Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод правового регулирования




Предмет конституционного права.

Предметом науки конституционное право является система положений и закономерностей, связанных с разработкой, принятием и практическим применением принципов и норм Конституции государства, направленных на конституционное закрепление политико-правового статуса человека и гражданина, путей его практического закрепления и защиты, на определение конституционных основ государственного и общественного строя Украины.

Предмет и метод правового регулирования - это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования – это то, на что воздействует право. Оно влияет на общественные отношения, т.е. предмет правового регулирования – это качественно-однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.

Главным фактором, обуславливающим отличие конституционного права от иных отраслей, является своеобразие общественных отношений, которые урегулированы данной отраслью права. Отношения, которые регулируются нормами различных отраслей права Украины, отличаются друг от друга содержанием, конкретными целями и задачами.

Предметом конституционного права является особый блок общественных отношений, имеющихся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Это фактические отношения, например, по поводу: устройства государства и государственной власти (властеотношения); охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством).

В предмет конституционно-правового регулирования входят отношения, связанные с формированием и функционированием законодательной, исполнительной, судебной власти и формированием государственного и общественного строя, политической, экономической системы,, а также связанные с основами правового статуса граждан, их правами и обязанностями, территориальным устройством, правовым статусом Автономной Республики Крым, правовым положением органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Другими словами предмет конституционного права Украины составляют, прежде всего, отношения установления, передачи, реализации государственной власти, ее разделение и распределение между органами власти и другими политическими структурами; установление границ государственной власти, гарантии прав и свобод граждан.

Каждая отрасль права Украины имеет свой метод правового регулирования. Если предмет – это то, на что воздействует право, то метод – это способ воздействия, то есть совокупность определенных приемов, способов воздействия права на соответствующую часть общественных отношений.

Главной чертой, определяющей различия в способах воздействия на общественные отношения, является характер взаимного положения субъектов правовых отношений.

Так, в одних отраслях превалирует метод властного обязывания или императивный метод правовой регламентации, в других – равенства сторон или метод дозволения, или же диспозитивный метод, в третьих – запрещения недозволенных действий или метод запрета, Отрасли права используют эти методы в различных сочетаниях в зависимости от характера общественных отношений, которые они регулируют. Для конституционного права Украины характерно сочетание всех вышеуказанных методов при превалирующем значении императивного метода, поскольку конституционно-правовые связи – это в основном властные отношения, базирующиеся на власти и подчинении субъектов правовых связей, на их субординации.

Методы правового регулирования в конституционном праве – это способы воздействия конституционного права на определенный вид общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования данной отрасли права.

Конституционное право Украины применяет такие правовые методы воздействия на социальные связи как установление прав, возложение обязанностей и ответственности на участников общественных отношений, дозволение, запрет.

Важным методом конституционно-правового регулирования социальных связей метод обязывания или императивный метод. Именно в такойформе провозглашаются многие нормы Конституционного права Украины. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов государственно-правовых отношений осуществлять свои действия в соответствии с конституционными предписаниями. (ст.68,94 Конституции Украины).

Конституционному праву Украины присущ и метод дозволения или диспозитивный метод. Предписания, содержащиеся в конституционных нормах, не управомачивают, не обязывают, а разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. (ст.90).

Нередко в конституционном праве Украины применяется и метод запрета. Конституционные предписания, в данном случае, запрещают субъектам конституционного права осуществлять определённые действия. (ст.37, 90, 103 Конст. Укр.).

В целом для конституционно-правового регулирования общественных отношений характерным является властно-императивный метод, поскольку нормы конституционного права Украины регламентируют большой блок отношений власти и подчинения, реализации властными структурами своих полномочий.

В конституционном праве Украины много норм обобщающего характера, которые оказывают существенное влияние на правовое регулирование в иных отраслях национальной правовой системы. (ст.1, 2, 3,6, 8 Конст. Укр.). Но есть нормы, детально регламентирующие конституционно-правовые отношения. Так, ст. 106 Конституции Украины устанавливает компетенцию Президента Украины, перечень его полномочий составляет 31 пункт.

Принципиальное значение, с точки зрения правовой регламентации, имеет закрепление в Конституции положения о том, что она имеет высшую юридическую силу. Это означает, что законы и другие нормативные акты принимаются на основе Конституции и должны ей соответствовать (ст.8 Конст. Укр.).Таким образом для всех отраслей права Украины устанавливается режим конституционной законности как в правоустановительной, так и в правоприменительной деятельности.

Существенное значение имеет положение о том, что нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия, что обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно, на основании Конституции Украины - гарантируется (ст. 8 Конст. Укр.). Это означает, что человек, права которого нарушены, обращаясь в суд или какой-нибудь другой государственный орган, может непосредственно ссылаться на соответствующие нормы Конституции как на достаточные и наиважнейшие основания для того, чтобы его права и свободы были восстановлены.

Важной особенностью метода конституционного регулирования является его учредительный характер. Это непосредственно связано со спецификой Конституции Украины, как основополагающего нормативно-правового акта, с ее учредительным характером, поскольку Конституция устанавливает название государства, определяет основы конституционного строя, являющиеся базовыми для государства и общества, основы правового статуса личности, основы правового статуса политических партий и иных общественных формирований, политико-территориальную организацию государства, включая основы взаимоотношений Украины и Автономной Республики Крым, а также систему, порядок формирования, основные принципы деятельности и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.