Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суверенитет народа РФ и право на самоопределение народов РФ. Государственный суверенитет




КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА, РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

Конституция РФ (ст. 7) определяет, что РФ является социальным государством, т. е. политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, а именно государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает и гарантирует минимальный размер оплаты труда, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии и пособия, иные гарантии социальной защиты граждан.

Конституция РФ (ст. 1) определяет, что РФ является правовым государством. Понятие правового государства многомерно и включает в себя, в частности, приоритет прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, верховенство Конституции РФ и федерального законодательства, включенность общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в российскую правовую систему.

Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти, являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть».

1. Законы обладают высшей юридической силой, принимаются только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ).

2. Исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту.

3. Между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ.

4. Судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции.

5. Ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней.

6. Споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ.

Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает следующее.

Надо отметить, что разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали – на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

На уровне местного самоуправления принцип разделения властей не реализуется.

 

 

Как следует из преамбулы Конституции РФ («Мы, многонациональный народ РФ … принимаем Конституцию РФ»), а также из ч. 1 ст. 3 Конституции РФ («носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»), в России на конституционном уровне провозглашается и признается принцип народного суверенитета, народ (т. е. все население России – совокупность граждан и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ) является верховным сувереном, в этом аспекте многонациональный народ России предстает как единый конституционно-правовой субъект особого рода.

Вместе с тем в Конституции РФ понятие «народ» используется и в другом смысле – как исторически сложившаяся социальная общность, самоидентифицирующая себя в качестве таковой, объединенная по национальному, территориальному, бытовому, языковому и иным признакам (напр., коренные малочисленные народы Крайнего Севера). В этом смысле, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, за народами в РФ признаются равноправие и право на самоопределение (т. е. влияние на процесс государственного управления). Надо заметить, что право на самоопределение – это не суверенитет, носителем которого является лишь весь многонациональный народ РФ. Формами национального самоопределения в РФ, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т. е. республики, автономные округа и автономная область, а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочисленных народов. Вместе с тем сецессия (т. е. выход субъекта РФ из состава Федерации) не допускается.

Как следует из ст. 4 Конституции РФ, государственный суверенитет РФ распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию, в частности, Конституция РФ и федеральное законодательство имеют верховенство на всей территории РФ. Субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают. Это было подтверждено, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10П, которым не соответствующим Конституции РФ было признано положение Конституции Республики Алтай о суверенитете данного субъекта РФ. Указанная позиция была подтверждена и в других решениях КС РФ. Конституция РФ не допускает существование двух уровней государственного суверенитета в единой системе государственной власти в РФ.

Статья 67 Конституции РФ определяет, что к территории РФ относятся территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом нормами международного права и федеральным законодательством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.