КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие науки конституционного права и ее система
история развития конституционного права, его современное состояние и тенденции развития, идеи, концепции, прогнозы, источники, система; фактические отношения, подлежащие конституционно-правовому регулированию; практика реализации и применения норм, относящихся к источникам конституционного права. Всякая наука представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний или систему таких знаний. Следовательно, в составе науки конституционного права выделяются относительно обособленные группы (блоки), комплексы научных положений (теорий), концепций, сформулированные в результате познания и научного анализа конституционно-правовой действительности. Комплексы таких знаний или научные теории находятся во взаимосвязи друг с другом, образуя в единстве целостный научный комплекс - систему науки конституционного права. Система науки не является произвольной, она зависима от объекта изучения. С этой точки зрения система конституционного права в значительной мере подчинена системе отрасли конституционного права. Однако наука содержательнее изучаемого ею предмета одноименной отрасли права. В ее задачу входит обоснование особенностей самой отрасли, ее места в правовой системе, разработка понятийного аппарата, исследование национальных источников конституционного права в сопоставлении с зарубежными аналогами, оценка действенности конституционно-правовых институтов и др. Соответственно, в системе науки конституционного права можно выделить несколько крупных проблем, объединенных в разделы: 1) теория (учение) об отрасли и науке конституционного права; 2) теория конституции; 3) учение об основах конституционного строя; 4) теория федерализма (федеративного устройства) Российской Федерации (федеральное и региональное право); 5) учение о правах и свободах человека и гражданина (гуманитарное право); 6) учение об организации государственной власти в Российской Федерации; 7) учение о местном самоуправлении в Российской Федерации (муниципальное право); 8) учение об особых конституционно-правовых режимах (чрезвычайное право). Первые три раздела объединены в Общую часть конституционного права, разделы 4-8 составляют содержание Особенной части конституционного права*1. Проблема структурирования и, в частности, деления конституционного права на Общую и Особенную части в специальной литературе обозначена уже в дореволюционном государствоведении. Такая идея принадлежала теоретику права и государствоведу Н.М. Коркунову. В понимании ученого общая часть отображает основные начала государственного права и охватывает следующие четыре основных отдела: 1) общую характеристику государственного строя; 2) учение о субъектах государственного отношения - монархе и подданных; 3) учение об объекте - о власти, ее функциях и органах; 4) учение о содержании государственного отношения - о правах и обязанностях монарха и подданных. Особенная часть также включала четыре отдела: 1) верховное управление (включая функции законодательства); 2) подчиненное управление (сфера «подзаконного управления» и деятельности «подчиненных органов»); 3) самоуправление (отрасль подчиненного управления, представляющая «интересы местного сообщества»); 4) обеспечение законности управления (как особая деятельность государственной власти*2. В то же время разрешенной эту проблему считать нельзя. Намеренно не желая втягиваться на страницах учебной работы в дискуссию, отметим, что остается открытым вопрос о составе каждой из этих частей, наборе их институтов, обосновании связей между ними и др. Очевидно также, что правомерно говорить и о третьей составляющей отрасли конституционного права - ее Специальной части*1, которая содержала бы материал, концептуально отображающий наиболее актуальные проблемы современного отечественного конституционного права и давала студентам углубленное понимание проблем конституционно-правового развития. На содержание этой части решающее влияние, как представляется, оказывают два фактора - профиль вуза и (в не меньшей степени) научные интересы исследователя (исследователей). С учетом этих обстоятельств в Специальной части могли бы рассматриваться проблемы конституционно-правовых режимов, конституционных процедур и конституционного судопроизводства, действия Конституции, реализации и защиты конституционных прав и свобод, конституционных способов и средств их ограничения, развития федерализма в современной России, законодательного процесса и законодательных технологий, избирательного процесса и избирательных технологий и др. Специальная часть - это своего рода квинтэссенция конституционного права, материал этой части должен изучаться в процессе преподавания специальных курсов конституционного права. С точки зрения уровня научного знания структурно конституционное право можно представить: 1) философией и историей конституционного права; 2) его догмой (специально-юридической конституционно-правовой теорией); 3) социологией конституционного права. Особенность Специальной части состоит в том, что ее проблематика так или иначе отображает каждый из отмеченных уровней государствоведческого знания, хотя, безусловно, для этой составляющей специфична социологическая направленность. Таким образом, если следовать предложенной систематизации конституционно-правового знания, в процессе преподавания конституционного права в наибольшей мере возможно связать конституционно-правовую теорию с практикой государственно-правового строительства.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |