Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенная часть 25 страница




2. Снятие с учета условно осужденных по истечении испытательного срока производится по рапорту сотрудника инспекции, утвержденному начальником инспекции.

После снятия с учета лица, подлежащего призыву на действительную военную службу (гражданина России), в соответствующий военкомат направляется сообщение.

Снятие с учета осужденных в связи с отменой условного осуждения и осуждением за новое преступление производится на основании судебных решений в день их получения.

О снятии с учета условно осужденного направляется сообщение в паспортно-визовую службу органа внутренних дел.

Снятие с учета УИИ влечет за собой отмену всех правоограничений, имевшихся у лица в течение испытательного срока. Истечение испытательного срока автоматически погашает и условное осуждение, и связанные с ним правовые последствия. С этого момента лицо не считается судимым (п. "а" ч. 2 ст. 86 УК РФ).

Хотя в ч. 2 комментируемой статьи названо только одно основание снятия с учета УИИ, тем не менее осужденные могут быть сняты с учета и по иным основаниям: при отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда; в связи с отменой условного осуждения и снятием судимости; при применении к условно осужденному акта амнистии; помиловании условно осужденного; вследствие отмены приговора с прекращением дела производством; в связи с осуждением за совершение нового преступления; в связи со смертью условно осужденного или признания его судом недееспособным и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Что же касается такого основания, как изменение места жительства при убытии с территории, обслуживаемой инспекцией, то в данном случае нельзя говорить в целом о прекращении контроля, поскольку на лиц, выбывших до окончания испытательного срока с территории, обслуживаемой инспекцией, по данному основанию высылаются сообщения в инспекцию по новому месту жительства. Если дислокация инспекции неизвестна, сообщение направляется в соответствующий территориальный орган ФСИН России. Иными словами, документы условно осужденного передаются в УИИ по его новому месту жительства и уже последняя осуществляет за ним соответствующий контроль.

Документами, подтверждающими основания для снятия осужденного с учета инспекции, являются:

- рапорт сотрудника инспекции, утвержденный начальником инспекции о снятии условно осужденного с учета по истечении испытательного срока, установленного приговором суда;

- при отмене условного осуждения, отмене приговора в связи с прекращением дела производством - копии определений (постановлений) соответствующих судебных органов;

- Указ Президента РФ о помиловании, постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ об амнистии, а также федеральные законы, устраняющие преступность деяния;

- копия приговора суда с распоряжением о вступлении его в законную силу в отношении осужденного за совершение нового преступления;

- справка о смерти осужденного, выданная уполномоченным на то органом ЗАГС;

- подтверждение о получении личного дела и постановке осужденного на учет в инспекции по новому месту жительства.

О дате и основании снятия осужденного с учета делаются отметки в журнале учета осужденных и личном деле. Личные дела осужденных, снятых с учета, списываются начальником инспекции в архив.

 

Статья 190. Ответственность условно осужденных

1. При невыполнении условно осужденным требований, предъявляемых к нему в период испытательного срока, законом предусмотрена определенная ответственность, реализация которой осуществляется путем, во-первых, продления испытательного срока (ч. 2 ст. 74 УК РФ), во-вторых, возложения на условно осужденного дополнительных обязанностей и, в-третьих, направления осужденного для реального отбывания назначенного наказания в связи с отменой условного осуждения.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, берет у него объяснение и выносит ему в письменной форме предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Справка о проведении беседы, объяснение и предупреждение приобщаются к личному делу условно осужденного.

Под уклонением от исполнения возложенных на условно осужденного обязанностей следует понимать такое поведение лица, когда оно не исполняет (разовое неисполнение) одну или несколько возложенных на него судом обязанностей, не имея при этом какой-либо уважительной причины. Однако необходимо уточнить, что при этом должны отсутствовать два определяющих признака - систематичность и злостность, которые согласно ч. 3 ст. 74 УК РФ являются основаниями для отмены условного осуждения.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, перечислены в гл. 20 КоАП РФ. К ним относятся, например: мелкое хулиганство (ст. 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3) и др.

Применение мер административного взыскания, указанных в законе, подразумевает, что лицом было совершено правонарушение и оно в установленном законом порядке привлечено к административной ответственности. В соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст. 4.5.). В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Необходимо отметить, что нарушение общественного порядка, совершенное условно осужденным, должно свидетельствовать о том, что данное лицо не желает оправдать оказанное ему судом доверие и доказать, что оно может исправиться без применения реального наказания. Например, не должно рассматриваться как явное нежелание исправиться нарушение условно осужденным Правил дорожного движения. Как и не должно оно стать предпосылкой отмены условного осуждения. Исходя из содержания ст. 4.5 КоАП РФ можно заключить, что со дня нарушения общественного порядка условно осужденным до дня применения к нему за это нарушение административного взыскания может пройти продолжительное время. Не являются основаниями для продления испытательного срока административные наказания, погашенные в установленном законом порядке или снятые до рассмотрения данного вопроса. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусматривается возможность возложения на условно осужденного дополнительных обязанностей помимо тех, которые были изначально определены судом в приговоре.

