КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выходные и нерабочие праздничные дни 7 страница
<1> РГ. 2008. 13 февр.; 2009. 30 янв.; 2010. 20 окт.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 (в ред. от 17.09.2010) <1>. -------------------------------- <1> РГ. 2008. 9 февр.; 2009. 30 янв., РГ. 2010. 20 окт.
Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития России. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 N 167н (в ред. от 24.10.2008) <1>. -------------------------------- <1> САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. Федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Руководителям учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ. При этом главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений. Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа и в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 145. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров
Комментарий к статье 145
ТК закрепляет дифференциацию правового регулирования оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в бюджетных организациях в зависимости от уровня соответствующего бюджета. Часть 1 настоящей статьи определяет органы, которые устанавливают порядок и размеры оплаты труда руководителей бюджетных организаций соответствующего уровня. В небюджетных организациях согласно ч. 2 данной статьи размер заработной платы руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяется по соглашению сторон трудового договора. При этом условия оплаты труда по трудовому договору не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями, коллективным договором. Оплата труда руководителей государственных предприятий производится в соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 210 <1>. Составными частями заработной платы руководителей государственных предприятий является должностной оклад и вознаграждение за результаты его финансово-хозяйственной деятельности. Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из списочной численности предприятия (см. Положение). -------------------------------- <1> САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991.
Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции. Должностной оклад руководителя определяется в фиксированной сумме. Он повышается одновременно с повышением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт) с ним. Должностной оклад определяется исходя из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключается контракт. При изменении списочной численности работников предприятия в сторону уменьшения в связи со снижением объемов производства из-за неплатежеспособности потребителей, конверсии и по другим объективным причинам условия контрактов с руководителями о размере должностного оклада могут не пересматриваться. Для обеспечения единого подхода в отрасли при определении основной профессии следует руководствоваться отраслевым (тарифным) соглашением, в котором указана профессия рабочих и уровень минимальной тарифной ставки 1-го разряда. Если в отраслевом (тарифном) соглашении или коллективном договоре предприятия основная профессия не указана, то она определяется органом исполнительной власти, заключающим контракт. Рекомендуется считать основной ту профессию, которая имеет наибольший удельный вес по численности рабочих. Оплата труда руководителя государственного предприятия (размер должностного оклада, размер отчислений от прибыли на вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности) определяется органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и осуществление полномочий собственника имущества, или уполномоченным им органом, имеющим право заключать трудовой договор (контракт) с руководителем государственного предприятия. Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год.
Статья 146. Оплата труда в особых условиях
Комментарий к статье 146
Повышение оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, осуществляется как с помощью увеличения тарифных ставок (окладов), так и путем установления доплат к ним за условия труда. Повышенная оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями обеспечивается с помощью применения районных коэффициентов и надбавок к заработной плате работников, занятых в соответствующих местностях.
Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда
Комментарий к статье 147
Труд работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, компенсируется установлением повышенной оплаты по сравнению с оплатой работ с нормальными условиями труда. Размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда не могут быть ниже размеров установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Часть 2 настоящей статьи закрепляет повышение уровня гарантий работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда путем установления минимальных размеров доплат. Минимальные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, исходя из принципа социального партнерства, должны быть установлены в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. До установления Правительством РФ минимальных доплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, продолжают действовать ранее принятые нормативные правовые акты, в том числе акты бывшего СССР по данному вопросу. В частности, при установлении повышенной оплаты труда для данной категории работников можно использовать Типовые перечни профессий рабочих и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, и Типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС. Например, Постановлением Госкомтруда СССР N 460, Секретариата ВЦСПС N 26-60 от 03.11.1986 утвержден Перечень грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда (в ред. от 02.01.1989). Аттестация рабочих мест по условиям труда, в том числе с целью установления повышенной оплаты труда, проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н <1>. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. -------------------------------- <1> РГ. 2011. 24 июня.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего в том числе и карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой указываются необходимость установления повышенной оплаты труда, ее размер и факторы, ее обусловливающие. Конкретные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК, в коллективном договоре или трудовом договоре.
Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями
Комментарий к статье 148
Повышенная оплата труда при работе в местностях с особыми климатическими условиями осуществляется в размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусматривающими применение районных коэффициентов и надбавок к заработной плате работников, занятых в соответствующих местностях (см. коммент. к ст. ст. 315, 316, 317).
Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных
Комментарий к статье 149
ТК устанавливает повышение уровня гарантий по оплате труда для работников при выполнении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В указанных в настоящей статье случаях оплата труда должна производиться в повышенном размере путем установления доплат, надбавок. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, могут быть установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. ТК, исходя из принципа неухудшения положения работника, устанавливает, что размеры выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 150. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации
Комментарий к статье 150
Работники, труд которых оплачивается повременно, при выполнении нескольких работ различной квалификации в случаях, когда затраченное на выполнение каждой из них время учесть невозможно, имеют право на оплату за всю выполненную работу по тарифной ставке (окладу), установленной для оплаты работы наиболее высокой квалификации. Рабочие-сдельщики при выполнении работ различной квалификации получают оплату по расценкам, установленным на каждую выполненную работу. При выполнении работ, тарифицированных ниже присвоенных им разрядов, рабочим-сдельщикам выплачивается межразрядная разница. Размер межразрядной разницы составляет разность между размерами тарифных ставок по разряду выполняемой работы и разряду, присвоенному работнику.
Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
Комментарий к статье 151
Совмещение профессий (должностей) представляет собой выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). В такой ситуации работник помимо основной работы выполняет другую работу в пределах установленной для основной работы продолжительности рабочего времени за счет интенсивности (уплотнения) работы в течение рабочего дня. Варианты возможного совмещения профессий или должностей лучше закрепить в коллективном договоре, положении об оплате труда или ином локальном акте организации (см. также ст. 60.2 и коммент. к ней). В отличие от совмещения профессий (должностей) выполнение работником дополнительного объема работ по той же профессии (должности) рассматривается как расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) устанавливаются работодателем по соглашению с работником. Конкретный размер доплаты отражается в дополнении к трудовому договору. При этом указывается, какую работу и в каком объеме будет выполнять работник, установлена ли доплата в процентном отношении к тарифной ставке или окладу либо в абсолютном размере, на какой срок установлена эта доплата (месяц, полугодие и т.п.). Причем законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальных их размеров. Вместе с тем ч. 2 настоящей статьи, исходя из принципа оплаты по труду, определяет, что при установлении размера такой доплаты стороны трудового договора должны учитывать содержание и (или) объем дополнительной работы, поручаемой работнику. Возложение на работника без освобождения его от основной работы выполнения обязанностей отсутствующего в связи с отпуском, болезнью (и в других случаях) работника, за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется рабочее место, является выполнением обязанностей временно отсутствующего работника. При этом работник выполняет наряду со своей основной работой обязанности временно отсутствующего работника в пределах установленной для его основной работы продолжительности рабочего времени за счет уплотнения своей работы в течение рабочего дня. Варианты возможного замещения должностей лучше закрепить в коллективном договоре, положении об оплате труда или ином локальном акте. Работникам, выполняющим у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за выполнение таких обязанностей. Размер этой доплаты устанавливается работодателем по соглашению с работником. Общий порядок и размеры доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников целесообразно отразить в коллективном договоре или положении об оплате труда работников. Кроме того, в каждой конкретной ситуации издается приказ с указанием: объема дополнительно выполняемых работ; срока выполнения обязанностей временно отсутствующего работника; конкретного размера доплаты (например, 50% оклада по основной работе). Если выполнение обязанностей временно отсутствующего работника приказом возложено в равной мере на нескольких работников, то установление доплаты возможно как в равной степени каждому из них, так и дифференцированно в зависимости от конкретного объема дополнительно выполняемых каждым работником работ (например, одному работнику - 30%, другому - 20%, третьему - 50% должностного оклада). При этом размер доплаты работникам может ограничиваться размером оклада временно отсутствующего работника.
Статья 152. Оплата сверхурочной работы
Комментарий к статье 152
Случаи привлечения к сверхурочным работам и порядок привлечения к ним установлены ст. 99 ТК (см. коммент. к ней). ТК определяет минимальные размеры оплаты за сверхурочную работу, которая оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере; за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Однако настоящая статья не устанавливает, что является базой для применения повышающих коэффициентов 1,5 и 2: только тарифная часть заработной платы (тарифная ставка, оклад) или должны учитываться также доплаты и надбавки к ним, если они установлены. Представляется, что все зависит от конкретной ситуации. Если сверхурочная работа выполняется по той же трудовой функции, за которую установлены такие доплаты и надбавки, они должны учитываться при оплате сверхурочной работы. Если же нет, то такая оплата может рассчитываться только исходя из тарифной ставки, оклада. Более высокий размер оплаты сверхурочных работ может быть установлен в коллективном договоре или в ином локальном нормативном акте (например, положении об оплате труда). ТК также устанавливает возможность для работника выбрать форму компенсации сверхурочных работ. Сверхурочная работа может быть компенсирована работнику предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, вместо повышенной оплаты.
Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни
Комментарий к статье 153
Размер оплаты за работу в выходной и нерабочий праздничный день (за время с 0 до 24 часов) не может быть ниже установленного в ч. 1 настоящей статьи. Оплата работы в выходной и нерабочий праздничный день работникам, которым установлен оклад, имеет определенную специфику. Таким работникам оплата за работу в праздничные или выходные дни производится: - не менее чем в размере одинарной часовой или дневной ставки в дополнение к окладу, если работа в такой день включается в норму рабочего времени данного месяца; - не менее чем в размере двойной дневной либо часовой ставки в дополнение к окладу, если работа в такой день производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Для того чтобы определить, в одинарном или двойном размере оплачивать работу в выходной и нерабочий праздничный день работникам, которым установлен оклад, необходимо выяснить, осуществлялась работа в праздничный день в пределах или сверх месячной нормы рабочего времени. Это зависит от специфики деятельности организации и при этом не имеет значения норма рабочих дней и часов, установленная производственным календарем. Согласно п. 1 разъяснения Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 13/П-21, которое согласно ст. 423 ТК продолжает действовать, работа в праздничные дни: 1) выполняется в пределах месячной нормы рабочего времени и оплачивается в одинарном размере: - в непрерывно действующих организациях; - организациях, применяющих суммированный учет рабочего времени. Напомним, что суммированный учет рабочего времени, в частности, может применяться при сменной работе, в организациях, использующих вахтовый метод организации работ, а также на общественном транспорте; 2) выполняется сверх месячной нормы рабочего времени и оплачивается в двойном размере во всех других организациях, независимо от того, полностью или нет отработаны рабочие дни в конкретном месяце. Работа в выходной и нерабочий праздничный день не рассматривается как сверхурочная, если она не превышает установленную правилами внутреннего трудового распорядка продолжительность ежедневной работы для данной категории работников. Часы, отработанные сверх этой продолжительности, рассматриваются как сверхурочные. Однако работа в такие часы оплачивается в том же размере, что и работа в праздничный день, т.е. не менее чем в двойном размере за каждый час сверхурочной работы. Конкретные размеры оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи устанавливаются работодателем не самостоятельно, а коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников либо трудовым договором, что соответствует основным принципам трудового права о сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальном партнерстве, включающем право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. С согласия работника, отработавшего выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. При этом работа в праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. ТК также предусматривает возможность оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни для ряда категорий творческих работников на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации. Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252.
Статья 154. Оплата труда в ночное время
Комментарий к статье 154
Ночным считается время с 22 до 6 часов (ст. 96 ТК). Повышенная оплата работы в этот период обеспечивается путем применения доплат за работу в ночное время. Размеры доплат за работу в ночное время не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. По правилам, установленным ТК, оплачивается только каждый час работы при немногосменном режиме. Поэтому следует разграничивать работу в ночное время при многосменном и немногосменном режимах, поскольку такая работа оплачивается по разным правилам. Так, к многосменному режиму не относятся, в частности, работа при разделении рабочего дня на части, суточные дежурства, только ночная или только вечерняя смены, разовые, систематические или эпизодические выходы на работу в ночные или вечерние смены. Работа при многосменном режиме в вечерние и ночные смены считается отклоняющейся от нормальной, и поэтому согласно ст. 149 ТК за нее производятся доплаты, которые не могут быть ниже установленных законодательством. Действующее трудовое законодательство не регулирует размеры доплат за работу при многосменном режиме. Следовательно, продолжает действовать Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" <1> (ст. 423 ТК; Определение ВС РФ от 19.11.2003 N 48пв-03 <2>). -------------------------------- <1> СП СССР. 1987. N 14. Ст. 55. <2> БВС РФ. 2004. N 9.
Согласно указанному Постановлению при многосменном режиме производятся доплаты за работу: - в вечернюю смену - в размере не менее 20% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы; - ночную смену - в размере не менее 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы. ТК закрепляет повышение уровня гарантий работникам при выполнении работы в ночное время путем установления минимальных размеров доплат. Минимальные размеры доплат за работу в ночное время, исходя из принципа социального партнерства, устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Правительство РФ Постановлением от 22.07.2008 N 554 <1> установило, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3640.
Конкретные размеры доплат за работу в ночное время устанавливаются работодателем не самостоятельно, а коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников либо трудовым договором, что соответствует основным принципам трудового права о сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальном партнерстве, включающем право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей
Комментарий к статье 155
ТК устанавливает правила оплаты труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей. Упоминание в настоящей статье наряду с нормами труда трудовых (должностных) обязанностей связано с новым подходом к пониманию норм труда, который учитывает не только общепринятые количественные (нормы времени, выработки, численности и др.), но и качественные характеристики трудовых затрат (нормы расходования материалов, полуфабрикатов, инструмента, качества продукции (работ), ритмичности и т.д.). Суть данного подхода - в трактовке норм труда как совокупности трудовых (должностных) обязанностей работника, конкретных требований со стороны работодателя, определенных в установленном порядке. В рамках круга трудовых (должностных) обязанностей работника установление ему конкретного задания (поручения) работодателем, руководителем, непосредственным руководителем - это и есть норма труда или нормирование. Такой подход к нормам труда был и раньше, в частности у таких категорий работников, как государственные гражданские служащие. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей зависит от наличия или отсутствия вины работника и работодателя. Вина работника может выражаться в умышленном или неосторожном нарушении правил внутреннего распорядка, правил и инструкций, регламентирующих производство работ. Вина работодателя обычно выражается в нарушении своей обязанности по обеспечению нормальных условий работы для выполнения работником норм труда (ст. 163 ТК). Невыполнение норм возможно и по причинам, не зависящим ни от работника, ни от работодателя (стихийные бедствия, аварии, другие чрезвычайные ситуации).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |