Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Если предусматривается, что оно будет применяться как временная мера. 4 страница




Содержание нормативных актов, относящихся к сфере уголовного законодательства, отражая военное время, носило двоякий характер. С одной стороны, они ужесточали меры юридической ответственности, применяемые к виновным. Это позволяет сделать обоснованный вывод о том, что в годы войны в системе советского права уголовное право занимало одно из доминирующих положений.

С другой стороны, определенные категории осужденных к лишению свободы могли освобождаться от отбывания наказания на определенных условиях. Например, работники железнодорожного и водного транспорта, осужденные к лишению свободы без поражения в избирательных правах, по определению суда могли быть направлены либо в действующую армию (лица призывного возраста), либо на предприятия с использованием их в должностях по усмотрению руководителя предприятия <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1942 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. N 8.

 

Поражение в правах как один из видов уголовной ответственности в СССР было предусмотрено в начале двадцатых годов двадцатого столетия и отражалось в уголовных кодексах вплоть до пятидесятых годов. Его содержание заключалось в том, что решением суда применялось лишение следующих конституционных прав, принадлежащих виновному лицу, на срок до 5 лет:

активного и пассивного избирательного права;

права на занятие определенных государственных должностей или выборных должностей в общественных организациях;

права "носить почетные звания";

родительских прав (при установлении судом злоупотребления этими правами со стороны осужденного);

права на пенсии (за совершение государственных, корыстных и воинских преступлений), выдаваемые в порядке социального страхования и государственного обеспечения, а также на пособие по безработице. Эта мера наказания действовала до момента ликвидации в стране безработицы, о которой было официально объявлено в начале тридцатых годов. В сороковых годах XX столетия поражение в "политических и отдельных гражданских правах" могло назначаться в качестве как дополнительной, так и самостоятельной меры "социальной защиты". В начале двадцатых годов - только как дополнительная мера <1>.

--------------------------------

<1> См.: УК РСФСР 1922 г. Ст. ст. 40 - 42 // Уголовный и уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. М: Юридическое издательство НАРКОМЮСТ. 1923; УК РСФСР в ред. 1926 г. Ст. ст. 31 - 34 // Уголовный кодекс РСФСР. М.: Юридическое издательство НКЮ Союза ССР, 1940.

 

Лица, осужденные за тяжкие преступления, могли быть также направлены на фронт по личному заявлению в штрафные батальоны. После "искупления кровью" они могли направляться для дальнейшего прохождения службы в обычные воинские подразделения.

Жесткие действия государства диктовались складывающейся ситуацией на фронтах. Это состояние было очень близким к состоянию крайней необходимости, нанося при этом определенный ущерб с целью предотвращения большего ущерба всем трем важнейшим субъектам общественных отношений - государству, личности и обществу. История свидетельствует, что в критических ситуациях государство, как важнейший элемент политической системы общества, обязано и должно предпринимать адекватные реальной угрозе действия.

Летом 1942 года советские войска с большими потерями отступали на основных направлениях ведения боевых действий. Войска вермахта, прорвав оборону, устремились к нефтеносным районам Кавказа и к Сталинграду. Руководством страны было принято решение о необходимости остановить наступление противника любой ценой. 28 июля 1942 года принимается ставший впоследствии знаменитым Приказ N 227, известный по неофициальному, но очень точно отражающему его сущность названию - "Ни шагу назад!".

По этому Приказу отступление без приказа запрещалось под угрозой расстрела. Убегающих с боевых позиций бойцов встречал огонь заградительных отрядов. Предусматривалось создание штрафных частей. Вплоть до окончания войны в них было направлено 427910 человек <1>. В 1943 году доля штрафников составляла 2,7% от общей численности личного состава Советской армии и флота, а в 1945 году - уже только 1,3%. В то же время нельзя недооценивать (да и переоценивать) их роль в общей победе. Выполняя наиболее опасные задачи, эти специальные подразделения несли неизмеримо большие (в 3 - 6 раз больше, чем в обычных войсках) потери.

--------------------------------

<1> Здесь и далее статистические материалы о штрафных частях приводятся по статье: Баранец Виктор. Пять мифов о штрафбате // Комсомольская правда. 2007. 26 июля. N 108-т/30.

 

По штатному вооружению штрафные части представляли собой обычные стрелковые воинские формирования с легким вооружением (винтовка, автомат). Срок службы в них составлял от одного до трех месяцев. Ранение или смерть автоматически считались искуплением вины перед Родиной. За подвиги и проявленное мужество предусматривалась возможность досрочного перевода для дальнейшего прохождения службы в обычные воинские части.

Штрафные части состояли из штрафных батальонов (численностью до 800 человек) и штрафных рот (численность 150 - 200 человек). Командовали штрафными частями только кадровые офицеры, получавшие за это дополнительные (особые) льготы. Такие, например, как: выслуга один месяц за шесть месяцев (в обычных войсках - один день за три дня); ускоренное продвижение по службе; повышенное денежное содержание и т.д.