Основаниями для внесения начальником уголовно-исполнительной инспекции в суд соответствующего представления являются: неисполнение обязанности отчитываться перед УИИ и командованием воинской части о своем поведении; неисполнение условно осужденными возложенных на них судом обязанностей; систематическое уклонение от явки по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию и иные обстоятельства, свидетельствующие о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей. Что же касается иных обстоятельств, они определяются начальником уголовно-исполнительной инспекции по своему субъективному усмотрению с учетом эффективности ранее назначенных обязанностей и сложившейся ситуации.

3. Если осужденный после письменного предупреждения инспекции не изменил своего поведения и продолжает уклоняться от исполнения возложенных на него судом обязанностей, вновь совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, а также исходя из личности осужденного, характера правонарушения и отношения к совершенному деянию, труду, учебе инспекция направляет в суд представление о продлении испытательного срока с приложением характеризующего материала.

Суд, рассматривая вопрос о продлении испытательного срока, должен, во-первых, убедиться в законности и обоснованности принятой в отношении условно осужденного меры административного взыскания, во-вторых, выяснить причины неисполнения им возложенных обязанностей и, в-третьих, проверить степень обоснованности представления уголовно-исполнительной инспекции.

Убедившись в необходимости продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ, суд может осуществить это только один раз и не более чем на один год, а согласно п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" суд, продлевая испытательный срок, в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ с учетом поведения осужденного и других данных, характеризующих его личность, может выйти за пределы максимального срока, но не более чем на один год. О продлении осужденному испытательного срока делается отметка в журнале учета и контрольно-сроковой карточке, информируются администрация организации (учебного заведения), в которой он работает (учится), участковый уполномоченный милиции, подразделение по делам несовершеннолетних и паспортно-визовая служба органа внутренних дел.

4. Для направления начальником уголовно-исполнительной инспекции (в отношении несовершеннолетних направляют совместно УИИ и подразделение по делам несовершеннолетних ОВД) или командованием воинской части в суд представления об отмене условного осуждения и исполнения назначенного приговором суда наказания осужденный должен систематически или злостно не исполнять возложенные на него судом обязанности. Под понятием "систематичность" в теории уголовного права понимается такая преступная деятельность, которая характеризует определенную линию преступного поведения виновного, совершившего не менее трех раз одинаковые, внутренне связанные друг с другом деяния.

Понятие систематичности в действующем законодательстве сформулировано в ч. 5 ст. 190 УИК РФ. Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо ничем не обоснованное уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей в течение продолжительного времени (более 30 дней). Заметим, что фразу "более двух раз" следует понимать не иначе как "многократно (не менее трех раз)", т.е. фактически законодатель не отклонился от принятого понимания систематичности, а только сформулировал его несколько иначе. Необходимо отметить, что в данной ситуации не будет иметь значения, предупреждался или нет осужденный уголовно-исполнительной инспекцией о неприемлемости такого поведения и о возможности отмены условного осуждения. Для признания нарушения условно осужденным возложенных на него обязанностей систематическим не требуется наличия совокупности всех указанных в законе оснований, а достаточно одного из них.

Злостное неисполнение осужденным указанных обязанностей предполагает упорное нежелание осужденного встать на путь исправления, что может заключаться в явном неуважении суда или уголовно-исполнительной инспекции, выражаясь, например в продолжающемся неисполнении какой-либо обязанности, возложенной на него судом, после письменного предупреждения, вынесенного уголовно-исполнительной инспекцией, или после продления испытательного срока, уклонении от исполнения обязанностей либо совершения административного правонарушения, за что последовало наложение взыскания.

Кроме того, злостное неисполнение условно осужденным возложенных на него обязанностей имеет место в случаях нарушения им общественного порядка, свидетельствующего о том, что осужденный своим поведением не оправдал оказанного ему доверия и не встал на путь исправления, или уклонения от исполнения обязанности, последовавших после того, как суд, несмотря на совершение условно осужденным в течение испытательного срока преступления, в соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ постановит о сохранении условного осуждения.

Следует отметить, что указанные основания для отмены условного осуждения сами по себе являются самостоятельными. Это означает, что не обязательна их совокупность, при наличии любого из них УИИ может направлять представление в суд. Последний, убедившись в реальной возможности осужденного выполнять возложенные обязанности и усмотрев обоснованность представленного материала, постановляет об отмене условного осуждения и исполнении назначенного в приговоре наказания. Законом не предусматривается зачет части испытательного срока в срок отбываемого реально наказания после отмены условного осуждения.

В случае отказа суда в удовлетворении представления инспекции о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения следующее представление вносится в суд после совершения осужденным еще одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административного взыскания, или продолжения неисполнения возложенных на него судом обязанностей.

Следующим основанием для направления в суд представления об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, является то, что осужденный скрылся от контроля УИИ (ч. 4 ст. 190 УИК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в п. 46 постановления от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" факт того, что осужденный скрылся от контроля, сделал составной частью понятия злостного неисполнения возложенных обязанностей. В ч. 4 ст. 190 УИК РФ оно рассматривается как самостоятельное основание для отмены условного осуждения. Согласно ч. 6 указанной статьи скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней в результате проведения инспекцией первоначальных розыскных мероприятий.

При содействии подразделения розыска территориального органа ФСИН России, осуществляя первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденного, инспекция:

- проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, которые могут способствовать его розыску;

- устанавливает через организацию, где работал осужденный, сведения о его возможном местонахождении, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке органа внутренних дел, военный комиссариат о его снятии с регистрационного учета по месту жительства;

- осуществляет проверку по учетам органов внутренних дел с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев;

- направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, концентрируются в отдельной папке при его личном деле.

Если в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение условно осужденного не будет установлено, инспекция направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. Одновременно с представлением в суд направляются копия приговора (определения, постановления) и материалы первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного. В указанном представлении отражаются конкретные факты уклонения осужденного от исполнения возложенных на него обязанностей, нарушения общественного порядка, время, в течение которого он не являлся в инспекцию, меры воздействия, принимаемые к нему, его реакция на них, а также наличие приводов.

В отношении условно осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются сведения о том, что он скрылся от контроля инспекции, а также результаты первоначальных розыскных мероприятий.

К представлению прилагаются характеристики с места работы, учебы и жительства, информация участкового уполномоченного милиции, подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел о поведении осужденного, его образе жизни, объяснения осужденного и другие документы.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 3.

*(2) Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.

*(3) См. постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" (в ред. от 20 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947.

*(4) Следует отметить, что ч. 3 ст. 88 УК РФ не устанавливает минимального возраста несовершеннолетнего, отбывающего наказание в виде обязательных работ, хотя уголовным законодательством определен минимальный возраст уголовной деликтоспособности в 14 лет.

*(5) См.: Грушин Ф.В., Лядов Э.В., Смирнов С.Н. Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Контроль за условно осужденными: учебное пособ. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. С. 50.

*(6) СЗ РФ. 1998. N 31 Ст. 3803. См. также Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" // Парламентская газета. 2005, 27 дек.; Письмо ФСС РФ от 20 июня 2001 г. N 02-18/07-4445 "О назначении страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с исполнением трудовых обязанностей" // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. 2001. N 8.

*(7) См.: Грушин Ф.В., Лядов Э.В., Смирнов С.Н. Указ. соч. С. 52.

*(8) См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. Ю.П. Орловский - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2002. С. 424.

*(9) См. приказ Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" (в редакции приказов Минюста России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1). // РГ 2005. N 97.

*(10) См. постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" (в редакции постановления Правительства РФ от 20 февраля 1999 г. N 199) / СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947.

*(11) См.: приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" (в редакции приказов Минюста России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1). // РГ. 2005. N 97.

*(12) См.: Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. Федеральных законов от 14 мая 2001 г. N 53-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) // СЗ. РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

*(13) Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества".

*(14) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

*(15) СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1), Ст. 36.

*(16) РГ. 2005. 27 дек.

*(17) СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.

*(18) РГ. 2007. 24 янв.

*(19) См.: Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (в редакции от 28 июня 2005 г.) // САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 775.

*(20) СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 64.

*(21) См. п. 154-164 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205.

*(22) Статья 134 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

*(22) См. Приложение N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений.

*(23) См. Пункт 53 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

*(24) См. Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях (утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 974 // СЗ РФ, 1997. N 32. Ст. 3787).

*(25) См. приказы Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" и от 6 октября 2006 г. N 311 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы".

*(26) См. приказ Минюста РФ от 8 июня 2005 г. N 79 "Об утверждении Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний".

*(27) См. приказ Минюста Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 61/70 "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы"; приказ Минюста России от 21 ноября 2005 г. N 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы".

*(28) Статья 148 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом министра юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205).

*(29) Статья 154 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом министра юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205).

*(30) СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1. Ст. 12.

*(31) В таких случаях гауптвахта выступает одним из мест содержания под стражей. См. приложение N 14 "О гауптвахте" к Уставу гарнизонной и караульной служб ВС РФ; ст. 7, 11 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Комментарий к указанному Федеральному закону. М., 1996.

*(32) СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2955; 2002. N 2. Ст. 130.

*(33) СЗ РФ. 1997. N 23. Ст. 2697.

*(34) См. ВВС СССР. 1981. N 2. Ст. 741.

*(35) СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. II). Ст. 5149.

*(36) См. приказы Минюста России от 30 декабря 2005 г. N 262 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы" и от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы".

*(37) См. приказ Министерства юстиции РФ от 2 августа 2005 г. N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.