

5. Осужденные, подлежащие обязательному лечению от алкоголизма и наркомании, содержатся и проходят амбулаторное лечение в лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, создаваемых для этих целей.

Обязательное лечение больных алкоголизмом, наркоманией проводится врачом психиатром-наркологом или врачом-психиатром, имеющим соответствующую подготовку по наркологии. Основанием для назначения обязательного лечения является комиссионное заключение, вынесенное комиссией врачей-специалистов.

При выявлении у осужденного хронического алкоголизма или наркомании в случаях, требующих лечения, ему предлагается пройти курс лечения в добровольном порядке. Добровольное лечение от алкоголизма и наркомании проводится по месту отбывания наказания при наличии в учреждении врачей-наркологов, а при их отсутствии - в исправительных учреждениях, имеющих необходимую базу.

При отказе от добровольного лечения медицинской комиссией, состоящей из начальника медицинской части исправительного учреждения, двух врачей психиатров-наркологов или врачей-психиатров, выносится заключение, на основании которого применяется обязательное лечение.

Решение о прекращении обязательного лечения также принимается комиссионно.

Во всех случаях освобождения от отбывания наказания осужденных, которые проходили обязательное лечение от алкоголизма или наркомании, медицинская часть за один месяц до освобождения направляет в наркологический диспансер по избранному месту жительства освобождаемого выписку из медицинской карты амбулаторного больного о проведенном лечении и его результатах.

 

Статья 19. Контроль органов государственной власти

1. Общепризнанно, что контроль играет важную роль в обеспечении законности, эффективности исполнения уголовных наказаний, охране прав, свобод и законных интересов осужденных. В п. 92 Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) подчеркивается: "Пенитенциарные учреждения регулярно инспектируются одним из государственных органов с целью оценки того, осуществляется ли управление ими в соответствии с требованиями национального законодательства и международного права, а также с положениями настоящих Правил".

В последние годы в России происходит повсеместное расширение системы контроля за счет включения в нее институтов гражданского общества, международных органов и организаций.

Поэтому правомерно рассматривать контроль как системную деятельность уполномоченных органов международного сообщества, государства и институтов гражданского общества по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания, нормативным предписаниям и корректированию выявленных отклонений при помощи правовых средств.

2. Комментируемая статья устанавливает приоритет федеральных органов государственной власти в осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Это вполне оправданно, так как исполнение уголовных наказаний является функцией государства. Российская Федерация согласно ст. 71 Конституции РФ формирует систему учреждений и органов, исполняющих наказания, определяет порядок их организации и деятельности, осуществляет правовое регулирование в этой сфере.

Основанием для дифференциации контроля федеральных органов государственной власти на виды является принцип разделения властей, а также разграничение государственных органов по предметам их ведения. С учетом этого выделяются следующие его виды: 1) президентский контроль, осуществляемый Президентом РФ и его представителями; 2) парламентский контроль - Федеральным Собранием РФ и его палатами, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы; 3) контроль Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России, Минюста России, ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы); 4) судебный контроль - судами общей юрисдикции, арбитражными судами; 5) правозащитный контроль - Уполномоченным по правам человека в РФ; 6) прокурорский надзор - органами прокуратуры РФ; 7) финансовый контроль - Счетной палатой РФ, Минфином России и подведомственными ему федеральными службами.

Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

3. Контрольный статус Президента РФ является частью его общего правового статуса, который определен ст. 80-93 Конституции РФ.

В большей мере контрольные полномочия главы государства в сфере исполнения уголовных наказаний предопределены той ролью, которую Президент РФ играет в организации и функционировании органов исполнительной власти.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 закрепил статус Федеральной службы исполнения наказаний как федерального органа исполнительной власти, руководство которым осуществляет Президент РФ. Реализуя данную функцию, Президент РФ Указом от 13 октября 2004 г. N 1314 установил структуру, предельную численность центрального аппарата ФСИН России и фонд оплаты труда, утвердил Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.

В Положении закреплены ряд полномочий Президента РФ по осуществлению контроля за деятельностью ФСИН России. В частности, к ним можно отнести: назначение на должность и освобождение от должности директора (п. 9) и его заместителей (п. 10), а также назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей (п. 10).

Президент РФ может использовать и другие формы непосредственного контроля - личное посещение учреждений и органов, исполняющих наказания; рассмотрение докладов министра юстиции РФ о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях; заслушивание докладов руководства Минюста и ФСИН России о состоянии дел в пенитенциарной системе; рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, жалоб и заявлений граждан, сотрудников пенитенциарных учреждений, осужденных и др.

На основе нормативных правовых актов Президент РФ часть полномочий по контролю делегирует своей Администрации и ее структурным подразделениям. Компетенция контрольных органов Администрации Президента РФ распространяется на все федеральные органы исполнительной власти и государственных служащих, в том числе на Федеральную службу исполнения наказаний. Функции контроля в Администрации Президента РФ осуществляют различные подразделения, в частности специализированные - Контрольное управление Президента РФ и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

4. Контроль высшего законодательного органа страны - Федерального Собрания РФ за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, вытекает из принципа разделения властей, согласно которому важнейшей функцией парламента является контроль за исполнительной властью.

Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федеральным законом от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации предусмотрены различные формы парламентского контроля: ответы министра юстиции и директора ФСИН России на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, парламентские запросы, парламентские слушания, парламентские расследования и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.