В штрафбаты направляли только "средних и старших командиров и политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости". В штрафные роты направляли рядовых бойцов, сбежавших с поля боя, а также досрочно освобожденных из мест лишения свободы. В соответствии с архивными материалами НКВД СССР за все годы войны из исправительно-трудовых лагерей и колоний досрочно было освобождено и направлено на фронт более 1 миллиона человек. Из них примерно 10% направлены в штрафные роты, а остальные - в обычные воинские части.

За отдельные противоправные деяния в качестве возможной меры юридической ответственности нередко использовалось выражение "по закону военного времени". Это не только эмоциональная, но и юридическая оценка правонарушения, предусматривающая назначение максимальной санкции.

В местностях, находившихся на осадном положении, допускалась возможность и внесудебного вынесения решения - вплоть до расстрела на месте. Такие меры были возможны в случаях, если преступник был застигнут на месте совершения умышленного преступления (кражи, грабежи, разбои...), а также в отношении "провокаторов, шпионов и прочих агентов, призывающих к нарушению порядка".

Некоторые государства в этот период также вводят жесткие ограничения на определенные публичные действия, являющиеся неотъемлемым атрибутом показателя демократичности общества в обычных условиях. В начале Второй мировой войны (28 июня 1940 г.) в США принимается Закон Смита, объявивший незаконными действия, направленные под различными предлогами против правительства, а значит, и против интересов США.

Законодательство СССР предусматривало, что в условиях военного времени распространение ложных слухов, возбуждающих "тревогу среди населения", которая затем могла перерасти в панику и массовые беспорядки, должно жестко наказываться. Указ ПВС СССР от 6 июля 1941 г. определил, что за подобные деяния виновные по приговору военного трибунала должны караться тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, если это действие не повлекло за собой по закону более тяжкого наказания <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости. 1941. N 32.

 

В военной обстановке принимались особые, соответствующие характеру переживаемого страной периода времени, меры по борьбе с преступностью. Предусматривалось сокращение (до двух суток) сроков предварительного следствия по делам, связанным с нарушением требований по обеспечению общественного порядка, и выполнения оборонных мероприятий. Органам УНКВД и УНКГБ предоставлялось право в случаях, не терпящих отлагательства, производить обыски и аресты без санкции прокурора.

Подводя итоги характеристике административно-правовых режимов, устанавливаемых в условиях военного времени, прежде всего необходимо отметить следующие особенности.

1. Военное время следует понимать как особый правовой режим, основывающийся на законодательстве военного времени, имеющем комплексный и системный характер, действующий в течение не определенного заранее времени на всей территории и во всех сферах народного хозяйства страны.

2. В современных условиях отличительной особенностью военного времени, рассматриваемого как особый правовой режим, является то, что он в обязательном порядке должен выступать составной частью международного особого правового режима военного времени, который базируется на положениях норм международного права. Этим определяется роль и место мирового сообщества не только в формировании международного правопорядка, но и в реальной возможности со стороны международных организаций контролировать полноту и качество его выполнения.

3. Военное время оказывает влияние на все сферы общественной жизни, внося следующие принципиальные коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата.

А. В этот период времени в связи с невозможностью проведения выборов в Советы всех уровней усилилось значение исполнительных комитетов, к которым перешел ряд исключительных полномочий Советов. Состав исполкомов мог пополняться путем кооптации представителями партийно-советского актива. По существу, практика выборов была заменена системой назначений. Подобный опыт имелся в практике деятельности и других государств. Впоследствии он был воспринят нормами международного права и отражен в чрезвычайном законодательстве Российской Федерации.

Б. Произошла централизация государственного управления с одновременным повышением роли исполнительно-распорядительных органов советской власти. Одновременно усилились интеграция и слияние партийного и государственного руководства на различных управленческих уровнях.

В. Создаются специальные чрезвычайные органы, наделяемые практически неограниченными полномочиями. Высшим чрезвычайным органом в стране был ГКО СССР, образованный совместным Постановлением ПВС СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г. Его создание не предусматривалось Конституцией СССР. Постановления ГКО имели силу законов военного времени и должны были неукоснительно выполняться всеми субъектами советского права. Для оперативного решения возникающих вопросов на фронтах, в наркоматах и ведомствах, а также в территориальных образованиях учреждались должности уполномоченных ГКО.

Г. Судебная система в годы войны не претерпела принципиальных изменений. Однако усилилась роль военных трибуналов, система которых возглавлялась Верховным судом СССР. В его составе действовали Военная, Военно-железнодорожная и Военная воднотранспортная коллегии. Центральное место в работе военных трибуналов и судов занимало рассмотрение дел, связанных с нарушением трудовой и государственной дисциплины.

Д. В период действия особого правового режима военного времени могут устанавливаться иные разновидности особых правовых режимов, носящие более жесткий характер - военное положение и осадное положение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.