КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право на объединение. Свобода собраний
Понятие, конституционные признаки и система политических прав и свобод
Назначение политических прав и свобод состоит в том, что они обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных политических прав и свобод Конституцией РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 32); право на участие в референдуме (ч. 2 ст. 32); право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); право на обращения (ст. 33); свобода печати и информации (ч. 4, 5 ст. 29). От иных конституционных прав политические права и свободы отличаются тем, что они: связаны преимущественно с обладанием гражданством РФ; предназначены для активного и полнокровного участия граждан в управлении делами общества и государства; могут быть реализованы индивидуально: индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти, и коллективно: через объединения с другими гражданами. Гарантированность политических прав граждан, их реализуемость напрямую зависят от уровня демократизма государства, политического режима в стране, политической культуры, качества политической системы (наличия или отсутствия авторитетных политических партий, развитых институтов гражданского общества и др.).
Конституционное право граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений. Право на объединение основывается на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединений, самоуправления, законности, гласности. Содержание предполагает а) право создавать по своему выбору общественные или негосударственные объединения (политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) для защиты общих интересов и достижения общих целей; б) право с другими гражданами вступать в созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них. Общепризнанная форма объединения - политическая партия. В соответствии с Конституцией (ст. 30) право на объединение принадлежит каждому человеку, т.е. как гражданам РФ, так и лицам, не обладающим российским гражданством. Однако установлены ограничения для создания и участия в политических партиях для иностранных граждан, судей, прокурорских работников. Государство гарантирует: добровольность реализации права на объединение. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 30) и действующему законодательству никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; свободу деятельности общественных объединений. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, формы и методов своей деятельности. Государство не должно вмешиваться во внутреннюю деятельность общественных объединений, ограничивать их цели и задачи. Закон допускает лишь два основания, по которым деятельность общественных объединений может быть запрещена: 1) в случае нарушения положения, предусмотренного ч. 5 ст. 13 Конституции, совершения иных преступлений; 2) в случае повторного, в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона. Механизм реализации конституционного права граждан на объединение закреплен в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях», а также в Федеральных законах от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (см. главу 12 «Конституционный статус общественных и религиозных объединений»). Свобода собраний. Конституционное право публичного, массового выражения социальных требований против или в поддержку политических мер и событий общественно-политической жизни. Всеобщая декларация прав человека предусматривает, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций» (ч. 1 ст. 20). Содержанием свободы собраний охватывается право: а) собираться мирно без оружия; б) проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Закрепление данного права в Конституции РФ (ст. 31) позволяет гражданам РФ законно, публично участвовать в обсуждении вопросов, имеющих общественное значение, выражать поддержку или протест проводимой властью политике, публично оглашать собственную позицию по этим вопросам. Данное право является юридическим средством материального объективирования свободы слова, демонстрации воли и выражения мнений граждан по поводу тех или иных акций государства (его органов). На органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность гарантировать свободу собраний, иных публичных мероприятий. В то же время в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 21) в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц допускаются ограничения данного права и только в соответствии с законом. Российским действующим законодательством реализация данного права оговорена рядом условий: публичные мероприятия должны преследовать мирные цели, создавать препятствия нормальному функционированию организаций, осуществление публичных мероприятий не должно нарушать права и свободы других лиц, совершать действия, направленные против частной собственности, и др. Порядок осуществления публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»: письменное заявление (уведомление) подается организаторами публичного мероприятия в местную администрацию не позднее, чем за 10 дней до его проведения. В заявлении указывается цель, форма, место проведения мероприятия или маршрут движения, время начала и окончания, предполагаемое число участников и др. Местная администрация обязана рассмотреть заявление и сообщить о принятом решении не позднее, чем за 5 дней до проведения публичного мероприятия. В случае введения чрезвычайного положения проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий в соответствии с действующим Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» может быть запрещено вплоть до его отмены.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |