КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации к
Пояснительная записка САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К Источники План Тема 24. Школы (основные направления) науки Источники План Тема 23. Основные вопросы Общей части уголовного права зарубежных государств (2 часа) 1. Уголовное право Франции и Германии. 2. Уголовное право Англии и США. 3. Уголовное право России.
Практическое задание
1. Составить схему «Основные системы уголовного права зарубежных стран». 2. Провести сравнительный анализ особенностей уголовного законодательства стран романо-германской и общей систем права. 3. Решение тестов по данной теме.
1. См. нормативный материал, судебную практику и литературу к теме 23.
уголовного права (2 часа)
1. Классическая школа уголовного права. 2. Антропологическая школа уголовного права. 3. Социологическая школа уголовного права.
Практическое задание
1. Составить схему «Школы (основные направления) науки уголовного права». 2. Установите различия в толковании понятия преступления представителями классической школы уголовного права Беккариа, Кантом, Гегелем и Фейербахом.
1. См. нормативный материал, судебную практику и литературу к теме 24. 2. Решение тестов по данной теме.
Глубокое и всестороннее изучение проблем уголовного права возможно только при правильно организованной самостоятельной работе студентов (далее СРС). Внеаудиторная СРС является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий и имеет определяющий смысл, как для изучения учебной дисциплины, так и для приобретения навыков будущей специальности. На неё отведено 76 часов. Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине “Уголовное право” (Общая часть) рассматривается как одна из приоритетных форм усвоения учебного материала, способствующая выработке необходимых для практической работы в правоприменительных органах практических навыков и умений. Содержание самостоятельной работы студентов по “Уголовному праву” (Общей части) определяется учебной программой, рабочим учебным планом, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя, осуществляющего руководство СРС. Проверка самостоятельной работы осуществляется руководителем в установленный срок. Самостоятельная работа студентов по дисциплине “Уголовное право” (Общая часть) охватывает все темы курса и состоит из двух этапов: 1 – работа по ознакомлению с содержанием соответствующих нормативно-правовых актов, постановлений Пленума Верховного суда Украины, рекомендуемой литературы; изучение отдельных вопросов, которые не рассматриваются в рамках лекционного материала. 2 – работа по подготовке и проведению мини-ролевой игры. 1 этап: Ознакомление с предлагаемыми источниками осуществляется во время изучения соответствующей темы дисциплины “Уголовное право” (Общая часть). Учебный материал, который самостоятельно выучил студент, вносится в тестовые задания (текущее тестирование), в задания итогового теста, а также в экзаменационные билеты. 2 этап: Мини ролевая-игра проводится 2 раза в год после завершения изучения соответствующих модулей учебной дисциплины (1 игра – по темам 1 и 2 модуля; 2 игра – по темам 3 и 4 модулей). Подготовка и проведение мини ролевой игры осуществляется по конкретной тематике. Каждая пара студентов самостоятельно выбирает тему мини – ролевой игры, учитывая рекомендации преподавателя. На основании изученного материала студент выполняет задание СРС с учетом соответствующих требований и календарного плана (см. далее). Подготовка к проведению мини-ролевой игры должна осуществляться в соответствии с календарным планом. Оценка, которую получил студент за мини-ролевую игру засчитывается в общее количество баллов, полученных за время изучения дисциплины. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за этот вид работы – 35 баллов. В каждой академической группе назначается координатор, который выполняет соответствующие обязанности: - составляет список тем, которые охватываются избранными студентами группы казусами; - контролирует, чтобы казусы, которые избрали студенты группы не повторялись; - если студент изменяет казус, по которому готовится мини-ролевая игра, координатор делает соответствующую пометку и согласовывает изменение с преподавателем; - выполняет иную деятельность, которая связана с организацией СРС студентов в группе. Как указывалось выше, мини-ролевая игра проводится два раза в год после завершения изучения соответствующих модулей учебной дисциплины, рекомендуемых для проведения ролевых дискуссий. По предлагаемой кафедрой уголовного права и процесса учебной программе для проведения мини-ролевой игры, заблаговременно, студенты (по парам) готовят фабулы казусов, представляющих собой материал, построенный на основе реальных уголовных дел, дающие возможность по-разному трактовать конкретные вопросы, относящиеся к общей части курса «Уголовное право». Для игры предлагаются темы, подобранные так, чтобы, в итоге, все основные темы общей части курса «Уголовное право» были предметом мини - ролевой игры. Обсуждаемые участниками игры вопросы должны касаться только понятий общей части курса «Уголовное право». Процессуальной формой такой ролевой игры могут быть: 1) этап предъявления обвинения, где будут вестись дебаты между следователем и защитником в присутствии прокурора, разрешающего их спор; 2) судебные прения в суде первой инстанции, где между собой будут «состязаться» обвинитель и защитник при участии судьи, принимающего окончательное решение. Заблаговременно преподаватель распределяет роли между студентами. Желательно, чтобы все студенты группы поочередно попробовали себя в каждой из этих ролей. Это можно делать, повторяя одну и ту же ситуацию, а можно менять казусы для каждой пары студентов. Все зависит от времени, отведенного на занятия, количества студентов, сложности казусов и т.п. Подготовка студентов к проведению ролевой игры заключается в: 1) разработке и подготовке студентами сценария на основе реальных уголовных дел по которым проводится мини-ролевая игра; 2) освоении теоретических положений по темам мини-ролевых игр на основе изучения монографий и статей ученых юристов; 3) изучении действующего законодательства Украины, опубликованной и неопубликованной следственной и судебной практики по намеченным темам мини-ролевых игр. Подготовка к проведению мини-ролевых игр может выполняться в библиотеке высшего учебного заведения, учебных кабинетах, компьютерных классах (лабораториях), а также в домашних условиях. Проведение мини-ролевой игры регламентируется следующими требованиями:
4.2. Порядок и правила проведения ролевой игры 1) распределение ролей между участниками: а) на стадии предъявления обвинения: - следователь; - защитник; - прокурор.
б) при судебных прениях в суде первой инстанции: - обвинитель; - защитник; - судья.
2) Критерии распределения ролей между студентами. Критериями распределения ролей между студентами могут быть: - собственное желание студентов; - по назначению преподавателя или руководителя дискуссии.
Проведение игры На игру отводится по 20 -25 минут на каждую пару, поэтому акцент делается на следующие моменты:
I. Предъявление обвинения - следователь квалифицирует деяние по определенной статье УК Украины и обосновывает правильность своей квалификации; (7 минут) - защитник возражает следователю, аргументируя свое несогласие, и заявляет ходатайство о переквалификации действий обвиняемого на более мягкую статью УК Украины; (7 минут) - следователь отказывает в удовлетворении этого ходатайства, и защитник обращается к прокурору; (5 минут) - прокурор принимает решение по жалобе защитника. (5 минут)
II. Судебные прения - государственный обвинитель излагает фабулу дела, дает правовую оценку, квалификацию и аргументацию обстоятельств дела; (7 минут) - защитник аргументирует свое несогласие с доводами обвинителя и излагает свое мнение о квалификации; (7 минут) - судья окончательно разрешает их спор, приводя выдержки о квалификации из приговора. (7 минут)
Каждая пара проигрывает свои роли, а остальные студенты выполняют функцию наблюдателей. Преподаватель отмечает все удачные и неудачные моменты в работе каждого студента. Обязательной является и смена ролей, чтобы все студенты могли побыть в позиции защитника, обвинителя, следователя, прокурора и судьи. Желательно, чтобы каждая пара могла проиграть ситуации, до конца, однако преподаватель вправе прервать игру, если видит очевидные ошибки студентов, приводящие к отступлению од темы. Подобное решение может быть в крайнем, исключительном случае. Любые иные ошибки и неточности в работе студентов должны быть обсуждены только после окончания игры.
3) Ведущий мини-ролевой игры. В роли ведущего дискуссии может быть преподаватель или кто-то из студентов. Обязанности ведущего: - открывает игру, называя тему игры, участников и предоставляя слово следователю или государственному обвинителю; - следит за временем; - следит за очередностью выступлений; - применяет к нарушителям регламента и порядка предусмотренные санкции, если иное не установлено регламентом; - подводит итоги мини-ролевой игры; - следит за соблюдением регламента в общем. Ведущий может задавать вопросы участникам или одному из них, если в этом возникает необходимость.
4) Наблюдатели. Наблюдателями являются студенты. Они не может вмешиваться в ход дискуссии. После завершения мини-ролевой игры наблюдатели могут высказать свое впечатление от нее и оценить выступающих по установленным критериям.
5) Запреты. Во время дискуссии запрещается: - говорить одновременно нескольким лицам; - прерывать выступления других; - существенно повышать голос; - оскорблять другое лицо; - грубо оскорблять другое лицо; - вести себя неуважительно в отношении ведущего; - использовать нецензурную лексику; - затевать ссору.
6) Этика. Во время дискуссии все ее участники должны с уважением относиться друг к другу, быть тактичными и терпеливыми, дослушивать мнение каждого из них до конца, даже если с ним не согласны, критически относиться к мнению, а не к лицу, его высказавшему.
7) Обсуждение итогов игры. При обсуждении итогов игры необходимо соблюдать несколько правил. 1. Обсуждение должно проводиться сразу после проигрывания ситуации. 2. Первыми впечатление об игре высказывают участники: что, по их мнению, им удалось, что не удалось и что следовало бы делать иначе. 3. После этого высказываются наблюдатели, последним подводит итог ведущий мини-ролевой игры.
4.3. Календарный план выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине “Уголовное право” (Общая часть)
Примечание: Если студент для мини-ролевой игры выбрал казус, который включает в себя темы, изучаемые последними, ему необходимо получить консультацию преподавателя заранее. ТЕСТИРОВААНИЮ СТУДЕНТОВ
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |